AZN = 56.52 RUB
USD = 96.09 RUB
EUR = 104.4 RUB

A
Политолог Павел Клачков: Баку и Ереван могли бы договориться в формате «3+3», но в текущей ситуации это нереально

Политолог Павел Клачков: Баку и Ереван могли бы договориться в формате «3+3», но в текущей ситуации это нереально

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
21.10.2024 18:26

/upload/iblock/0de/0de657d34da30fad2e4fff78562f4efd.jpg

Политолог, директор филиала Финансового университета при Правительстве РФ Павел Клачков – в интервью «Москва-Баку» комментирует предложение России, Турции и Ирана к Азербайджану и Армении решать оставшиеся вопросы по подписанию мирного соглашения в рамках региональной площадки «3+3».

photo_2024-10-03_16-54-23.jpg- Глава МИД России Сергей Лавров по итогам состоявшейся на прошлой неделе встречи в Стамбуле в формате «3+3» заявил, что РФ, Турция и Иран предложили Азербайджану и Армении решать все оставшиеся вопросы по мирному соглашению в рамках данного регионального формата, также как и вопросы армяно-турецкой нормализации. Как вы можете прокомментировать такое предложение?

- Идея решения региональных вопросов в рамках формата «3+3» давно витает в воздухе. Поэтому предложение со стороны России, Турции и Ирана к Азербайджану и Армении решить все вопросы по мирному соглашению в рамках такого формата – взвешенное, направленное на укрепление мира, безопасности на Южном Кавказе и близлежащих регионах. Оно звучит здраво. Также оно направлено на противодействие попыткам Запада закрепиться в Закавказье и пытаться насаждать в регионе свою политику, вмешиваться и попытаться как-то в своих интересах влиять на армяно-азербайджанское урегулирование.

И было бы логично Азербайджану и Арменией такое консолидированное предложение поддержать. Полагаю, что Баку не был против. У Азербайджанской Республики близкие отношения с Турцией и предлагать такой формат на стамбульской площадке без согласия Баку вряд ли бы стали. Это невозможно. Тем более, что создание формата «3+3» как раз инициировали лидеры Азербайджана и Турции.

Однако как мы можем сделать выводы из заявлений Сергея Лаврова, Армению данное предложение, по всей видимости, не устроило. Он просто-напросто посчитал его неудобным. Ведь Ереван пристально и демонстративно смотрит и идет на Запад. Сейчас в Соединенных Штатах Америки близится пересменка. Результаты президентских выборов пока плохо прогнозируемы. И это подвешивает дальнейшие политические шаги со стороны Армении. В Ереване ждут, что же скажут большие начальники из Вашингтона. Что здесь говорить – умеют сами себе проблемы создавать.

Позиция России и Азербайджана на этом фоне спокойная, выверенная, выжидающая.

Помимо армянского фактора, есть и другая загвоздка, которая не дает формату «3+3» заработать полноценно. Это то, что Грузия к нему так и не присоединилась. Хотя мы знаем, что главы МИД Азербайджана и Армении проводили переговоры на грузинской территорий. Уверен, что в перспективе формат «3+3» заработает действительно полноценно. Но для этого все 5, а не шесть государств должны быть заинтересованы в данном формате, иметь консолидированную позицию по основным направлениям. И никто из шестерки не должен выбиваться, смотреть куда-то в сторону и «иметь другие представления о жизни». Вот тогда все вопросы можно будет решать в рамках «3+3». Пока это довольно сложный процесс для воплощения в реальность. На прошедшем заседании стороны определили ключевые для формата «3+3» направления сотрудничества. Это политика, безопасность, борьба с угрозами терроризма, экономика, в частности, энергетика и транспортно-логистические связи. Посмотрим, как данные приоритеты будут реализовываться на деле.

Грузия, как мы видим, сегодня очень активно выходит из-под попыток Запада на нее давить и ее контролировать. А это соответствует той самой логике развития многополярного мира, когда государства ценят свой суверенитет и суверенитет других, отношения на равных.

Построение многополярного мира – это веление времени, это объективная реальность. И те страны, которые будут учитывать эту реальность в своих политических решениях, в будущем выиграют. Посмотрите, какой ажиотаж сейчас вокруг БРИКС, саммит которого завтра под председательством России стартует в Казани. Кстати, c участием президента Азербайджана. Азербайджанская Республика, как известно, подала заявку на членство в данном международном объединении.

Еще недавно многим казалось, что все, только свет из Вашингтона и ничего больше. Сейчас уже мировое большинство буквально проснулось, политически актуализировалось, обрело свой голос, не замечать эти процессы просто невозможно.

Как видим, Армения, в отличие от Азербайджана, еще раз подтвердила, что не планирует в ближайшее время вступать в БРИКС. Наверное, с учетом прозападной политики Армении, это логично. Впрочем, БРИКС от этого не пострадает, потому что желающих вступить в объединение – большое количество.

- Сегодня стало известно, что Джо Байден передал со своим представителем предложения Вашингтона для Ильхама Алиева по вопросу, как, дескать, можно попытаться в этом году подписать мирное соглашение с Арменией. Увязал Байден (исходя из письма) это с тем, что взгляды мира устремлены на Баку из-за COP29 и Азербайджан может продемонстрировать мировой общественности свою приверженность миру. Чего в реальности хотят добиться Штаты?

- Выглядит, как попытка надавить на Баку в вопросе подписания мирного соглашения с Ереваном на тех условиях, которые выгодны Армении и, видимо, Западу. Сокращенный мирный договор. Как вы и сказали, в письме Байдена указывается на возможность Баку ввиду предстоящей в ноябре в Азербайджане климатической конференции ООН продемонстрировать мирные шаги. Спрашивается, а только Баку должен их продемонстрировать? Выглядит как односторонняя позиция. Предложения Байдена побыстрее подписать мирное соглашение не могут на вызывать подозрений на фоне регулярной и мощной критики президентом Азербайджана Соединенных Штатов. Как говорится, дыма без огня не бывает. Такие шаги США, которые даже тогда, когда им указывают на дверь, все равно настойчиво предлагают свои «услуги» - лезут в окно, говорят о том, что Штаты решают свои задачи в Закавказье.

Вашингтон все пытается общаться с другими наставительно. Но США никак не поймут, что мир изменился. А модель поведения Вашингтона остается прежней.

Но у власти в Азербайджане стоят мудрые люди. И в Баку видят все, что скрывается за шагами США.

- Азербайджан настаивает на условии изменения Арменией своей Конституции для подписания мирного соглашения между Баку и Ереваном. Есть ли варианты какого-то подписания предварительного мирного соглашения с последующим решением оставшихся вопросов?

- Не думаю. Нежелание Армении сейчас менять Конституцию, полагаю, связано с реваншистскими настроениями внутри общества в стране. Ведь и внутри республики должен быть консенсус. В связи с этим, видимо, и назначен референдум по изменению Конституции на 2027 год, чтобы общество привести к мысли, что сделать это необходимо.

Уверен, у Азербайджана есть свои основательные причины не подписывать сокращенное соглашение. Время полумер прошло. Если Баку имеет такую твердую позицию, значит у него есть основания для этого, к которым относится в том числе исторический опыт отношений с Арменией. Ограничиваться полумерами Баку в сегодняшней ситуации считает для себя неприемлемым. Действительно, сколько было прецедентов, когда Армения не выполняла да и сейчас не выполняет некоторые пункты трехстороннего заявления от 9-10 ноября 2020 года.