AZN = 60.34 RUB
USD = 102.58 RUB
EUR = 107.43 RUB
Новости дня

A
Глава МИД Азербайджана: Армения препятствует усилиям по скорейшему мирному урегулированию конфликта
/upload/iblock/da3/da37dbe9133a9ed81038e661c6264453.jpg

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров во вторник принял участие в Страсбурге в министериале на тему "Новый политический взгляд для "Восточного партнерства". 

На министериале глава азербайджанской дипломатии отметил, что Азербайджан сегодня находится на стадии осмысления того, что на сегодняшний день дало "Восточное партнерство" и куда оно идет.

"К чему может привести следующее десятилетие "Восточного партнерства", насколько привлекательным для Азербайджана будут его инструменты и механизмы, каким будет отличие структурированного диалога от прежнего, чего будет больше – обязательств или реальных, материальных возможностей. Совершенно ясно, что мы задаемся такими вопросами и за последние 10 лет уделили время на определение того, в чем же заключается дополнительная ценность "Восточного партнерства" для связей Азербайджана с ЕС. Мы слышим различные высказывания, в том числе о расширении или создании институциональной базы "Восточного партнерства". Азербайджан предпочитает индивидуальный подход. Мы должны быть прагматиками и реалистами", - подчеркнул министр.

«Отрадным шагом является то, что Европейский союз пересмотрел свою политику соседства, отказавшись от одинакового подхода ко всем, - сказал Мамедъяров. - ЕС попытался добавить концепцию дифференциации и индивидуального партнерства, которая должна основываться на потребностях и чаяниях стран. Это должен быть выбор самих стран, а не ЕС. Теперь, чтобы реализовать свою собственную дифференцированную повестку дня с Европейским Союзом Азербайджан ожидает, что ЕС будет следовать нескольким путям дифференциации. Так мы видим будущий процесс «Восточного партнерства».

«У каждого партнера могут быть разные стратегии развития и видения, на которые влияют его ресурсы для экономического роста, геостратегическое расположение и региональные проблемы. Например, Азербайджан является крупнейшим инвестором в ЕС среди партнеров по "Восточному партнерству", но наша страна никогда не претендовала на статус «лидера» в "Восточном партнерстве".

Универсальные ценности, которыми мы дорожим, обязательно останутся в нашей повестке дня. Страна не может называть себя демократической, когда она оккупирует 20% территорий другой страны, и в связи с этой оккупацией более 1 миллиона человек становятся беженцами и вынужденными переселенцами.

Структурированный диалог «Восточного партнерства» является своевременным мероприятием. Но ЕС должен лучше прислушиваться к странам-партнерам, если хочет, чтобы процесс «Восточного партнерства» был привлекательным и жизнеспособным. Сотрудничество в области безопасности, вероятно, станет важным аспектом нашего взаимного диалога с ЕС. Азербайджан является воротами Европы в регион Каспийского моря и Центральной Азии для выявления и наращивания усилий по решению проблем безопасности, возникающих в результате гибридных угроз, таких как кибербезопасность, безопасность энергетической инфраструктуры, а также предотвращение и противодействие радикализации, неразрешенным конфликтам, насильственному экстремизму и терроризму» — сказал Мамедъяров.

Мамедъяров коснулся роли Азербайджана в реализации энергетической политики Европы.

"Азербайджан часто ассоциируется с нефтью и газом. Я представлю вам новый элемент значимости энергетических источников. Во-первых, природный газ более «чистое» топливо по сравнению с углем. Во-вторых, природный газ Азербайджана может сыграть роль идеального переходного топлива в кампании ЕС по повышению энергетической эффективности. Это можно отнести также к климатической политике. Итак, газопровод, следующий в ЕС вносит непосредственный вклад в климатическую политику ЕС. Как видите, это вопрос и торговли, и инфраструктуры, и окружающей среды», - сказал Эльмар Мамедъяров.

Он отметил, что взаимосвязь должна быть несущей силой многостороннего сотрудничества ВП.

«Сегодня это является источником стабильности и средством для укрепления устойчивости в партнерских странах. Эта тема привлекает инвесторов, финансовые ведомства, частный сектор. Это также является торговлей, созидательной торговлей. Не протекционизм. Международная многосторонняя инициатива ЕС – Европейский форум по связям определяет важную роль Азербайджана и стран на различных материках, которые стремятся достичь взаимодействия. Возможно Азербайджан и не является для ЕС крупным рынком. Азербайджан не сильно конкурирует с европейскими компаниями. Но именно экономика и рынок возвеличивают контракты, подписанные с иностранными инвесторами, в статус национальных законов. Инвесторы спокойны за свой капитал и бизнес в Азербайджане. Мы гордимся тем, что чтим контракты. Они крайне прозрачны. Мы сумели сделать это с помощью «Контракта века» от 1994 года, благодаря которому Азербайджан открыл для мира свои природные ресурсы. Мы вновь сделаем это, чтобы нанести имя Азербайджана на карту Евразии в качестве логистического центра. Где еще в ЕС или регионе Восточного партнерства инвестор в течение 30-40 лет может неизменно пользоваться столь либеральным финансовым, инвестиционным режимом? Это очень долгий период. Это высокие обязательства. Необходима политическая воля. Стабильность очень важна. Заработать могут все. Азербайджан является дружественной для инвесторов страной. Выбор Азербайджана многими бизнесменами и инвесторами ЕС неслучаен. На самом деле ЕС является нашим торговым и инвестиционным партнером номер один", - добавил министр.

По словам Мамедъярова, партнерские связи следует укреплять.

"С этой целью, Азербайджан работает над унификацией тарифов со странами Центральной Азии для обеспечения нужд растущей торговли посредством железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Мы высоко ценим поддержку со стороны ЕС этого регионального магистрального проекта и перспективы дальнейших связей со странами ЕС. Неудивительно, что несколько крупных логистических компаний из Австрии, Германии, Венгрии и других стран ЕС заинтересованы в совместной эксплуатации железной дороги Баку-Тбилиси-Карс для грузоперевозок между Азией и Европой», - сказал Мамедъяров.

Он напомнил, что в ходе своего последнего визита в Азербайджан президент Туск подтвердил, что были предприняты впечатляющие шаги для превращения Азербайджана в транспортно-логистический центр, и отметил амбиции страны в отношении своих северных и южных соседей.

"Вот каким образом мы нанесли название страны на карту – Азербайджан не только обеспечивает функционирование многомиллиародного Южного газового коридора, но и страна поощряющая несколько транспортных коридоров между Европой и различными частями Азии.

Тем не менее, мы не останавливаемся на этом, обеспечивая в стране финансовую, экономическую, социальную и экологическую стабильность, мы тем самым материализуем предпосылки для привлечения больших инвестиций . Неудивительно, что в отчете Всемирного банка Doing Business 2020 по пункту "начало бизнеса" Азербайджан занял девятое место, а по кредитным и финансовым возможностям – первое», - отметил Эльмар Мамедъяров.

"Соблюдение глобальных принципов дисциплины, опирающихся на международное право, является лучшим способом решения региональных проблем и устранения проблем безопасности. Однако чтобы сделать "Восточное партнерство" устойчивым к новым угрозам и способным отвечать на них, мы должны исполнять основные обязательства "Восточного партнерства", - сказал глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. 

"10 лет назад в Праге мы приняли Совместную декларацию, заложившую основу "Восточного партнерства". Там мы единогласно согласились, что "Восточное партнерство" будет построено на обязательствах, основывающихся на принципах международного права. Мы больше не можем терпеть оккупацию и злоупотребление основными принципами "Восточного партнерства". 

Армения не только держит территории Азербайджана под оккупацией, но нарушает процесс на словах и на деле, и препятствует усилиям по скорейшему мирному урегулированию конфликта. Согласно принятой Европарламентом в 2013 году резолюции в связи с Европейской политикой соседства, оккупация одной страной "Восточного партнерства" территории другой нарушает основные принципы и цели "Восточного партнерства". Урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта должно соответствовать резолюциям Совбеза ООН №822, 853, 874, 884, принятым в 1993 году. Кроме того, в ежегодных исполнительных отчетах Общей внешней политики и безопасности ЕП еще раз повторяется верность ЕС территориальной целостности всех стран "Восточного партнерства" в рамках международно признанных границ. Если в повестке "Восточного партнерства" на очередное 10-летие не будет сильного компонента безопасности, то в этот период его удельный вес для Азербайджана будет мал", - подчеркнул глава МИД Азербайджана.