AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.26 RUB

A
Игорь Коротченко: Пашинян намерен поменять Конституцию для подписания мирного договора с Азербайджаном

Игорь Коротченко: Пашинян намерен поменять Конституцию для подписания мирного договора с Азербайджаном

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
22.01.2024 19:00

/upload/iblock/ec3/ec3ddf043f7e5ccb11c094703931bb18.jpeg

Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко комментирует «Москва-Баку» отсутствие подвижек в вопросе подписания мирного договора между Баку и Ереваном, а также причины предстоящей смены в Армении Конституции.

- Игорь Юрьевич, январь заканчивается, а в вопросе подписания мирного договора между Баку и Ереваном, что называется, воз и ныне там. В конце прошлого года были активные заявления с обеих сторон о готовности подписать договор, что он готов на 70 процентов. И ничего. Нет даже встреч. В чем причина?

- Армения продолжает занимать всю ту же свою неконструктивную позицию, которая всегда была характерна для Еревана, при абсолютно любых руководителях страны. Это нежелание признавать существующие реалии. Ереван сегодня продолжает предпринимать попытки задействовать переговорные площадки, на которых позиции Еревана могли бы усилить внешние игроки, такие, как США, Франция, Германия, частично ЕС.

По этой причине Азербайджан теперь отказывается от переговоров на американской, европейской площадках, которые использовались ранее. Дело в том, что после восстановления Азербайджаном своего суверенитета и территориальной целостности на Западе занервничали. Сегодня США, ЕС, где сильно влияние Франции, достаточно недружелюбно настроены к Баку. Поэтому естественен перевод Баку переговорного формата на прямой с Ереваном без каких-либо посредников. Армения в свою очередь сегодня не хочет видеть Россию в качестве посредника. Поэтому сложилась такая ситуация, которую видим сегодня.

Кроме того, судя по всему армянская сторона пытается выдвигать вперед какие-то второстепенные вещи, которые можно было бы решать и после подписания мирного соглашения. Например, как отмечал Ильхам Алиев, процесс делимитации и последующей демаркации границы можно осуществить и после подписания мирного соглашения, поскольку он сложный и может занять годы.

Очевидно, что такие страны, как США, Франция, Германия, ЕС не горят сейчас желанием, чтобы был подписан мирный договор в силу ряда факторов. Мне это представляется ключевым элементом сложившейся ситуации – это самое нежелание западных игроков. А нежелание сказывается и на тактике Еревана. Таковы реалии. Что, кто-то ожидал, что будет легко? Нет.

Без точечной военно-политической тактики президента Азербайджана ни один вопрос бы за три года с момента подписания трехстороннего заявления не был решен. Все так бы и стояло на месте. По-прежнему мы бы видели образование сепаратистское в Карабахе, которое продолжало бы быть источником терроризма, диверсий. В итоге Азербайджан сделал все на «земле», чтобы продвинуть Армению к конструктивности. Но даже сейчас, когда, казалось бы, проблема территориальной целостности Азербайджана закрыта для официального Баку, Армения по-прежнему ведет себя, мягко говоря, неконструктивно. Такова природа армянской политики, армянских лидеров. Так что только жесткость со стороны Баку может дать какие-то практические результаты.

На прошлой неделе мы услышали от главы МИД России Сергея Лаврова, что Баку готов подписать мирное соглашение на российской территории, а вот что по этому поводу думает Ереван – непонятно.

Сегодня мы наблюдаем позитивные изменения в российской позиции. Если раньше прямая критика со стороны МИД России в адрес Еревана не звучала, в министерстве старались занимать сбалансированную позицию, использовать осторожные формулировки, то теперь мы видим более принципиальную, четкую, ясную позицию с адресованными в сторону Еревана конкретными претензиями, с конкретной констатацией складывающейся неблагоприятной ситуации.

Это эволюция российской позиции. Мы видим, что сегодня и российские экспертные организации активно доводят до МИД информацию по ситуации. И соответствующие структуры внутри МИДа пришли к выводам. И потом есть фактор времени, есть фактор реалий. И все это привело к изменению прежней аккуратной позиции Москвы в сторону открытой констатации сложившейся ситуации. И то, что Москвой на регулярной основе декларируется, Еревану, мягко говоря, не нравится, как и армянским лоббистам. Это новые реалии. Мои оценки, которые несколько лет назад вызывали скрежет в зубах у армянских лоббистов, сегодня озвучиваются министром Лавровым. Сегодня идет здравый анализ событий, основанный на национальных интересах России. И это не может не радовать.

- Допускаете ли, что Баку и Ереван ведут прямые переговоры, но в публичное пространство это не выводится?

- Налажен канал между Администрацией президента Азербайджана и Аппаратом премьер-министра Армении. Переговоры, по всей видимости, идут, но без взаимного намерения сторон объявлять об этом. Процесс продолжается, такой вывод можно сделать, проанализировав целый ряд факторов. Многие вещи наверняка не оглашаются. С другой стороны, нет видимых результатов, нет прогресса, который можно было бы предъявить общественности.

- Армения все настаивает на западных гарантах.

- Никаких гарантов здесь быть не может. Это будет вмешательством во внутренние дела Азербайджана. Мирный процесс – процесс двусторонний. Для Баку вопрос о гарантах неприемлем вообще.

Понятно, что гаранты будут играть на стороне Армении. Ну что, Макрон будет гарантом, или Байден, или Шольц? Нет, конечно.

Мы видим, что расширяется миссия наблюдателей ЕС на границе с Азербайджаном. Эта миссия носит абсолютно деструктивный характер.

- И пока переговорный процесс в каком-то непонятном состоянии, западные страны продолжают выдвигать антиазербайджанские документы.

- Эти документы принимаются скоординированными усилиями армянского лобби. А также политиками, которые являются прямой агентурой армянских организаций. В США впереди предвыборная кампания, требуются пожертвования в бюджет, требуется поддержка избирателей, так что многие американские политики, бизнесмены будут ориентироваться в том числе на запросы армянского лобби, исходя из узкополитических и корыстных интересов.

- Премьер Армении анонсировал смену Конституции, пояснив это в том числе реакцией на текущие мировые и региональные вызовы…

- Допускаю, что для Азербайджана это может стать хорошей новостью. Президент Ильхам Алиев еще в 2021 году констатировал, что Армении придется поменять Конституцию, поскольку она содержит территориальные претензии. Не исключаю, что Никол Пашинян намерен поменять Конституцию для подписания мирного договора с Азербайджаном. Если он подпишет мир при старой Конституции, внутри страны начнутся озвучиваться ему претензии со ссылкой на основной закон. И также территориальные претензии, зафиксированные в Конституции, могут стать препятствием для подписания мирного договора. Возможно, сменой основного закона страны Пашинян намерен «пакетно» решить ряд задач. Таким образом он сможет подписать мирный договор и закроет тему Карабаха навсегда и для Армении, отказавшись от положений Конституции, не отвечающим современным реалиям. Подстрахует себя от претензий перекочевавших в Армению карабахских сепаратистов. А также укрепит режим личной власти. Ведь, как мы знаем, неоднократно предпринимались попытки его свержения. Но все они были неудачными. Но всей видимости, Западу, который его и привел к власти, он еще нужен.

Не исключено, что также премьер Армении попытается провести досрочные парламентские выборы, о готовности к этому уже заявляли в его «Гражданском договоре», а также вернуть страну к президентской модели правления, как это было в свое время и изменено Сержем Саргсяном, захотевшим продлить срок своего пребывания у власти путем внесения изменений в Конституцию и смены формы правления.

А то, что действующий армянский премьер сегодня отрицает намерение возвращаться к президентской форме правления… В свое время Пашинян утверждал, что Карабах – это Армения. Поэтому заявлять сегодня он может одно, а завтра – другое. Может внезапно сказать: а вот народ захотел, а наша задача – пресечь попытки подрыва государственности и безопасности страны как изнутри, так и со стороны внешних сил. Поэтому будем менять. Сохранение режима личной власти, легитимное продление полномочий – для него сегодня это первостепенная вещь.

- Вектор Армении на Запад может как-то отразиться в новой Конституции?

- Не думаю, что это потребуется. Если будут какие-то формулировки, что это изменит. Сегодня и так усиление взаимодействия Армении с Западом – это реальность.