
Вопрос армянских военнопленных — один из наиболее приоритетных в комплексе тех проблем, которые решаются в рамках реализации трехстороннего Заявления от 9 ноября. Об этом заявил представителям СМИ посол России в Армении Сергей Копыркин.
«Я не преувеличиваю, когда говорю, что это действительно один из приоритетных вопросов, которым занимаются лично наш президент, наш министр иностранных дел, министр обороны», — сказал Копыркин (цитата по «Спутнику»).
Он отметил, что вопрос решается не так быстро, как хотелось бы, но прилагается максимум усилий. Копыркин также выразил уверенность, что проблема в конечном итоге будет решена.
Напомним, что 18 января глава МИД России Сергей Лавров в ходе большой пресс-конференции, посвященной итогам работы российской дипломатии в 2020 году, комментируя озабоченность армянской стороны относительно неурегулированности вопроса с возвратом в Армению пленных, который сейчас для Еревана является одним из центральных, пояснил в чем заключается сложность ситуации. По его словам, вопрос возврата пленных был достаточно продолжительной частью дискуссий лидеров 11 января в Москве. Лавров рассказал, что после подписания 9 ноября трехстороннего Заявления с армянской стороны списки пленных были представлены не сразу и не полностью. Но в результате между Азербайджаном и Арменией все же состоялся обмен удерживаемыми лицами, взятыми в плен до 9 ноября. Вместе с тем Лавров напомнил, что в конце ноября 62 армянских военнослужащих попали в плен в связи с инцидентом в Гадруте. После чего, ЦИТАТА: «азербайджанская сторона заявила на том этапе, поскольку эти люди были заброшены в этот район после объявления о прекращении огня и завершения всех боевых действий, то их необходимо рассматривать отдельным порядком, а не как попадающих под 9 ноября». Вместе с тем, по словам Сергея Лаврова, и президент России Владимир Путин, и сам министр контактах со своими коллегами продвигают необходимость продолжить рассмотрение этого вопроса, чтобы его закрыть, руководствуясь принципом "всех на всех".
«Я говорил с министром иностранных дел Армении, пытаясь уточнить окончательные списки тех, кого сейчас не достает, но оказалось что их гораздо больше 62 и сейчас наши военные в контакте с военными Армении и Азербайджана. Эти теперь уже поименные списки выверяют, чтобы понять, где могут находиться эти люди. Но тема существует, безусловно, и если бы не было наших миротворцев, наверное, её было бы сложнее решать. Миротворцы этим занимаются, непосредственно командующий миротворческим контингентом генерал Мурадов в контакте со своими азербайджанскими и армянскими коллегами», - заявил Лавров.
Отметим, что речь идет об армянских военнослужащих, которые были переброшены на азербайджанскую территорию уже после подписания 9 ноября трехстороннего Заявления лидеров России, Азербайджана и Армении по мирному нагорно-карабахскому урегулированию. Официальный Баку не раз подчеркивал, что расценивает данных военнослужащих не как пленных, а как террористов. Так МИД Азербайджана подчеркивал: «62 человека, целенаправленно доставленные на освобожденные от оккупации территории Азербайджана, не являются военнопленными. Это армянские военнослужащие, которые были отправлены на территорию Азербайджана спустя почти 20 дней после подписания трехстороннего заявления о прекращении военных действий. Они вторглись на территорию, где находилась азербайджанская армия. В результате террористических актов, совершенных этой террористическо-диверсионной группой, погибли азербайджанские военнослужащие Туран Алиев, Рахиль Акперов, Гаджирза Рзаев, Рагиб Азизов, гражданское лицо — Сеймур Рзаев получил тяжелое ранение. Эти лица не считаются военнопленными ни по международному гуманитарному праву, ни согласно какой-либо конвенции. В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики эти лица, совершившие террористические акты, привлечены к уголовной ответственности, расследование продолжается».