AZN = 61.05 RUB
USD = 103.79 RUB
EUR = 108.87 RUB
Новости дня

A
Политолог: Ереван вынужден идти на мирные шаги с Азербайджаном

Фото: Рамиль Ситдиков
Фото: Рамиль Ситдиков

Политолог Михаил Беляев – в интервью «Москва-Баку» комментирует, почему Ереван идет на мирные шаги с Азербайджаном и действительно ли делается то, о чем заявляется. 

big-person-16006165320.jpg- Михаил Кимович, уже который раз в последние дни армянская сторона говорит о готовности предоставить Азербайджану упрощенные пограничные и таможенные процедуры по Зангезурскому коридору. Баку пока молчит. Кроме того, официальный Ереван заявляет о своей готовности досогласовать все пункты мирного соглашения и подписать документ. Однако глава МИД Азербайджана на прошлой неделе вновь заявил, что без изменения Конституции Армении подписание документа невозможно…

- К ситуации можно относиться с двух позиций. Лично я вижу, что пока не решены главные, базовые, скажем так, документообразующие вопросы по урегулированию отношений между двумя странами, сосредотачивать внимание на решении второстепенных нет смысла. Когда остаются неурегулированными вопросы фундаментального характера есть риск, что что-то пойдет не так. И здесь фигурирует и вопрос безопасности прежде всего. И для Азербайджана, и Армении.

Можно посмотреть и с другой стороны и предложения Еревана воcпринимать в качестве кирпичика в фундамент мира, который может послужит для дальнейшего решения более фундаментальных вопросов. Безусловно, лучше позитив и предложения, чем ничего. Но я настаиваю, что единственно верный и эффективный путь – урегулировать основные вопросы мирного соглашения. И к такому фундаментальному вопросу относится изменение властями Армении Конституции страны.

Понимаете, проблема в том, что со стороны Армении вроде как на регулярной основе звучат позитивные предложения, делается шаг вперед навстречу, вроде как демонстрируется добрая воля, но тот, кто хорошо понимает дипломатический язык, знает, что за расплывчатыми формулировками на самом деле стоит просто демонстрационный эффект и не более, и стремление потянуть время. И перевести стрелки на Баку, что вот, мы предложили, а Азербайджан отказывается. Ереван «вроде бы» предлагает решения, Ереван «вроде бы» делает «первые» шаги. Но в итоге никакой конструктивности в предложениях на самом деле нет, а одни сплошные неопределенности. И они накапливаются проблемами.

К тем предложениям Еревана к Баку по предоставлению автомобилям с азербайджанскими номерами прохождения упрощенного пограничного и таможенного контроля возникает резонный вопрос. Как армянская сторона реально, не на словах, а на практике собирается обеспечивать безопасность этих самых автомобилей, людей. Ведь в Армении сильны реваншистские настроения. И нет никаких гарантий, что кто-нибудь не захочет на армянской территории совершить серьезную провокацию в отношении азербайджанцев.

В пункте 9 трехстороннего заявления, подписанного 9-10 ноября 2020 года лидерами России, Азербайджана и Армении, фиксируется, что на данном транспортном пути для контроля за безопасным проездом автомобилей, грузов людей между основной частью Азербайджанской Республики и ее Нахчыванской Автономной Республикой через армянскую территорию должны стоять пограничники ФСБ России. Но Армения отказывается выполнять данный пункт. Поэтому как в принципе Азербайджан может согласиться даже на упрощенные процедуры въезда и досмотра без реальных гарантий безопасности.

Что касается темы изменения властями Армении Конституции страны, то без ее решения подписание мирного соглашения между Баку и Ереваном невозможно, поскольку в тексте останутся юридически значимые окна, окна, которые могут в будущем навредить Азербайджану.

Для чего существует Конституция – для того, чтобы жизнь государства, его существование протекало в наиболее благоприятном и безопасном ключе, в развитии. Конституция – первична в жизни государства. Если Армения действительно собирается на деле установить межгосударственные отношения с Азербайджаном (на самом деле прежде всего для блага государства и его развития), то она должна изменить Конституцию и исключить из нее территориальные претензии к Азербайджан). Поправки к Конституции – это нормальная практика.

И если Конституционный суд Армении сентябрьским решением постановил, что общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости страны, которые не были включены в сам текст Конституции, не имеют юридической силы, то это довольно непрозрачная ситуация для Азербайджана. И то, что власти Армении на это решение ссылаются с целью избежать ситуации с изменением Конституции, это попытка не идти на условие Азербайджана. И все заявления и решения, что что-то в Декларации не действует, - я бы усомнился в полной юридической чистоте такого подхода. Если документ существует, то он существует. И вот просто взять его отменить невозможно. И это касается и Декларации о независимости Армении.

- Вместе с тем для сравнения – «карабахский клан» вел очень агрессивную политику по отношению к Азербайджану. Оккупировал азербайджанские территории. Пашинян с приходом к власти также делал агрессивные заявления в адрес Азербайджана. Однако после Второй Карабахской войны Ереван все же идет на мирные шаги с Азербайджаном. Это и начало процесса делимитации границы, и другие примеры. Как вы эти мирные шаги можете пояснить?

- Ереван вынужден идти на мирные шаги. Все-таки, видимо, инстинкт самосохранения присутствует. Власти Армении понимают, что есть какие-то красные линии, за которые лучше не заходить и что в ином случае ситуация будет развиваться для них негативно. Поэтому им приходится делать определенные мирные шаги. Они понимают, что сценарий очередного вооруженного конфликта для Армении пока не может принести ничего хорошего. На полномасштабную внешнюю поддержку (хотя Армения в той или иной степени и вооружается активно) Ереван сейчас рассчитывать не может. Если что Западу придется активно помогать, а ему сейчас не до Армении. Сейчас на Западе звучат рассуждения-химеры, дескать, хорошо бы против России открыть второй фронт, ввязать ее еще в один конфликт. Но очевидно, что на Западе в связи с теми средствами, которые тратятся на Украину, накаляется социальное напряжение – граждане в разных странах становятся все более недовольны ситуацией. Есть и ближневосточный конфликт. И если еще один конфликт будет на Запад повешен, социальная напряженность может выйти из берегов.