AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB
Новости дня

A
Политолог Дмитрий Солонников: Пашинян чувствует, что международная ситуация меняется не в пользу Армении и Еревану придется идти на условия Баку по мирному договору

Политолог Дмитрий Солонников: Пашинян чувствует, что международная ситуация меняется не в пользу Армении и Еревану придется идти на условия Баку по мирному договору

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
23.12.2024 17:52

/upload/iblock/0c8/0c8b6e656a24b7f9f6b0ef55de5e7222.jpg

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников – в интервью «Москва-Баку» раскрывает, что стоит за мирными заявлениями премьер-министра Армении Никола Пашиняна по армяно-азербайджанскому урегулированию.

- Дмитрий Владимирович, в последние дни премьер Армении делает, скажем так, мирные заявления, месседжи по армяно-азербайджанскому урегулированию. Сегодня он сказал, что с 1994 года переговорный процесс велся вокруг возвращения Карабаха в состав Азербайджана и что никакого другого содержания переговорный процесс не имел. До этого Пашинян по сути согласился в позицией Баку о необходимости ликвидации МГ ОБСЕ, отказе от размещения на границе двух стран третьих сил (с оговоркой, что только после делимитации) и по ряду других пунктов выразил относительную солидарность с позицией Азербайджана… С чем связаны такие заявления?

- И я бы сделал здесь оговорку. А потом после всех этих заявлений Никол Пашинян обратился к Эммануэлю Макрону с предложением посетить Армению, говорил о стратегическом партнерстве двух стран, о том, что именно Франция обеспечивает нынешний суверенитет и безопасность Армении, является надежным партнером и т.д., и т.д. Исходя из этого, я бы «мирные» заявления Пашиняна рассматривал в комплексе с учетом самых разных аспектов и через призму происходящих сегодня или ожидаемых в мире процессов. Дело в том, что ситуация в мире скоро вероятнее всего будет меняться. Совершенно очевидно, что будет меняться международная ситуация между Соединенными Штатами и Евросоюзом, и Соединенными Штатами и странами Передней Азии. Будут новые подходы со стороны Штатов к Южному Кавказу. Вряд ли новая администрация Белого дома будет поддерживать всех подряд, как это делает нынешняя администрация Байдена, только, чтобы сделать хуже России. Любить Россию администрация Дональда Трампа не будет, но тратить ресурсы против РФ ради чьих-то политических амбиций не станет.

Здесь будет играть роль и осложнение ситуации внутри Евросоюза. А ЕС все сложнее и сложнее становится играть в различные игры. Мы видим, насколько сложная ситуация и в самой Франции. Вот реально: Макрон сейчас уже находится в том положении, когда ему пора уже задуматься не о реализации своих амбиций в Армении, таким образом отыгрываясь за свое поражение в ряде других частей света, а о внутренней ситуации и о том, что его в связи со всем этим ждет. У президента Франции с правительством постоянные проблемы, вопрос – сколько продержится очередной новое правительство, с бюджетом проблемы – непонятно, сможет ли он провести бюджет на 2025 год. Критика в адрес Макрона во Франции все больше и больше углубляется. Уже пошли разговоры о возможности импичмента ему.

Поэтому сегодня со стороны Еревана говорить, что Франция – «такой надежный партнер», такая скала, с учетом проблем Макрона, это выглядит как хорошая мина при плохой игре. С приходом Трампа к власти в США Запад будет отходить от активного вмешательства в дела Южного Кавказа, будет отходить от активной поддержки Армении. И Пашинян уже понимает, что ему придется как-то договариваться с Азербайджаном, идти на мирное соглашение на его условиях, а также, по всей видимости, на улучшение отношений с Россией.

Изоляционисты в США набирают силы, дальше их будет только больше. Мировые сложности приводят к тому, что тратить деньги на внешнеполитические авантюры становится все сложнее и США, и Евросоюзу, и Франции в частности. И Армении придется с этой объективной реальностью как-то сживаться. Пашинян, по-видимому, это понимает, понимает, что реакции на его хотелки, желания будет меньше.

Вместе с тем, нужно учитывать и тот факт, что риторика действующего премьера меняется со сменой ситуации для Еревана – во внутренней политике либо во внешней. Премьер Армении – хозяин своего слова, сегодня захотел сказал одно, затем захотел – сказал другое. Сегодня захотел – сказал, что не нужны третьи силы на армяно-азербайджанской границе, а завтра приедет к нему Макрон, погладит по голове, что-то пообещает и скажет, что армянский премьер молодец в его противостоянии. И тогда Пашинян забудет о своих предыдущих заявлениях. Премьер будет делать то, что посчитает выгодным в конкретный момент.

То есть в принципе все эти аспекты повышают возможность подписания в 2025 году мирного договора между Арменией и Азербайджаном. И это к тому же, если в Армении будет изменена Конституция, о чем президент Азербайджанской Республики на прошлой неделе говорил. Но просто нужно понимать, что о возможностях для подписания мирного договора мы говорим уже несколько лет. И в итоге всегда находятся какие-то «но».

- Армения в этом месяце перед завершением года крайне активизировала контакты по военному сотрудничеству с целым рядом стран: с США, Францией, Грецией, Кипром. Подписываются планы взаимодействия на следующий год, по всей видимости, подразумевается, что эти государства уже занимаются реформой армянской армии…

- Армения заключает разные новые планы и передоговаривается по военному сотрудничеству, боясь, как я и обозначил, что мир в будущем году изменится. Пашинян считает, что решать стратегические для Еревана вопросы станет в 2025 году сложнее.

Вместе с тем, такой «марш-бросок» Армении по военному сотрудничеству – это еще один показатель того, что Ереван занимается диверсификацией военных контактов. Это еще раз ставит под вопрос искренность тех самых мирных заявлений Пашиняна. Очевидно, что Ереван продолжает подыгрывать реваншистским настроениям. И все эти заключенные планы сотрудничества и контакты говорят о том, что Ереван видит будущее Армении в НАТО и будет переводить свои вооруженные силы на стандарты Североатлантического альянса.