AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Ильхам Алиев должен быть номинирован на Нобелевскую премию мира после подписания мирного соглашения с Арменией

Игорь Коротченко: Ильхам Алиев должен быть номинирован на Нобелевскую премию мира после подписания мирного соглашения с Арменией

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
11.07.2024 18:50

/upload/iblock/245/24597c0cf53b18d824ed25e3a50ecd07.png

Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» комментирует перспективы мира на Южном Кавказе.

- Игорь Юрьевич, Азербайджан и Армения все больше говорят о возможности выйти на заключительную прямую в подписании мирного соглашения. Что это будет значить для региона Южного Кавказа и в более глобальном плане с точки зрения урегулирования одного из конфликтов в мире, которые, увы, не так часто решаются? Наверное, в новейшее время даже невозможно назвать таких примеров…

- Карабахский конфликт был одним из самых застарелых, не имеющих, как многим казалось, в перспективе реального справедливого решения, конфликтов. Арменией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджана.

Для разрешения Карабахского конфликта порядка 30 лет назад были приняты четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требующие немедленного и безоговорочного вывода армянских оккупационных войск с территорий Азербайджана. За все это время с момента принятия данных резолюций они так и не были выполнены. Хотя объективных сложностей с точки зрения международного права в их выполнении не было. Данные резолюции игнорировались Арменией. Невыполнение их продемонстрировало абсолютную слабость ООН как международного института. Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная специально для урегулирования Карабахского конфликта, также за десятилетия не добилась урегулирования конфликта, более того, некоторым странам-сопредседателям группы было выгодно сохранение статус-кво в конфликте между Азербайджаном и Арменией с фактом оккупации азербайджанских территорий. На это работали разного рода покровители Еревана. Армения совершенно спокойно десятилетия паразитировала на территориях Азербайджана, хищнически грабила его природные ресурсы, при этом ничего не строила, не создавала на данных землях. Большинство территорий за все время оккупации оставались заброшенными.

Кроме того, во время оккупации Арменией азербайджанские территории были заминированы. Сегодня освобожденные от оккупации азербайджанские территории считаются одними из самых загрязненных минами в мире.

Азербайджан порядка 30-и лет ждал дипломатического урегулирования конфликта со стороны международного сообщества и специально созданных для этого международных структур. Однако организации вели бесконечные переговоры, а Армения только озвучивала новые территориальные претензии к Азербайджану, совершала на регулярной основе военные провокации – и при «карабахском клане», и при действующей власти Армении. Арменией возводились на оккупированных азербайджанских территориях новые военные укрепления, озвучивались новые доктрины, такие как «новая война за новые территории». Армения собиралась навсегда оставить за собой оккупированные территории.

Второй Карабахской войной осенью 2020 года Азербайджан в ответ на очередные провокации Армении военно-политическим путем самостоятельно выполнил упомянутые резолюции ООН, восстановив справедливость. А через три года - в результате антитеррористических мероприятий в сентябре 2023 года вернул под свой контроль оставшуюся часть Карабаха. В итоге армянский сепаратистский режим в Карабахе был вынужден самораспуститься.

Через некоторое время после окончания Второй Карабахской войны в условиях, когда Азербайджан стал победителей и на поле боя, и в дипломатии, Баку благородно протянул Армении руку мира и предложил переговоры по заключению мирного соглашения. Это было исключительно его инициативой. Президент Азербайджана предложил Армении подписать мирный договор на основе пяти базовых принципов, обозначенных главой Азербайджанского государства. Cегодня они и составляют основу переговорного процесса.

Азербайджан после ряда провокаций западных стран поставил условием прямые переговоры с Ереваном без каких-либо третьих посредников. В результате прямых переговоров между Баку и Ереваном был сделан большой шаг – началась делимитация и демаркация границы двух стран. Процесс продолжается и сегодня.

Подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией повысит уровень безопасности и перспектив будущего Южного Кавказа. Сегодня Закавказье – один из ключевых геополитических, транспортно-логистических и энергетических центров мира. Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией превратит регион в зону процветания и устойчивого развития.

Таким образом, мирный договор будет означать политическую и юридическую легитимизацию тех изменений, которые произошли в регионе. Мирный договор – это фундаментальный документ, который отвечает чаяниям десятков миллионов людей. И архитектор всего этого процесса на сегодняшний день – президент Азербайджана. Даже армянские политологи, эксперты призывают армянские элиты смотреть на Азербайджан, его политику, политику его лидера и мечтают, чтобы во главе Армении был такой же эффективный, преданный национальным интересам лидер как Ильхам Алиев, политик, добивающийся поставленных целей во имя настоящего и будущего не только страны, но и благополучия региона и, в той или иной степени, мира. Азербайджан, терпеливо ведя с Арменией переговоры по заключению мирного соглашения, движет регион к устойчивому будущему и эффективному развитию. Когда мирный договор между Азербайджаном и Арменией будет подписан, уверен, это станет поводом для большинства объективно мыслящих и отвечающих тенденциям времени международных организаций, мировых лидеров выступить с консолидированным предложением о выдвижении президента Азербайджана Ильхама Алиева на Нобелевскую премию мира. Это будет действительно достойный нобелевский лауреат. Это будет достойная премия мира. Она ознаменует прекращение десятилетий кровавого, изнуряющего противостояния на Южном Кавказе.

Самостоятельное урегулирование Азербайджаном Карабахского конфликта - беспрецедентное событие в мировой истории, когда резолюции ООН выполнены лидером пострадавшей страны. Залогом тому стало совпадение целого ряда обстоятельств. С точки зрения площади, населения – Азербайджан – небольшое государство. Однако его статус на международной арене растет с каждым днем все больше и больше. Я бы сказал, что объективно сегодня он превышает статус Франции. Хотя Франция – ядерная держава и один из участников общеевропейских и мировых процессов. Политическая воля, качество лидера, его умение глубоко анализировать глубинность происходящих международных процессов, просчитывать на годы вперед, определяет и качество принимаемых им политических решений.

Да, в пользу Азербайджана играет его географическое положение и мощный энергетический потенциал. Но мы знаем аналогичные примеры государств, которые, имея такие же возможности, не работают столь же эффективно. Другой пример – Азербайджан. Азербайджан сегодня является важным фактором энергетической безопасности Европы.

Кроме того, за последние годы Азербайджан сумел построить, что общепризнанно, крайне сильную, передовую армию.

Владимир Путин не раз отмечал высокий уровень статуса Азербайджана в регионе и на международной арене. Александр Лукашенко в ходе своего визита в Азербайджан, посещая Шушу, сказал, что сегодня Азербайджан – это лидер всего региона, который взял на себя такую миссию, и таким образом, он отвечает не только за свое будущее и процветание, но и за благополучное будущее всего Южного Кавказа. Азербайджан сегодня – ключевой актор и регулятор происходящих в регионе процессов. Лидеры Венгрии, Сербии в последнее время не раз ставили в пример Азербайджан в качестве государства, на которое необходимо остальным ориентироваться в вопросе восстановления своего суверенитета и территориальной целостности. Это действительно уникальный случай в истории. И такие оценки – это признание. Это очень высокие оценки, которые показывают, как государство может в предельно сжатые сроки повысить свою роль и статус на региональной и международной арене в силу фактора сильного лидера, чувствующего время, чувствующего, когда какой шаг правильно совершить.

Безусловно найдутся те, кто задастся вопросом: а как же то, что Азербайджан вернул свои территории военным путем? Ответ здесь прост. И это отвечает логике международных процессов новейшего времени. Азербайджан действовал в рамках международного права. Его действия были абсолютно легитимны. Он ответил на очередную провокацию ВС Армении. Таким образом это была контрнаступательная операция страны против агрессора. Именно Армения нанесла первый ракетно-артиллерийский удар по Азербайджану и Баку был вынужден начать операцию «Железный кулак». Здесь абсолютно юридически безукоризненные действия Азербайджана. Боевые действия велись на его оккупированной территории, которые удерживало соседнее государство. Азербайджан имел полное право освобождать свои территории, тем более, в ответ на провокацию противника.

Азербайджан сегодня играет одну из ведущих ролей в глобальных мировых процессах. Азербайджан – успешное государство. Нет ни одного направления, где бы Азербайджан не был бы эффективен. И сегодня – хотят этого разные силы или не хотят – они признают это. Даже те, кто пытается использовать Азербайджан в своих целях. Потому что у них не получается им манипулировать. Новейшим Азербайджаном, добившемся невероятных успехов в своем региональном и международном статусе, ни у кого не получается манипулировать. Это факт.

Декларация о повышении уровня отношений между Азербайджаном и Китаем, подписанная лидерами двух стран на днях на "полях" саммита ШОС - тому еще один пример. Пример, что Азербайджан видит на перспективу и зрит в корень мировых глобальных процессов. Китай захотел видеть Азербайджан в числе своих стратегических партнеров. И это большой показатель статуса, важности Азербайджана на международной арене.

CША тоже, когда Баку недавно жестко пресек попытку Штатов раскачать ситуацию внутри страны, захотели вдруг налаживать отношения с Азербайджаном. Понятно, что в случае с политикой США нужно понимать, что нож всегда захотят воткнуть, поэтому не нужно поворачиваться спиной. Политика Баку заключается в том, чтобы не создавать себе врагов. Нужно со всеми иметь хорошие отношения настолько, насколько это возможно.

Азербайджан сегодня выступает государством, которое стремится добиваться справедливости в разных точках мира. Это уже его бренд. Именно Азербайджан за последние годы актуализировал проблематику борьбы с неоколониализмом. Он в качестве председателя Движения неприсоединения отстаивал права развивающихся стран. Помогал им во время пандемии. Сегодня в рамках климатической конференции ООН COP29, которую Азербайджан примет в ноябре, азербайджанские власти ставят целью навести мосты между Глобальным Севером и Глобальным Югом. Это ли не качество лидера?

Антиколониальная повестка. Ее в настоящее время поднял именно Азербайджан. В итоге она стала чрезвычайно актуальной. Ее продвигает Россия. Повестка затрагивает большую часть стран Глобального Юга, а это большая часть человечества. Тренды, которые задает азербайджанская дипломатия, политика, во многом опережают инициативы международных институтов.

Cегодня большинство, независимо от мирового политического лагеря, стремится иметь с Азербайджаном хорошие отношения. И в современной мировой истории это тоже уникальный прецедент.

Оценка, анализ и практические решения, которые будут сформулированы на COP29 в Баку, создадут глобальные тренды на ближайшие десятилетия.

- Не могу не спросить, вы упомянули попытки США реабилитировать отношения с Баку в связи с недавним конфликтом после антитеррористических мероприятий Азербайджана в сентябре прошлого года в Карабахе. Что можете сказать о вчерашней встрече глав МИД Азербайджана и Армении с госсекретарем США в Вашингтоне по мирному соглашению между Баку и Ереваном?

- Для американцев важно обозначить свою роль даже не как посредника (потому что они ее провалили), но как модератора заключительного этапа выхода на мирный договор между Азербайджаном и Арменией. Но одно дело – слова, другое – дела. Мы знаем, что американская дипломатия поддерживала Ереван на протяжении Карабахского конфликта. Армения всегда заблаговременно получала ту или иную информацию, которая во многом влияла на внешнеполитическую активность действующего армянского руководства. И мы сегодня видим активность США и Армении, когда есть понимание, что мирный договор фактически выходит на финишную прямую, и перед Штатами встает вопрос, как обозначить себя в этом процессе. Понятно, что всегда важно вовремя вступить в процесс, особенно если есть вероятность, что он выходит на заключительную прямую. Цель и задачи США – закрепиться в регионе. Они этим и занимаются. И им хотелось бы добиться на Южном Кавказе своего доминирования. Отодвинуть на задний план Россию, Турцию и стать главным архитектором процессов.

В той ситуации азербайджанская дипломатия ведет себя прагматично, мудро, не отказываясь ни от каких каналов общения, от площадок для встреч. И при этом реализует свои главные принципы. Поэтому здесь Азербайджан действует последовательно, четко, уверенно. Ну встретились, ну послушали США. В Баку прекраcно понимают, что наряду с позитивной повесткой, которую формально демонстрируют американцы, у них есть альтернативные средства: доклады, которые в любой момент могут быть использованы для обвинения Азербайджана и введения в отношении него санкций. Политика США не изменится. Попытка «обновить» отношения с Азербайджаном – лишь прикрытие. И в Баку это прекрасно знают. Понимаю, если бы Энтони Блинкен вдруг публично дезавуировал всю ту необоснованную критику в адрес властей Азербайджана, которую они озвучили за последнее время. Но этого нет. Значит ни о каком обновлении страниц в отношениях говорить нечего – заявления Вашингтона – только дешевая обертка.

А вот Армения, которая как «союзник» России и ОДКБ приняла участие в саммите НАТО в Вашингтоне – это пример безоговорочной преданности и сателлитства в сторону США. Даже Грузия сегодня борется за свою независимость от диктата Запада. А Армения покорно служит западному диктату.