Отчет комиссара Совета Европы по правам человека Дуни Миятович подтверждает, что армянское население покинуло Карабахский регион добровольно. Об этом говорится в заявлении МИД Азербайджана в ответ на соответствющий отчет, опубликованный по итогам визитов Миятович в Армению и Азербайджан.
«Мы приняли к сведению доклад/замечания Комиссара Совета Европы по правам человека в связи с ее визитом в Армению и Азербайджан 16-23 октября 2023 года.
Как подчеркивается в замечаниях Комиссара, этот визит стал первой за последние десятилетия миссией по правам человека в Карабахский регион Азербайджана, которой препятствовали в течение последних 30 лет из-за оккупации территорий Азербайджана Арменией. Более того, визит, проведенный по приглашению и согласию правительства Азербайджана, демонстрирует прозрачность и сотрудничество властей Азербайджана с международными правозащитными институтами.
В целом, доклад сводит на нет безосновательные инсинуации, связанные с так называемой “этнической чисткой” или “насильственным перемещением” после контртеррористических мер местного характера, предпринятых вооруженными силами Азербайджана 19-20 сентября 2023 года на его суверенных территориях со строгими мерами предосторожности в отношении гражданских районов. Таким образом, визит Комиссара в регион и ее наблюдения указывают на тот факт, что это было собственное решение местных армян добровольно покинуть Карабахский регион Азербайджана без какого-либо применения силы со стороны властей Азербайджана.
В докладе указывается ряд конкретных шагов, предпринятых правительством Азербайджана для обеспечения права на возвращение и других прав человека, особенно после проведения антитеррористических мер. Это подчеркивает позитивные намерения и отношение Азербайджана к вопросу реинтеграции местных армянских жителей и мерам, предусмотренным в рамках этого процесса.
Доклад Комиссара также содержит информацию о долгосрочных последствиях конфликта и армянской оккупации, в том числе о гражданской инфраструктуре, все еще находящейся в руинах, продолжающихся работах по разминированию и реконструкции, проводимых с целью обеспечения права на безопасное и достойное возвращение внутренне перемещенных азербайджанцев в освобожденные регионы.
Кроме того, в докладе также подчеркивается острая проблема массового минного заражения на освобожденных территориях Азербайджана и препятствия, которые это создает для восстановления этих территорий и темпов возвращения бывших внутренне перемещенных лиц в свои дома в условиях безопасности и достоинства, а также серьезные риски для их здоровья и жизни. С этой целью Комиссар приветствует шаги, предпринятые правительством Азербайджана для облегчения процесса возвращения. В этом контексте следует особо отметить указание в отчете о степени точности (всего 25%) карт минных полей, представленных Арменией на данный момент. Фактически, Армения намеренно осуществила массовое размещение наземных мин на суверенных территориях Азербайджана, чтобы проводить свою агрессивную политику в регионе и поддерживать оккупацию территорий Азербайджана.
Тем не менее, документ, к сожалению, на самом деле не отражает фундаментальные реалии, связанные с общим положением в области прав человека всех людей, пострадавших в результате развязанного Арменией конфликта, который привел к почти 30-летней оккупации азербайджанских территорий. Таким образом, именно агрессия Армении против Азербайджана привела к систематическим актам этнической чистки, военным преступлениям и насильственному перемещению сотен тысяч азербайджанцев, включая детей, пожилых людей и женщин. Агрессия Армении лишила десятки тысяч детей их основных прав, включая право на жизнь, образование, безопасность, защиту и здоровье. Мы хотели, чтобы такие свидетельства, которые вызвали вражду между двумя народами в регионе, были должным образом освещены в замечаниях Комиссара.
Прискорбно, что в докладе содержатся ссылки на так называемую “блокаду” Лачинской дороги, которая далека от реальности и также не была признана Международным судом (ICJ). В связи с этим в наблюдении не указаны факты, лежащие в основе протестов гражданского населения на дороге Лачин-Ханкенди, а также последующего создания пункта пропуска на азербайджано-армянской границе. Азербайджанская сторона неоднократно предоставляла обоснованные доказательства широкого и систематического злоупотребления Арменией Лачинской дорогой в различных незаконных целях на протяжении последних трех лет, грубо нарушая трёхстороннее заявление от 10 ноября 2020 года и международное право, в том числе для содержания и ротации более чем десятитысячного незаконного контингента вооруженных формирований на территории Азербайджана и незаконной передачи наземных мин. Это привело к серьезным жертвам среди гражданского населения и военных с азербайджанской стороны.
Что касается создания Азербайджаном пункта пересечения границы 23 апреля 2023 года в ответ на вышеупомянутые правонарушения и невыполнение Арменией своих обязательств, Азербайджан осуществил свое суверенное право на полный контроль над Лачинской дорогой на основе международного права, что также было должным образом отражено в постановлении Международного суда от 6 июля 2023 года, когда претензии Армении были единогласно отклонены. Более того, хотя комиссар ссылается на постановление Международного суда от декабря 2021 года, она упускает из виду тот факт, что в нем указывается на временную меру, требующую от Армении предотвратить подстрекательство и пропаганду расовой ненависти и дискриминации в отношении Азербайджана.
Азербайджанская сторона сожалеет, что встречи Комиссара с пережившими Ходжалинский геноцид, совершенный Арменией, а также с членами общины Западного Азербайджана, изгнанными из своих домов в современной Армении, не были отражены в отчете. Это обеспечило бы точное отражение визита Комиссара, а также более всеобъемлющий подход к вопросам прав человека, которые был призван охватить доклад, включая право на возвращение. Это особенно важно, поскольку сама Комиссар повторяет в своих замечаниях, что все лица, перемещенные в результате продолжительного конфликта, имеют право вернуться в свои дома или места обычного проживания, независимо от того, были ли они перемещены внутри страны или через границы.
Наконец, важно отметить, что Азербайджан направил приглашение Комиссару посетить регион, ожидая, что он сделает замечания, основанные на нейтралитете, беспристрастности, равенстве и универсальности всех прав человека. Отмечая итоги визита, Азербайджан подчеркивает, что наблюдениям Комиссара не хватает полной справедливости и беспристрастности. В нем вопросы рассматриваются с узкой и единственной точки зрения, которая упускает из виду всесторонний обзор ситуации. В этой связи Азербайджан считает, что выводы основаны не на прямых наблюдениях Комиссара во время ее визита, а в первую очередь на информации, полученной из других неполных и предвзятых источников», - говорится в заявлении.