AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.26 RUB

A
Игорь Коротченко: Не стоит недооценивать поставки Западом натовского вооружения Армении

Игорь Коротченко: Не стоит недооценивать поставки Западом натовского вооружения Армении

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
04.12.2023 19:00

/upload/iblock/e7b/e7b9f974d3f513ad6ce9be7d507b98e9.png

В Сенате Франции накануне обсудили законопроект, посвященный бюджету в сфере обороны на 2024 год. В нем говорится о необходимости продолжения оказания Парижем военной помощи Украине, а также фиксируется, что «несколько бывших советских республик решили дистанцироваться от России и перестроить свои оборонные инструменты в соответствии со стандартами, совместимыми с НАТО». И «поддержка, которую Франция может им оказать, имеет основополагающее значение для установления их независимости». В перечне стран – Грузия и Молдавия. А также Армения. В законопроекте говорится, что Париж уже поставил Армении 24 бронетранспортера типа Bastion, еще 26 находятся на стадии производства.

В документе также указывается на то, что Ереван недавно оформил заказ на три радара GM200 компании Thales, также ведутся переговоры о поставке зенитно-ракетных комплексов MISTRAL 3.

Кроме того, Сенат Франции призвал власти страны как можно скорее изучить возможность поставки южнокавказской республике самоходной артиллерийской установки Caesar в Армению с формулировкой։ "чтобы "не повторить ошибок, допущенных в Украине, и не задерживать поставки необходимой техники".

"Нам необходимо оперативно реагировать на все запросы властей Армении относительно нужд артиллерии", - говорится в докладе.

Напомним, в октябре Армения и Франция подписали соглашения о сотрудничестве в военной сфере, в рамках которого предполагается не только поставка вооружений и военной техники, но и переподготовка армянских военнослужащих.

Без названия (26).pngВ чем интерес Парижа в военных поставках в Армению, ведь, согласно и заявлениям официального Еревана, и французских властей, они добиваются мира на Южном Кавказе. Ситуацию в интервью "Москва-Баку" комментирует генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко. 

- Игорь Юрьевич, в законопроекте есть прямая отсылка на стремление Армении перестроить армию под стандарты НАТО… 

- Франция – сегодня ключевой партнер для Армении по всем направлениям. Очевидно, что Париж намерен замещать Россию в качестве поставщика важнейших классов вооружения. Армения действительно берет курс на переход армии на стандарты НАТО. Это совершенно очевидно. Поскольку технически по-другому не получится. Французские радары контроля воздушного пространства, а также зенитно-ракетные комплексы никоим образом не могут быть совмещены с российскими стандартами, составляющими основу стандартов ОДКБ. Как минимум, Ереван берет курс на автономию от России с точки зрения военного строительства. И мы должны понимать, что это только начало и первые шаги. Дальше будет больше. 

Уверен, мы вскоре услышим и о поставках других видов вооружения НАТО. Любая натовская техника будет однозначно совместима с французскими системами оружия. Со стороны Армении это уже не просто слова, не шантаж России, а конкретная политика. Но очевидно, что это уже не политические декларации, а практические действия – как Еревана, так и Парижа. Есть публикации, что Франция уже начала готовить армянских военнослужащих. Процесс запущен – вопрос, насколько поставки вооружения странами НАТО будет масштабироваться. Париж стал первопроходцем в этом процессе. К вооружению Армении теперь могут быть подключены любые натовские страны. Кроме того, наблюдается заметная активизация контактов между Арменией и Великобританией – недавно создана площадка стратегического диалога между странами, на прошлой неделе был принят план военного сотрудничества. Все эти процессы – дублирование сценария развития событий вокруг Украины. Многое начиналось точно так же. Из Армении хотят сделать новую Украину. Идет попытка синхронизации данных конфликтов, идет попытка раскачать Южный Кавказ, попытка не позволить закрепиться позитивным тенденциям, которые произошли в регионе.

Поэтому Сенат Франции и проводит параллельно между Арменией и Украиной.

Но вся эта политика Запада в Армении направлена не только и не столько против Азербайджана, его конечная цель – Россия, а также Иран, Турция. Мы должны понимать, что превращение Армении в западный плацдарм одновременно направлено против наших стран. И воспринимать это необходимо как коллективную угрозу. У наших стран должно быть четкое осознание рисков и угроз в этой связи. Армению будут использовать как таран.

И, на мой взгляд, не нужно быть легкомысленными в вопросе оценки поставляемого Францией в Армению военной техники, умалять ее качество. Если говорить о бронетранспортерах типа Bastion – это вполне современная боевая техника, бронированные боевые машины. Вопрос, на мой взгляд, главный – что поставки с Запада в Армению идут. Это основное.

В этой ситуации нашим странам было бы целесообразно провести в закрытом формате какие-то общие консультации – на экспертном или межведомственном уровне для обсуждения реалий и угроз. Это необходимо.

- Как с таким подходом Еревана и Парижа сочетаются заявления властей Армении о готовности к миру с Азербайджаном?

- Заявляют о мире, а думают о войне. Также как сочеталось, когда Армения 30 лет оккупировала территории Азербайджана и заявляла, что она жертва. Политика Еревана двулична. Необходимо очень внимательно мониторить происходящие в Ереване события, предугадывать дальнейшие ходы. Разворот на Запад Армении уже произошел, это политический курс. Ереван сегодня занимает все более и более недружественную позицию. События на фоне общей непростой ситуации в мире могут ускоряться, поэтому в политике Армении и скорости ее полного разворота на Запад уже можно ожидать чего угодно. При конкретном западном военном присутствии в Армении Ереван может быстро обнулить связи и договоренности, которые действовали до сих пор.

Кстати, сейчас мы видим попытки вновь проявившейся армянской оппозиции вернуть на повестку карабахский вопрос. Западу это выгодно, поскольку это возможность иметь рычаг давления на Азербайджан. Поэтому определенные силы будут педалировать тему карабахских армян. И очевидно, что эта тема не исчезнет сама собой, как минимум, она будет на информационно-политическом поле использоваться, упоминать на переговорах – как со стороны Еревана, так и со стороны кураторов Армении для того, чтобы иметь какие-то рычаги политического воздействия на Азербайджан.

- Евросоюз в последние недели сильно активизировал взаимодействие с Арменией. Идет различное финансирование всевозможных реформ в стране, создаются совместные инвестиционные площадки…

- Еще одно свидетельство запуска процесса. Cначала идет озвучивание намерений, затем идут визиты, а дальше – военное, военно-техническое и другое сотрудничество. Армения все больше будет напичкана западными структурами. Такая тенденция четко обозначена. Вопрос – за чей счет весь этот «банкет»? Армения – достаточно бедная страна. Она будет закупать из своего бюджета вооружение или брать кредиты, или в рамках иностранной военной помощи? ЕС заявил, что будет изыскивать возможность оказания военной помощи Армении через Европейский фонд мира.

В Украину деньги вбухиваются. Если на Западе посчитают нужным развивать из Армении проект, подобный украинскому, и деньги найдутся, и политическая воля. И тогда можно ждать чего угодно… Запад не заинтересован в стабильности и безопасности в Закавказье.

Для того, чтобы не было угроз Армении, Ереван должен подписать мирный договор с Азербайджаном. И провести делимитацию и демаркацию государственной границы. Но Армения не хочет подписывать мирный договор. Она пытается вновь затягивать процесс, сидя на коленках у Франции, по возможности привлечь Германию, опереться на США. Армения и Азербайджан могут договориться и подписать мирный договор без посредников.

Азербайджан не раз формулировал свой проект мирного договора. От Армении мы пока видим только политическую демагогию. И позиция США, кстати, к сожалению, деструктивна для мира на Южном Кавказе. На это указывается недавний конфликт между Баку и Ереваном. США хотелось бы иметь рычаг воздействия на Азербайджан. Ну как на него давить, как заставлять следовать каким-то рекомендациям Вашингтона? Никак. И Вашингтону это не нравится. Поэтому с американской стороны идут попытки использовать армянскую карту, карту армян Карабаха.

При этом нужно понимать, что не весь Запад настроен в поддержку Армении. Мы знаем особую позицию Сербии, особую позицию Венгрии, Италии, Болгарии, всех тех, кто получает газ по Южному газовому коридору из Азербайджана.

Считаю важным подчеркнуть: сегодня для любой страны постсоветского пространства важно с развитием политических, экономических взаимоотношений с западными странами иметь параллельно дееспособную систему контроля внутренней безопасности для предотвращения вмешательства со стороны Запада во внутренние дела государств посредством различных фондов, грантов, пример тому - пресловутое Агентство США по международном развитию (USAID). Важно не давать возможности западным игрокам использовать эти форматы для внутренней дестабилизации и оказания давления на суверенные правительства. Итоги и смыслы 53-го совещания руководителей специальных служб государств-участников СНГ, которое не так давно проходило в Баку, - очень важный формат общего контроля за такими попытками. Также важно в формате Советов безопасности стран Содружества иметь рабочую группу, которая могла бы на экспертном уровне, на практическом уровне оценивать риски, угрозы и реагировать на них, обмениваться информацией.