AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Политолог Юрий Подоляка: Радикалы – это всегда нехороший звоночек для любой страны, в том числе и для Армении

/upload/iblock/3eb/3ebf8c3738a6b9c290e237d352683424.png

Украинский политолог Юрий Подоляка прославился в азербайджанском сегменте соцсетей во время второй Карабахской войны благодаря своим регулярным видеоанализам происходящего на фронте. В интервью «Москва-Баку» аналитик дал оценку происходящим в Армении политическим событиям.

- Юрий Иванович, Ереван бурлит, идет, пока может быть не жесточайшая и кровавая борьба – но не кажется ли вам, что звучащие реваншистские заявления, призывы к физической расправе над премьером (мы также помним, как был после подписания трехстороннего Заявления избит толпой спикер парламента Армении), вот сейчас радикалы «Сасна црер», члены которой в 2016 году напали на патрульно-постовой полк полиции в Ереване, расстреляли людей – устроили шествие с факелами. Не выглядит ли это опасными звоночками радикализации ситуации в Армении?

- Безусловно, радикалы – это всегда нехороший звоночек для любой страны. Как показывает пример моей Украины, когда радикалы приходят к власти, действительно ничем хорошим для государства это не заканчивается.

Любые факельные шествия требуют осуждения. Я считаю, если мы осуждаем какую-то идеологию, то давайте осуждать ее раз и навсегда, а не так, что это «наши сукины дети» и мы их не осуждаем. А те не наши – мы их осуждаем. А потом, когда мировые игроки начинают играть в свои игры, получается, что общего осуждения таких вещей нет. Да, националисты есть и в Украине, и в Армении, и в России. Они есть в каждой стране. И это всегда требует осуждения.

Вместе с тем, с этим понятием нужно быть очень аккуратными. Я не считаю, что у какой-то нации националистические проявления более выражены, а у другой - менее. У каждой нации есть просто такие отдельные представители. Разделение людей по национальному признаку в противовес другим - это выкапывание рвов, и это ничем хорошим никогда не заканчивается, в каком бы народе это ни происходило. Исторические примеры, начиная с 30-х годов 20 века показывают, что еще никогда ни одному народу это не приносило счастья. Когда нации противопоставляют себя друг другу – это всегда плохо.

Как известно, и истоки карабахского конфликта кроятся в национализме. Если мы посмотрим историю, то все эти переплетения, связанные с Карабахом, наблюдались давно. Кто-то кого-то заселил, кто-то кого-то выселил. И если мы начнем копать в глубину, то нам придется дойти чуть ли не до Адама и Евы…

Вместе с тем, относительно происходящих в Армении событий, я бы с вами не согласился, что в Ереване сильно бурлит. Я посмотрел митинг, который был 1 марта. Максимально Пашинян собрал 10-15 тысяч человек, а оппозиция, как минимум, раза в два меньше. Для миллионного Еревана это не бурление. Да, накалилась обстановка, но не более того. Народ игнорирует эти митинги. И они превращаются просто в разборки внутри армянских элит. Мы видим, что те люди, которых в 2018 году отстранили от власти, попытались при помощи поражения, которое Армения потерпела в результате 44-дневной войны, отбить хотя бы часть этой потерянной ими власти. Пока им это удается с большим трудом. Точнее я бы даже сказал, что получение власти им даже не грозит, они просто пытаются раскачать положение премьер-министра. Максимум, чего они могут добиться – повторных перевыборов, в результате которых Никол Пашинян снова будет иметь большую фракцию в парламенте. Не факт, что в результате выборов он сохранит пост главы правительства, но влияние на жизнь страны он будет оказывать. Пока, наблюдая митинги в Армении, я прихожу именно к таким выводам.

- Мы видим некоторую апатию со стороны народа к таким реваншистским, почти революционным призывам оппозиции. С чем это связано?

- Народ не только устал, но сказывается и то, что реальных, нормальных лидеров сейчас в Армении просто нет. Предыдущее руководство, которое было смещено в 2018 году, настолько надоело армянскому народу, что теперь его люто ненавидят. Вопрос тут – кого больше ненавидят – прежнее руководство или Пашиняна. Судя по всему, прежнее. Потому что его хорошо помнят, помнят, что было при этих ребятах – коррупция, произвол. Собственно, из-за чего Пашинян и пришел к власти. Прежняя власть также показала свою невменяемость, поэтому ее не поддерживают даже на фоне поражения Армении в войне. Даже это им не помогает получить поддержку народа. Они пытаются спеть свою лебединую песню, пока у них не особо получается, несмотря на то, что у Пашиняна действительно также проблемы с поддержкой со стороны населения. Резюмируя - таких политиков, с которыми сегодня армянский народ связывал бы надежды, таких, пожалуй, уже нет. Отсюда и апатия.

- То есть вы видите в этой апатии народа показатель того, что он просто хочет нормальной жизни, жить хорошо, чтобы никто его не трогал…

- Как и любой народ.

- То есть ни у реваншистов, ни у крайних радикалов прийти к власти в Армении шанса никакого нет?

- Нет. Армяне показали, что они не хотят воевать, особенно молодые - они не понимают, зачем им вообще нужна была Карабахская война, зачем им вообще нужен был Карабах. Неслучайно на митинге 1 марта в интервью люди говорили, что мы не хотим Карабах, мы не хотим войну, да ну его это все подальше. Действительно, среди молодого поколения армян это популярная тема. Им Карабах вообще не нужен. Они понимают, что с Карабахом связаны одни проблемы, они не хотят выстраивать свою жизнь сквозь призму войны, воевать, положить всю свою жизнь на то, чтобы его отбить. Современное армянское молодое поколение к этому не готово. Это очевидно. «Карабахская карта» на народ уже не действует. Люди хотят другой жизни, они устали воевать. Есть и те, кто воевать хочет, но понимает, что это нереально. Есть такая вещь как реальность – никуда от этого не денешься.

А ребята, которые ходили с факельным шествием, их так воспитали в свое время – в духе национализма. Ну, походят и уйдут. Никто на них ставку делать не будет, они никому не нужны. Ни одной внешней политической силе они точно не интересны. Как вышли – так и уйдут.

- Если оценивать текущую ситуацию в Армении, как считаете, есть какой-то спусковой крючок, который может всю происходящее «взорвать», спровоцировать в революцию.

- Не думаю, потому что революции либо быстро делаются, либо не делаются вообще. Если бы население массово поддержало протесты, то что-то может быть и произошло. Сейчас очевидно, что население в апатии. Лучшее сейчас для Армении – пойти на досрочные выборы и пусть население скажет, кого оно поддержит, а кого – нет. Это идеальный вариант для страны. Это судьба армянского народа, пусть он ее и решает.

- То есть в определенной степени у Пашиняна сейчас шанс на сохранение власти есть?

- Митинг в понедельник показал, что есть. Кроме того, Пашинян уже устраняет нежелательных лиц – главу Генштаба, лидера оппозиции Манукяна. Первого он пытается отправить в отставку, на второго заведено уголовное дело.

Да, собирал-свозил Пашинян людей на митинги, но я не помню ни одной власти на постсоветском пространстве, которая бы этим не занималась. Тем не менее, если бы оппозиция вывела хотя бы такое же количество людей, как премьер-министр, можно было бы о чем-то говорить, на что-то претендовать. Но максимум, на что они могут сейчас претендовать – это выборы.

- Многие говорили, что Пашинян – ставленник Сороса. Сейчас же звучат слова о том, что Сорос в нем разочаровался, а вот для России, как и Азербайджана действующий премьер выгоден для сохранения стабильности в регионе и выполнения трехстороннего Заявления. Может ли сейчас на ситуации в Армении сыграть роль западный фактор, как-то вклиниться?

- Для Запада сейчас самое главное сохранить свое влияние в этом регионе, в этой стране. Я не думаю, что Пашинян поссорился со своими западными партнерами, благодаря которым он, собственно, и вырос в премьера Армении. То, что Запад продолжает поддерживать Пашиняна – очевидно. Есть заявление Госдепа США, что военные не должны вмешиваться в политику в Армении, что есть законная власть. Это очевидно, здесь двух мнений быть не может. Для чего США нужна прозападная Армения – тоже понятно. Это бочка, которую всегда можно подорвать, когда захочется дестабилизировать регион. Убрать у России союзника, переманить, забрать в свой лагерь – для американцев это лучший вариант развития событий в этой Армении.

Да, Никол Пашинян пытается удержаться у власти после проигранной войны, а удержаться после проигранной войны – это очень трудно. Но он продолжает вести прозападную политику. Учитывая, что его политические оппоненты оказались беззубыми, это дает ему шанс на сохранение власти. Если оппозиция не сможет ничего сделать за эти дни, Пашинян их переиграет.

- Хорошо, если за Пашиняна Запад, тогда за кого Россия, если не за него?

- Россия - за себя. Она всегда была и будет за себя. Для нее любая политическая фигура в Армении (и не только в ней) – это только фигура, которая играет либо за твои интересы, либо против них. Пашинян был идеальным вариантом, чтобы решить карабахскую проблему. Москва его поддерживала даже с учетом той русофобии, которая потихоньку проникала в армянское общество через премьера и его команду. Сейчас по большому счету большой необходимости в Пашиняне для России уже нет. Все, что нужно, Россия уже от него получила. Война окончена, принципиальное решение по Карабаху есть, Армения по сути ушла из Карабаха и российский миротворческий контингент в Карабахе от Армении не зависит никак. При этом Россия будет продолжать воевать за Армению на дипломатическом гибридном фронте. Для России Армения интересна своим геополитическим положением. Это идеальное место, чтобы разместить свои военные объекты и контролировать все. Американцы пытаются привить армянам другую идеологию. У них это может получиться через лет 10 – 15. За это идет борьба.

Армения является слабым звеном, которую Запад хочет обрабатывать под свои интересы, чтобы создать кольцо нестабильности вокруг России. Армения сейчас повторяет судьбу Грузии. Потихоньку взращивается новое поколение, которое должно противостоять России и российским интересам. Запад пытается это разыграть, Пашинян такой политике потакает. Эту политику никто не отменял.

- Что будет с трехсторонним Заявлением по Карабаху, если к власти в Армении придет новая власть. Ведь выполнение трехстороннего Заявления для России – вопрос имиджа.

- У абсолютно любого армянского правительства, какое бы ни пришло к власти, нет никаких вариантов. На сегодняшний момент трехстороннее соглашение выполнять будут все. Даже если теоретически предположить, что к власти придут ребята-националисты, которые призывают к пересмотру этого соглашения… Но говорить можно все, что угодно. Как гласит пословица: «Обещать – не значит жениться». Здесь примерно то же самое. В Украине же это постоянно. Любая власть сначала обещает, а потом отказывается от своих обещаний и делает все, что хочет. То же самое будет и здесь. Потом пришедшие к власти и ранее жаждущие пересмотра трехстороннего соглашения будут говорить: а мы пытались, но не смогли. Для них главное – получить власть.

Ведь, на самом деле, ни России, ни Азербайджану, ни другим государствам региона не нужно, чтобы в Армении была дестабилизация. Такого, что Армения погрязнет в революции и начнет терять свою государственность – не будет. Нужно всем идти в сторону мира. Азербайджан в 2020 году получил очень много и должен сейчас закрепить свой успех и готовить линию для того, чтобы в будущем реализовать свой план максимум. Азербайджан будет этим заниматься. Ильхам Алиев показал, что он умеет решать системные проблемы на десятилетия вперед.

- Почему, на ваш взгляд, сегодня со стороны официального Еревана продолжают регулярно звучать довольно агрессивные заявления в адрес Азербайджана? Официальный Баку неоднократно подчеркивал, что готов обеспечить армянской общине Карабаха все возможности для проживания в качестве азербайджанских граждан.

- Я бы не был оптимистом в этом отношении. Раны еще не залечены. И азербайджанское, и армянское общества не готовы еще эти раны забыть. Боюсь, что они не заживут еще десятилетия. Но стороны при посредничестве России пытаются договориться, проводятся встречи по разблокированию транспортно-экономических связей. И это здорово. Я считаю, что за этим будущее. Но нужно время. Любые раны залечиваются годами. Можно привести большое количество исторических примеров конфликтов между народами, когда после них раны в итоге были залечены. И думаю, здесь произойдет то же самое. Просто не надо бежать впереди паровоза. Потому что если поспешить, можно снова раны вскрыть и все пойдет по второму кругу. Начали с экономики и, наверное, это самое правильное и, как отмечалось, все остальные вопросы - это дело будущего, к миру нужно идти постепенно. Нужно заниматься экономикой. И азербайджанцы, и армяне - люди торговые, работящие, экономика со временем поможет залечить эти раны. Если народы увидят, что это им выгодно, они с большей осторожностью будут смотреть на тех людей, которые пытаются разжечь ненависть. Если армянский народ осознает, что война приводит к тому, что у тебя все плохо, твои дети гибнут, ты остаешься нищим, а с миром и взаимодействием с соседями у тебя появляются конкретные возможности для улучшения жизни, в таком случае он уже не пойдет на поводу у националистов. Нищие, голодные - как показывает практика, из такой среды радикалы и подбирают свои кадры.