AZN = 45.98 RUB
USD = 78.17 RUB
EUR = 91.42 RUB

A
Пашинян зачищает Армению накануне бегства на Запад. События недели (видео)

Смотрите в новом выпуске:

- Важный разговор. Ильхам Алиев поддержал президента Ирана после завершения 12-дневной войны с Израилем

- Хороший знак. Москва и Баку намерены продолжать реализовывать масштабный транспортный проект

- Политическая зачистка. Пашинян не видит сегодняшнюю Армянскую апостольскую церковь в концепции реальной Армении.

Азербайджан предоставил гуманитарный коридор

На неделе ирано-израильский конфликт удалось остановить. Каждая из сторон публично заявила о своей победе, однако это не значит, что Ближний Восток и Южный Кавказ выходят из зоны риска новой эскалации. Нужна политическая воля, чтобы конфликт не разгорелся с новой силой. 

Одним из первых политических деятелей, кто позвонил президенту Ирана стал лидер Азербайджана Ильхам Алиев. В ходе разговора Алиев выразил соболезнования в связи с гибелью иранских граждан в результате последних событий и подчеркнул важность дальнейшего обеспечения мира и спокойствия в регионе. Ильхам Алиев пригласил президента Ирана посетить 17-й саммит Организации экономического сотрудничества, который пройдет в начале июля в Баку. В организацию входят 10 государств: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Турция, Туркменистан и Узбекистан. Переговоры Ильхама Алиева и Масуда Пезешкиана показывают, что Азербайджан придает иранскому направлению очень серьезное значение. Баку заинтересован в том, чтобы отношения с Тегераном укреплялись и расширялись. Иран - сосед Азербайджана и любая эскалация затронет и Азербайджан. Поэтому сам по себе очаг нестабильности у самых границ Азербайджана крайне нежелателен для Баку. По прогнозам, 2-3 млн человек могли стать беженцами из северных провинций Ирана, где проживает 20-25 млн человек. Достаточно представить, что такое 2 млн беженцев для Азербайджана, чтобы понять риски республики в этом конфликте.

Дмитрий Солонников, политолог: “Для России, для Азербайджана, если все плохо закончится в ирано-израильском конфликте, им это абсолютно невыгодно, потому что это повлечет за собой подрыв безопасности, аннулирование стратегических проектов и в целом геополитическую катастрофу, в том числе с наличием беженцев”

Несмотря на риски Баку продемонстрировал гуманизм и оперативно организовал гуманитарный коридор для вывоза иностранцев из Ирана. С начала эскалации на Ближнем Востоке более 70 государств обратились к властям Азербайджана с просьбой оказать помощь в возвращении своих граждан из Исламской Республики на родину транзитом через азербайджанскую территорию. Благодаря открывшемуся гуманитарному коридору сотни человек уже вернулись домой. Эвакуация продолжается. На неделе российские и казахстанские студенты, получающие образование в Иране, перешли границу с Азербайджаном через пограничный пункт «Астара».

Андрей Федоров, политолог: “Азербайджан традиционно сохраняет баланс и призывает решать все вопросы дипломатическим путем. Азербайджанская Республика, как видим, великолепно выполняет роль транзитного коридора, спасая людей из разных стран”

С приостановкой боевых действий массового исхода беженцев из Ирана пока не будет. США и Израилю не удалось молниеносно сбросить политический режим в Исламской Республике. По мнению российских экспертов - это была главная цель союзников, которая призвана ослабить не только Иран, но и его стратегических партнеров.

Игорь Коротченко, гендиректор Каспийского института стратегических исследований: “Если же говорить глобально, в геополитическом разрезе совершенно очевидно, что уничтожение Сирии, а теперь уничтожение Ирана укладывается в логику действий Запада по ослаблению позиции России, лишению ее ключевых позиций влияния в регионе Ближнего Востока, в том числе в контексте глобального противостояния между Россией и Западом, свидетелем которого мы сегодня являемся”

То что политический режим в Иране устоял - это хороший знак как для Москвы и Баку, так и для других стран региона.

Игорь Коротченко, генеральный директор Каспийского института стратегических исследований: “Если Иран даже при режиме, который был установлен в 1979 году, представлялся относительно предсказуемым государством, то в случае процесса внутренней дестабилизации сценарии могут быть самыми разными. И они несут очень серьезные риски переноса эскалации, либо дестабилизации на близлежащие страны. Поэтому это риски, достаточно серьезные, но в точности подсчитать их, в общем-то, сегодня, наверное, можно лишь с определенной долей вероятности, с точки зрения реализуемости и, возможно, последствий. Но это плохо для стабильности мира, безопасности в регионе”

Под удар могут попасть глобальные инфраструктурные проекты и транспортные коридоры. Москва, Баку и Тегеран создают перспективный сухопутный маршрут коридора Север-ЮГ, который может изменить всю мировую логистику, став альтернативой маршрута через Суэцкий канал.

Андрей Федоров, политолог: “Перед Азербайджаном в ситуации новой серьезной эскалации между Ираном и Израилем стоят риски нестабильности в вопросе безопасности в регионе, заморозки транспортных проектов, кроме того, это риск, что соседом Азербайджана будет очень внутренне нестабильный Иран либо Иран, в котором установится прозападный режим. Что касается транспортных проектов, то Россия поставила на коридор «Север-Юг», Азербайджану нужен Зангезурский коридор или его строящаяся альтернатива через Иран. Повышение нестабильности в Каспийском регионе, потенциальная смена власти в Иране может поставить крест на «Севере-Юге»”

И здесь Москва, Баку и Тегеран снова в одной лодке, поэтому Россия и Азербайджан являются главными заинтересантами стабильности в регионе. Безусловно, влияние Ирана ослаблено. Это, кстати, может отразится на Армении, которая будет более сговорчива в подписании мирного договора с Азербайджаном и открытию транспортных коммуникаций.

Игорь Коротченко, генеральный директор Каспийского института стратегических исследований: “С другой стороны, в ситуации, в которой оказался сегодня Иран , влияет как минимум, на позиции Еревана, который де-факто лишается своих важных союзников и партнеров в регионе, и это заставит Пашиняна более гибко, более адаптивно реагировать на складывающиеся ситуации, в том числе и в контексте армяно-азербайджанского урегулирования”

Напомню, что Иран долгие годы является важным партнером Армении и преследует свои интересы. Например, Тегеран против запуска Зангезурского коридора, который, как он считает, ослабит его влияние в регионе. Однако, сейчас, когда геополитические позиции Ирана пошатнулись, Ереван может выбрать путь стабильности и экономического развития.

Игорь Коротченко, генеральный директор Каспийского института стратегических исследований: “В этом плане Пашинян будет склонен идти на скорейшее подписание мирного договора путем роспуска Минской группы ОБСЕ и удаления из Конституции Армении тех положений, в которых записаны территориальные претензии к Азербайджану. То есть Пашинян будет более склонен не заниматься сейчас политическим маневрированием, на мой взгляд, а в большей степени идти на полноценный мирный договор, чтобы обезопасить себя от нестабильности”

Но чтобы окончательно завершить армяно-азербайджанский конфликт для премьер-министра Армении Пашиняна первоочередной задачей остается проблема устранения внутренних политических врагов. Об этом поговорим во второй части нашей программы.

Пашинян против оппозиции и духовенства

Премьер Армении Никол Пашинян продолжает кампанию по зачистке оппозиционных сил в стране. Вслед за арестом миллиардера Самвела Карапетяна, за решетку на два месяца отправлен лидер оппозиционного движения "Священная борьба" архиепископ Баграт Галстанян. Также арестованы несколько других оппозиционеров. Аресты по обвинению в «публичных призывах к захвату власти» произошёл на фоне растущего противостояния между правительством Пашиняна и католикосом Гарегином II. Служба Национальной безопасности Армении провела обыски в резиденции Католикоса в Первопрестольном Эчмиадзине. Произошли потасовки между силовиками и священниками, которые встали на пути силовиков. В итоге был задержан глава Ширакской епархии Микаэл Аджапахян.

Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: 01:33 “То есть предшествовало задержанию Галстаняна, задержание Карапетяна. И очевидно, что это не является простым совпадением, учитывая позиции одного и второго. Поэтому, скорее всего, это связано и с такой, ну назовем это зачисткой политического поля, вот как-то так, наверное”

Карапетян давно тесно связан с Армянской апостольской церковью и выступал крупным спонсором духовных проектов. Конфликт Пашиняна с католикосом Гарегином II окончательно вырвался за рамки идеологических разногласий. Премьер обвиняет католикоса в нарушении обета безбрачия и духовном разложении церкви, обещает опубликовать доказательства и требует добровольной отставки. Церковное руководство обличает Пашиняна в предательстве национальных интересов и нарушении Конституции. Таким образом, Пашинян не только разрушает старую систему альянса между церковью и государством, но и намерен создать новый: с лояльным патриархом, ориентированным на светский прозападный курс. По утверждению Пашиняна, за мятежным архиепископом стоит «карабахский клан». Эксперты считают, что конфликт церкви и Пашиняна - это внутриполитические разборки в стране.

Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Вот, с этой точки зрения, думаю, что это логично. Вот что касается конфликта с церковью, это все-таки больше внутриполитический вопрос Армении. Здесь сложно как бы что-то такое однозначно сказать. Ну, здесь он, наверное, конечно, связан с тем, что церковь, она стоит на более-таки ортодоксальных позициях. Вот, а Пашинян такой, условно, реформатор. Поэтому вот отсюда и конфликт”

Через год в Армении пройдут парламентские выборы. У Пашиняна уже есть программа: с которой он на них пойдет. Ее главная концепция - строительство новой реальной Армении.

Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Он же пришел с 2018 года и потихоньку стал вот это все реализовывать, а сейчас, в последние годы, он особенно активно продвигает вот эту концепцию реальной Армении, а не исторической, то есть призывает отказаться от всех исторических предрассудков, от вражды с соседями, что, в принципе, рационально, на самом деле, да, мы видим вот и процесс нормализации отношений с Азербайджаном, по крайней мере, Пашинян заявляет, что он активно к этому стремится и желает этого, да, во благо армянского народа, и процесс нормализации отношений с Турцией также, хотя эти два процесса, они увязаны между собой, но тем не менее, вот мы вспомним недавний вид Пашиняна в Турцию, встречу с Эрдоганом, то есть скорее он пытается вот как-то переформатировать Армению в таком более каком-то прогрессивном ключе, но это не находит понимания у представителей старой гвардии, которая как раз привержена вот этим старым идеям”

Церковный конфликт показывает раскол внутри армянского общества: одна часть - молодая, урбанистическая, прозападная, поддерживает Пашиняна;

Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: 11:26 “То есть они видят в нем того политика, который вот пытается сбросить старые оковы, которые мешали Армении развиваться, и вести куда-то вперед в светлое будущее”

Другая - традиционалистская и ностальгирующая по советскому прошлому - ищет поддержку в церкви и «старых элитах».

Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: 08:10 “Я думаю, это говорит об углубившемся расколе в армянском обществе за последнее время. То есть, как бы не относиться к Пашиняну, нельзя оспаривать этот факт. Трудно его оспаривать, что у него все-таки есть немалая доля сторонников. Да, есть немалая доля противников, но и сторонников тоже. И вот эта поляризация общества, она сейчас достигает своего пика, как мне кажется”

Но среди молодежи и старшего поколения есть много общего - это усталость от карабахского вопроса. Часть людей видят свое будущее в тесном взаимодействии с Европой, другая часть хочет сотрудничества с Россией, и третий слой общества, - это реваншисты, которые любой ценой хотят вернуть Карабах обратно.

Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Этот вопрос карабахский, мне кажется, он постепенно сходит на нет внутри армянского общества. И это связано с усталостью этого конфликта. Хотя, конечно, приверженцы карабахского плана, они занимаются по-прежнему непримиримой позицией, считая это сдачей исконно армянской земли.

Эксперты сходятся во мнении, что политически выживаемый Пашинян без особых проблем выборы выиграет, а потом начнется самое интересное. Ему надо документально заканчивать армяно-азербайджанский конфликт, показать плюсы реальной Армении, сделать прозападные шаги, которые могут негативно отразится на российско-армянских отношениях, и как раз здесь можно ожидать новую волну протестов. Пашинян, несмотря, на заявления о многовекторной политике, дистанцируется от ОДКБ, но сейчас уже и от ЕАЭС. Он не поехал в Минск на заседание с участием глав государств, выполняя свое обещание не ездить в Минск пока там у власти Лукашенко. Пашинян, как известно, обвиняет Лукашенко в поддержке Азербайджана в дни Второй Карабахской войны. Но это, скорее предлог. Пашинян постепенно отдаляется не только от ОДКБ, но и стран СНГ. Лично он, пожалуй, не видит будущего с Россией и Евразийском сообществом, однако примет ли такую концепцию часть армянского населения - это большой вопрос. 

Строительство новой реальной Армении по Пашиняну может привести к расколу в обществе и большим социальным потрясениям, которые разрушат амбициозный проект “Реальной Армении”

Такие события оказались в центре нашего внимания на этой неделе.