AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB
Новости дня

A
Политолог Андрей Быстрицкий: Азербайджан станет одним из основных акторов новой архитектуры безопасности в Евразии

Политолог Андрей Быстрицкий: Азербайджан станет одним из основных акторов новой архитектуры безопасности в Евразии

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
16.07.2024 18:20

/upload/iblock/7b9/7b9861a77d95ea82e5808ba2aebe85f3.png

Председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий в интервью «Москва-Баку» комментирует идею Владимира Путина о построении новой архитектуры безопасности Евразии и какое значение в ней имеет Южный Кавказ.

- Президент России Владимир Путин в последнее время на регулярной основе констатирует, что сегодня крайне важно создание новой архитектуры безопасности на евразийском пространстве. Как вы себе ее представляете, она должна быть альтернативой НАТО и основываться на БРИКС и ШОС?

- Понятие безопасности – оно довольно обширное, затрагивающее многие точечные направления. Это не только, допустим, военная составляющая. Это и продовольственная, и информационная безопасность. Это самые разные формы безопаcности. И смысл построения новой архитектуры в Евразии в том, чтобы система безопасности не разделяла мир на своих и чужих, а создавала бы объединения большинства. То есть тех, кто желает отстаивать свои национальные интересы и в то же время участвовать в построении многополярного мира и в системе равной и неделимой безопасности. Это и есть слабое место и проблема НАТО – альянс старательно продолжает пытаться разделить мир на своих и чужих. Новая архитектура безопасности в Евразии подразумевает то, что право на безопасность должны иметь все. Чем более это будет уравновешенная система, тем больше у нее возможностей оказаться эффективной. Это тот самый справедливый миропорядок, о котором на регулярной основе говорит Владимир Путин и о котором сегодня в Нью-Йорке в качестве действующего председателя Совбеза ООН говорит Сергей Лавров – на тему «Многостороннее сотрудничество в интересах формирования более справедливого, демократического и устойчивого мироустройства».

Построение новой архитектуры безопасности в Евразии подразумевает участие в процессе как основных акторов таких организаций, активно участвующих в построении многополярного мира, как как ШОС, БРИКС и не только их. На самом деле идея построения многополярного мира родилась не сегодня. Она стала особо актуальна во время Холодной войны. И сегодня ввиду аналогичных вызовов и новых переломных моментов актуализировалась. Такая цикличность.

Смысл в том, чтобы создать такую систему безопасности, в которой разные участники имели бы равные права и могли бы на равных взаимодействовать. Система безопасности подразумевает и обеспечение ее технологической составляющей: цифровой, платежной систем, которые на сегодняшний день превратились в международное оружие. Новая система безопасности должна быть построена так, чтобы ни у какой страны не было монопольного права управлять в одиночку, пренебрегая интересами других участников платформы.

Путь к новой архитектуре евразийской безопасности довольно сложен. Мы понимаем, какие здесь есть препятствия. Но не двигаться по этому пути было бы сверхнеразумно. Тем более, Россия видит, что игроки в Азии заинтересованы в такой системе. Евразия включает и Европу, и здесь также ставится вопрос политики и дальнейших шагов довольно разрозненных европейцев.

Те, кто будет строить новую архитектуру безопасности евразийского пространства – это не только страны Глобального Юга, с которыми Россия все больше сближается. Это более широкий спектр, собственно, это все те страны, которые готовы на основе взаимоуважения и в том числе национальных интересов строить это самый многополярный мир. И готовые к диалогу. И в связи с нарастающим расколом внутри Запада, количество стран, которые будут стремиться к диалогу со скажем так «противоборствующей стороной» будет расти.

Подразумевается, что Евразия, существеннейшая часть мира, стремится создать новую систему безопасности. И сейчас данный процесс начинается и естественно, у него есть перспективы.

Не то, что данная система безопасности будет создаваться в противостояние западной системе, системе НАТО, но то, что мы будет стараться создавать справедливую систему в противовес несправедливой – это факт. Азербайджан на Южном Кавказе, Каспийском регионе и не только станет одним из основных акторов новой архитектуры безопасности в Евразии

- Но на фоне общего понятия безопасности евразийского пространства – хочешь-не хочешь, на ум прежде всего приходит тема оборонной, военной безопасности. Как это может выглядеть? Ведь Запад в разных точках мира, в том числе на Южном Кавказе, продолжает вводить свои военные компоненты. Как страны нового миропорядка могут взаимодействовать здесь и отвечать реально Западу?

- Здесь вопрос заключается в воле и взглядах политических элит тех или иных стран. Понятно, что едва ли можно сразу большинство втянуть в единую военную систему евразийского пространства – это крайне сложно. Но если этот процесс начнется, он позволит странам оценить, какая система безопасности реально для них выгодна. И есть шанс конкретных шагов в этом направлении.

- США и Армения уже как минимум во второй раз проводят учения на армянской территории. Как вы это охарактеризуете?

США разыгрывают антироссийскую карту везде, где это удается. С теми, кто поддается, с теми, кто сам подготовил такую благодатную почву для такого сотрудничества.

Для Армении это серьезные, рискованные ходы и с точки зрения внутри- и внешнеполитической ситуации. Однозначно, что в перcпективе и для региона, и для Армении это будет небезопасно. И ситуация будет развиваться негативном ключе только по нарастающей. Наши американские «друзья» заинтересованы в том, чтобы Россию подразнить, ухудшить ее позиции в любой точке мира, в данном случае на Южном Кавказе. Армянская сторона подыгрывает им в этом. Cо стороны Еревана – это не очень дальновидно. Выиграют они мало, а потеряют много. И Армения будет снова изолирована на южном Кавказе.

- На днях в Армению вновь приезжала глава USAID. Выделены 5 млн долларов. Обещана помощь карабахским армянам. Насколько реально полноценно будет Запад помогать Армении. Насколько он ее, например, перевооружит?

-  Всерьез они вряд ли смогут помочь Армении. Армения сегодня снова находится в очень сложном положении. И на самом деле всегда находилась – по многим объективным причинам, а сегодня добавились и причины cубъективные. Рассчитывать на то, что Запад в состоянии прокормить и тащить Армению на себе – это преувеличение. Несколько миллионов долларов помощи погоды не сделают.

Если задаваться вопросом, может и будет ли Запад перевооружать Армению – у меня возникает вопрос: а для чего, какова цель? Ну поставляет Франция Армении военную технику. Но это их раздела – у нас товар, у вас – купец. Если можно на чем-то заработать – почему нет. Шаги, которые предпринимает армянское руководство, - это сигналы не только внешнему миру, но в значительной степени для внутреннего пользователя. И это попытка Еревана влиять на собственное общественное мнение.

Если мы говорим о построении новой архитектуры безопасности евразийского пространства, получается то, что сегодня делает Еревана и то, что делает Запад с Арменией, - это подрыв безопасности, слив секретных данных на этом самом евразийском пространстве. МИД России говорит о том, что учения США и Армении на армянской территории, сближение Армении с Западом на самых разных уровнях, в том числе уровне военном, - это угроза безопасности Южному Кавказу и, в частности, самой Армении. Миссия ЕС на армяно-азербайджанской границе из временной превращается в постоянную миссию НАТО. Американские инструкторы уже в Армении.

Американцы, западники пытаются посылать сигналы и Турции, и Азербайджану, «как надо себя вести». Такая многовекторная игра. И она противоречит идее безопасности, равной для всех. На Южном Кавказе и не только идет попытка Запада разделить и расколоть, создать еще один фланг против России и не только.

- То есть эскалации на Южном Кавказе Запад не добивается?

- Западу в какой-то степени контролируемая эскалация на Южном Кавказе нужна. Как я и говорил, они хотят отделить «своих» от «чужих». Эта идея в открытую декларируется.

США пытаются в лоб манипулировать Азербайджаном, но не получается и не получится. Но то, что Штаты к этому стремятся – безусловный факт.

Очень многое в политике Соединенных Штатов, их действиях, декларациях, завязано на приближающиеся президентские выборы и в целом на внутриполитическую ситуацию. А она непростая, она конфликтная и острая. Подтверждение чему мы видели на днях в виде покушения на Дональда Трампа. В этой конфликтно-острой, политически неоднозначной ситуации многие шаги Вашингтона объясняются тем, что нынешняя американская администрация хочет хоть как-то утвердить себя в общественном мнении в качестве очень активной политической силы, которая в состоянии рулить миром. Они считают, что таким образом демократический электорат сплотится вокруг них. И очень многое в происходящем является просто политической декларацией, которая не всегда совпадает с реальностью, с адекватностью политических шагов.

- Сейчас в экспертном сообществе идут дебаты – почему Армению до сих пор не вывели из ОДКБ?

- Очень многое в позиции армянской стороны видится неопределенным. Это позиция балансирования между Россией и Западом, очень опасного балансирования. Армения не вышла, а заморозила участие в ОДКБ. Довольно сложный статус. Как говорится, политика и история движутся медленно, мелют жернова истории. Так и здесь. Не стоит спешить с выводами. Иногда стоит подождать и поразмыслить.

- ОДКБ в рамках построения многополярного мира и в свете построения новой архитектуры безопасности Евразии может стать основой оборонного, военного союза этой самой архитектуры?

- Просто ответить на этот вопрос нельзя. По мере создания этой самой новой архитектуры евразийской безопасности будет понятно, может ли эта самая безопасность выстраиваться на основе существующих организаций. Возможно, возникнут новые организации.