AZN = 45.98 RUB
USD = 78.17 RUB
EUR = 91.42 RUB

A
Кому нужен переворот в Армении. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Беспрецедентный всплеск борьбы за власть в Ереване в преддверие парламентских выборов будущего года анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Ситуация в Армении, прошедшей через многие кризисы и конфликты в своей постсоветской истории, вошла в новую фазу невиданного острейшего противостояния. Захлестнувшая республику волна арестов наиболее знаковых фигур в стане армянской оппозиции, которых премьер Пашинян обвиняет в подготовке государственного переворота, не позволяет сделать однозначный вывод о том, как далеко все это может зайти.

В отличие от бархатной революции 2018 года, которая на волне массовых уличных протестов привела к власти Никола Пашиняна, на этот раз республика стоит уже на пороге революции сверху. Ее инициатором выступил все тот же бывший уличный бунтарь Пашинян, который теперь уже в кресле премьер-министра одного за другим убирает со сцены своих противников.

Как выяснилось, конфликт с католикосом всех армян Гарегином II, которого Пашинян ранее обвинил в нарушении обета безбрачия, был только цветочками. Лишь прелюдией к тому, что мы наблюдаем сегодня. Сейчас вопрос стоит уже не просто о том, чтобы убрать одного только католикоса, якобы, нарушившего целибат. Теперь все на порядок более серьезно и драматично.

В политический оборот введен новый, неизвестный ранее термин «криминальное олигархическое духовенство», которое по версии властей готовило насильственный захват власти.

Обращает на себя внимание, что накануне обысков и арестов премьер Пашинян опубликовал в Telegram-канале материал некоего издания civic.am, в котором был изложен восьмистраничный план государственного переворота, полученный от неназванных источников. Во главе заговорщиков, если верить этому документу, оказался играющий вместе с опальным католикосом лидер оппозиционного движения «Священная борьба» архиепископ Баграт Галстанян.

В списке причастных к подготовке преступного плана, реализация которого якобы была намечена на 23 июля, были указаны бывшие президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян, а также известный бизнесмен Самвел Карапетян - глава группы компаний «Ташир», имеющий российское гражданство.

Самвел Карапетян оказался под арестом после того, как попытался вступиться за Армянскую апостольскую церковь и выступил с острой критикой правительства.
Как же мог выглядеть этот несостоявшийся государственный переворот по версии армянских властей?

По утверждению Следственного комитета, для отвлечения внимания властей заговорщики должны были провести антиправительственный митинг возле здания правительства в Ереване.

В это время ударные группы в течение 24–36 часов должны были создать неконтролируемые ситуации сразу в нескольких населенных пунктах с помощью поджогов, массовых отключений электричества и интернета, взрывов с применением тысяч зажигательных устройств. Для реализации плана, считает следствие, c января было завербовано больше 1 тысячи человек.

Как сообщил Следственный комитет, правоохранительные органы в ходе проведенных обысков обнаружили и изъяли огнестрельное оружие, боеприпасы и военное снаряжение, устройства радиосвязи и даже беспилотные летательные аппараты, а также планы действий и список лиц, которые должны быть бы занять должности в исполнительной власти после свержения правительства Пашиняна.

Итак, что все это значит?

Очевидно, что Никол Пашинян затеял опасную игру.

Фактически, на сегодняшний день он уже нарушил ряд негласных политических табу постсоветской Армении, инициировав серию уголовных преследований «бывших» и начав беспрецедентную, сравнимую разве что с периодом раннесоветских лет антицерковную кампанию.

Казалось бы, так ли это опасно для власти, учитывая то, что все на кого обрушилась карательная машина правосудия, явно не имеют высоких рейтингов популярности? Очевидно, что они не способны повести за собой массы. Баграт Галстанян со своим прошлогодним несостоявшимся «народным маршем» на Ереван - явно не Махатма Ганди с его знаменитым «соляным походом» в бывшей британской империи.

Однако опасность кроется в самих методах решения социально-политических проблем, которым следуют Пашинян и его противники. Фактически, это курс, начатый действующим премьером еще летом-осенью 2018 года. То есть, курс, предполагающий развитие, движение вперед через конфликты, а не через поиск общенационального консенсуса или хотя бы мирного сосуществования с «бывшими».

Примечательно, что сегодня Пашинян атакует не только наиболее знаковые фигуры бывшего «карабахского клана», в свое время пытавшиеся выстроить государственный проект независимой Армении вокруг противостояния с Азербайджаном.

Под огнем критики оказался и первый президент независимой Армении Левон Тер-Петросян, который в свое время призывал к компромиссам с Баку и уступкам по Карабаху.

В чем же обвиняет Тер-Петросяна Пашинян?

В том, что он якобы, трусливый, безвольный безответственный, и внимание - самое главное - сотрудничавший с КГБ СССР и с начала 90-х годов под влиянием КГБ сознательно направивший процесс обретения независимости Арменией по пути стратегической несостоятельности. Пашинян называет эту линию Тер-Петросяна, которую продолжили Кочарян и Саргсян, «стратегией марионеточного государства».

Это скрытый выпад в адрес России, «марионеткой» которой Пашинян, судя по всему, видит союзную Москве Армению своих предшественников. Таким образом, его претензии к России не сводятся к ее действиям во время Второй Карабахской войны и после нее. Эти претензии уходят корнями к истокам независимого армянского государства, возникшего после распада СССР.

Сегодня многие объясняют упреждающие удары Пашиняна приближающимися парламентскими выборами будущего года, вынуждающими армянского премьера заблаговременно изолировать тех, кто мог бы бросить ему вызов или использовать выборы для нового раскачивания ситуации изнутри.

Однако, судя по тому, что мы наблюдаем сегодня, цена вопроса в этой битве - это не только власть и кресло премьера.

Все действия Пашиняна свидетельствуют о том, что в ходе нового политического цикла он рассчитывает довести до логического конца свой проект так называемой «реальной Армении», которую он противопоставляет «Армении исторической». Не случайно список врагов и оппонентов оказался столь длинным и внушительным - от первого президента Левона Тер-Петросяна до архиепископа Баграта Галстаняна и бизнесмена Самвела Карапетяна. Аресты и задержания продолжаются, страсти зашкаливают. Кого еще обвинят и арестуют завтра никто не знает - в списке сторонников «исторической» Армении, которая должна уйти в историю, может оказаться кто угодно.

Замахнувшийся на большой политический проект - переустройство независимого армянского государства, Никол Пашинян пошел ва-банк и, похоже, сжег все мосты, объявив об угрозе государственного переворота. Политическое землетрясение большой разрушительной силы, в эпицентре которого оказались армянское государство и общество, продолжается.