Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в интервью «Москва-Баку» - о том, каким будет 2026 год для армяно-азербайджанской нормализации.
-Дмитрий Владимирович, чего ждать в 2026 году в связи с армяно-азербайджанским урегулированием?
-2026 год – очень важный, один из ключевых для будущего Азербайджана и Армении, будущего армяно-азербайджанского урегулирования. Ключевым событием станут парламентские выборы в Армении. От них во многом будет зависеть, смогут ли Баку и Ереван окончательно подписать историческое мирное соглашение и установить межгосударственные отношения. Если на выборах победит «Гражданский договор» действующего премьер-министра Никола Пашиняна, то для мирного процесса это будет благополучный исход. После победы Пашинян с высокой долей вероятности проведет референдум по изменению Конституции, в рамках которого из основного закона страны будут исключены территориальные претензии Армении к Азербайджану. Если референдум пройдет положительно, в этом случае по сути не останется причин, чтобы две страны не подписали мирное соглашение. То есть для Армении и Азербайджана в 2026 году ожидаются как минимум три серьезных события, которые и определят в какой-то степени их будущее и будущее всего региона. Естественно, подписание мирного договора в идеале простимулирует взаимодействие между Азербайджаном и Арменией по разным направлениям, в частности, в торговле, что уже мы увидели в конце 2025 году, когда Азербайджанская Республика продала Армении бензин. Соответственно, важной задачей после подписания мирного соглашения будет выстраивание схемы налаживания отношений между общественностью двух стран. Это в первую очередь также будет осуществляться в первую очередь через экономику.
Естественно, реваншистская оппозиция будет всячески мешать Пашиняну победить. Большая часть населения Армении по-прежнему не поддерживает политику действующего премьера, в том числе в отношении церкви. Пашинян поставил задачей сместить католикоса всех армян Гарегина Второго, поскольку он выступает против премьера и поддерживает взгляды «карабахского клана», реваншистские взгляды. Пашинян сильно рискнул, бросив вызов католикосу, поскольку авторитет церкви в армянском обществе довольно высок. Но вероятнее всего Пашиняну все же удастся сместить католикоса и поставить на его место своего человека. В этом случае он укрепит свою власть.
Резюмируя, для победы на выборах Николу Пашиняну придется проделать серьезную работу. И здесь уже на поверхность выходит тема Армения – Евросоюз. Мы помним, что действующий премьер пришел к власти в Армении как западный ставленник. Евросоюз и сейчас будет делать все, чтобы он победил на выборах, в это уже вкладываются деньги. Но нужно понимать, что если ЕС тебя спонсирует, ты становишься его заложником и никакой возможности соскочить у тебя не будет. И Пашинян будет делать все, что ему скажет Евросоюз. Результат – Армения потеряет свою субъектность и по сути перейдет под управление ЕС.
Евросоюз будет добиваться своих целей, а именно - размещать войска НАТО на территории Армении, полностью переводить вооруженные силы Армении на стандарты Североатлантического альянса и т.д. Полагаю, что одним из пунктов новой Конституции Армении будет пункт о европейской устремленности республики как стратегической задачи. То есть Армения будет полностью переходить на западные рельсы во всех отношениях. И полагаю, что после выборов и изменения Конституции у Пашиняна уже не получится балансировать между Россией и ЕС, как он это пытается делать сейчас. Евросоюз потребует от него разрыва с РФ. Уже сейчас Пашинян ведет Армению в сторону Европейского Союза, его задача — идти медленно, сохраняя преференции, которые у страны есть в рамках ЕАЭС.
Нет сомнений, что Евросоюз будет пытаться и давить на Азербайджан. Мы видим, что провокации ЕС в отношении Баку продолжаются. Это и неприемлемые для Азербайджана пункты, зафиксированные в подписанной в конце года между официальными Ереваном и Брюсселем Стратегической повестке для партнерства между ЕС и Арменией, это и принятая в конце ушедшего года антиазербайджанская резолюция Европарламента. То есть Евросоюз и дальше будет пытаться как-то давить на Азербайджан, играть в свою игру. А это по-прежнему означает риски для региона.
-Есть еще одна тема, которая будет актуальна для Азербайджана и Армении в 2026 году – разблокирование транспортно-экономических связей – Зангезурский коридор, «Маршрут Трампа». Какие у вас ожидания в этом направлении?
-Известно, что Азербайджан завершает строительство первой стадии Зангезурского коридора и приступил к реализации второй части в Нахчыване. А Ереван пока с американцами разбирается с «Маршрутом Трампа». Весьма занятно, что на этом фоне из Еревана звучат довольно своеобразные заявления. С одной стороны, что Россия никак не будет участвовать в «Маршруте Трампа», с другой стороны, Пашинян практически чуть ли не требует от России восстановить на армянской территории железную дорогу до границы с азербайджанским Нахчываном и до границы с Турцией. Как все это будет выглядеть на практике – надо смотреть. Я бы не стал преувеличивать значение США в регионе. Посмотрите, несмотря на заявления Дональда Трампа о том, что он разрешил 8 конфликтов, что мы видим по факту? Видим, как возобновляются боевые действия между Тайванем и Камбоджей, как в секторе Газа продолжают убивать палестинцев и никаких миротворцев там нет. У США большие внутренние проблемы. На горизонте второй шатдаун. В ноябре 2026 года ожидаются промежуточные выборы в Конгресс. Думаю, Трампу в 2026 году будет не до того, чтобы продолжать изображать из себя глобального миротворца. Мы видим, что Соединенные Штаты начали военную операцию в Венесуэле, видим развернувшиеся в Иране протесты, которые напрямую поддержал Трамп и которые еще неизвестно чем закончатся.
-Какие прогнозы по российско-азербайджанским и российско-армянским отношениям в 2026 году?
-По поводу отношений России и Азербайджана, будем рассчитывать, что они будут постепенно улучшаться. Ильхам Алиев не приехал на неформальный саммит СНГ, значит Москва и Баку пока не смогли решить все чувствительные вопросы. Во многом решающим в отношениях станет то, как в итоге будут поданы результаты расследования крушения самолета «Азербайджанских авиалиний», это крайне важная, чувствительная тема. Как на это будут реагировать Москва, Баку. Еще остаются в отношениях и другие вопросы. Но если это все решится и будет преодолено, прогнозирую увеличение контактов по самым разным направлениям. Стабильность в отношениях важна как для России, так и Азербайджана да и объективно для СНГ, евразийского пространства.
Что же касается отношений России и Армении в 2026 году, то все зависит от результатов выборов в республике, насколько Ереван будет играть в антироссийскую игру, которую ей будет навязывать Брюссель. Если Брюссель скажет Еревану играть жестко в антироссийский сценарий, то вряд ли стоит ждать позитива в российско-армянских отношений. Все будет зависеть от того, насколько далеко Ереван в этих играх зайдет.