Итоги 2024 года для реализации задач национального развития Азербайджана и его отношений с внешним миром подводит политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
Уходящий 2024 год стал очень непростым для России и Азербайджана, стратегическое взаимодействие которых обрело новую зрелость и фактически стало образцом двусторонних отношений новых независимых государств на постсоветском пространстве. Каждая из стран при этом решала задачи собственного суверенного развития и связей с внешним миром, окруженная не только союзниками и партнерами, но оппонентами.
Продолжая создавать проблемы и трудности, оппоненты и недруги при этом оказались неспособными остановить, навязать свою волю, заставать играть по своим правилам Москву и Баку.
Если говорить о потерях и обретениях для Азербайджана, то в этом столь трудном високосном году, не обошлось без потерь, без горечи утрат, о чем напомнили события последних дней. Приближение Нового года омрачила трагедия с авиакатастрофой в Казахстане, которая заставляет нас сплотиться еще больше, когда судьба посылает нам суровые испытания. Уже появилось много конспирологических версий, но как бы то ни было, расследование должно выяснить все обстоятельства случившегося и люди должны узнать правду, какой горько она бы ни была для всех сторон. Мы верим, что Россия и Азербайджан достойно пройдут это испытание.
Вылетевший на итоговый неформальный саммит СНГ в Ленинградской области и уже находившийся в воздушном пространстве России президент Азербайджана Ильхам Алиев был вынужден принять решение развернуть правительственный борт и вернуться домой после получения информации о крушении самолета авиакомпании AZAL.
Прямо на борту самолета Ильхам Алиев созвонился с Владимиром Путиным и объяснил ему обстоятельства, приняв соболезнования российского президента.
Не принял участие в саммите СНГ и премьер-министр Армении Никол Пашинян, но совсем по другой причине, которую он назвал двухдневным заболеванием короновирусом.
О неучастии Пашиняна в итоговом саммите СНГ этого года было объявлено еще до того, как стало известно о срочном возвращении домой Ильхама Алиева. Он разъяснил в соцсети, сообщив о том, в понедельник у него был зафиксирован положительный тест на ковид, а в среду тест уже был отрицательным, и он вернулся к своей обычной работе.
Изложенная премьером Армении версия его отсутствия на саммите СНГ, конечно, вызвала вопросы, учитывая, что к моменту открытия саммита СНГ он уже был здоров и по его собственному признанию в рабочем режиме общался с коллегами в Ереване.
Кроме того, Никол Пашинян в своем сообщении открыто признал, что не ехать в Россию ему посоветовали "коллеги", судя по всему, взявшие на себя роль медиков.
Впрочем, какими бы ни были причины, но лидеры Азербайджана и Армении так и не встретились в России под занавес года и не смогли при возможной личной встрече еще раз задаться вопросом, почему в уходящем году так и не удалось завершить работу и подписать большой мирный договор.
Напомню, что ровно год назад, на предыдущем неформальном саммите СНГ в Царском Селе, в котором они принимали участие, Ильхам Алиев и Никол Пашинян обменялись рукопожатиями, а дипломатические источники в Баку и Ереване тогда делали оптимистичные прогнозы, что работа над тестом мирного договора завершится уже в начале 2024 года.
Но вот год завершается, немалая работа над текстом договора была проделана, прогресс налицо - к настоящему моменту согласованы 15 из 17 статей проекта документа.
Можно было бы сказать, что это очень неплохой результат. Однако тот факт, что наши большие ожидания годичной давности не оправдались, не может не вызвать разочарования. Шанс расставить все точки над i уже в 2024 году был потерян.
К настоящему моменту забуксовало и зашло в тупик обсуждение статей мирного договора, касающихся воздержания от международных исков друг к другу и неразмещения представителей других стран на границе.
В связи с этим, в то время как армянская сторона предлагает не ждать согласования всех 17-ти статей и подписать мирный договор в кратчайшие сроки в том виде, в каком он уже согласован на сегодняшний день, азербайджанскую сторону такой сценарий категорически не устраивает. Баку продолжает давать понять, что поставит свою подпись под мирным соглашением только если будут согласованы все его пункты.
По мере того, как обсуждение оставшихся вопросов в течение последних месяцев все больше пробуксовывало, жесткая риторика сторон по отношению друг у другу к концу года стала нарастать, а перспективы подписания мирного договора в ближайшее время - выглядеть все более неопределенными.
Перед саммитом СНГ Никол Пашинян и Ильхам Алиев вступили в заочный спор, выясняя, кто срывает мирное урегулирование и наращивает гонку вооружений в регионе.
Ильхам Алиев дал более чем часовое видеоинтервью ВГТРК и РИА Новости. В своем интервью он разъяснил, как для Баку важно, чтобы Армения положила конец территориальным претензиям к Азербайджану, внеся изменения в свою конституцию.
Кроме того, Ильхам Алиев обвинил Ереван в активной закупке наступательных вооружений у Франции, Индии и США, что, по его словам, свидетельствует о сохраняющейся для Еревана актуальности силового сценария в отношениях с Баку после поражения во Второй Карабахской войне. Азербайджанский лидер признал, что вооружение Армении вынуждает Баку тратить немалые деньги на укрепление своей обороноспособности, хотя эти средства могли пойти на решение задач мирного созидательного развития, восстановление Карабаха, реализацию программы возвращения беженцев.
Конечно, многое в этом плане было сделано в этом году, но ведь могло быть сделано еще больше, если бы Азербайджану не мешали. В этом плане в конец уходящего 2024 года нельзя не признать, что неурегулированный территориальный спор с Арменией продолжает отвлекать внимание Азербайджана от реализации мирной повестки.
Уже после интервью Ильхама Алиева Никол Пашинян решил ответить ему по основным пунктам и оставить последнее слово за собой, возложив ответственность за эскалацию, гонку вооружений в регионе и затягивание вопроса с подписанием мирного договора на Баку. В интервью агентству "Арменпресс" он сообщил о том, что, оказывается, Армения не находится в состоянии гонки вооружений и приобретает вооружения исключительно для защиты границ и своей территориальной целостности. Более того, он категорически не согласился, что Армения должна ограничивать себя приобретением только оборонительных вооружений.
По словам Пашиняна, разница между военными бюджетами Армении и Азербайджана в три раза в пользу Азербайджана, из чего он сделал вывод, что если уже говорить об угрозе миру, то она исходит не от Еревана, а от Баку. "Если у Азербайджана нет намерения нападать на Армению, то вероятность эскалации в регионе равна нулю", - заметил он.
Учитывая все эти высказывания и искры взаимного непонимания, обретение долгосрочного мира на Южном Кавказе в 2024 году не состоялось.
Если же говорить о главном успехе года, то для Азербайджана таким успехом стала Конференция ООН по климату - СОР29, проходившая в ноябре в Баку..
Надо сказать, что вопрос о том, прошел ли мир точку невозврата в попытках выработать коллективные механизмы реагирования на множащиеся угрозы и вызовы, к концу 2024 года окончательно превратился в "смысловую занозу" для всех.
Применительно к вопросу о безопасности, включающему ее важнейшую экологическую компоненту, все более громогласной становилась риторика о необходимости искать некую общечеловеческую "концепцию спасения".
В то время как подобные идеи активно высказываются в континентальных экономиках не западного мира - Китай, Индия, Бразилия, как выяснилось, большего практического результата в решении задач глобальной экологической повестки способны добиваться государства, которые еще недавно находились в тени мировых гигантов. В этом смысле в 2024 году процесс формирования нового тренда, заставляющего страны второго эшелона выходить на первый план и брать на себя глобальную инициативу и ответственность, выпадающую из рук мировых лидеров, взял на себя Азербайджан.
Климатическая конференция в Баку стала уже третьей по счету попыткой мирового сообщества "выжать штангу" глобальной экологической повестки. Многие изначально считали и по-прежнему считают эту штангу неподъемной, несмотря на решения, принятые в ходе двух предыдущих попыток - Конференции ООН по климату в Киото 1997 года и Конференции ООН по климату в Париже 2015 года.
Несмотря на Киотский протокол и Парижское соглашение, будущее борьбы за экологическую безопасность к моменту проведения COP29 в Баку выглядело все более туманным.
На фоне мощной информационной кампании, развязанной на Западе против страны организатора форума - Азербайджана, который, якобы, был не достоин принимать у себя COP29 как нефтедобывающая страна, в полной мере проявились острейшие разногласия между ведущими индустриальными державами Запада и странами глобального Юга, между теми, кто зарабатывает на добычи нефти и теми, чье экономическое благополучие и рост зависят от ее потребления.
Яблоком раздора стал вопрос о том, на кого все-таки должно лечь главное бремя ответственности за сохранение природы и избежание природных катаклизмов и каким должен быть фонд борьбы за экологическую повестку - мировая экологическая касса.
После избрания Баку председателем СОР29 западные СМИ не случайно стали педалировать вопрос о том, что Азербайджан относится к тем странам, у которых "руки по локоть в нефти". Из этого постулата делался вывод о том, что, дескать, Баку не имеет морального и политического права прикасаться своими "пропахшими черным золотом руками" к вопросам чистой экологической энергетики, зеленой повестки.
На самом деле, это была ловкая подмена понятий, сродни политической игре в наперсток: страны Глобального Запада, несущие вину за климатический кризис и его последствия в развивающихся странах, в ходе массированной информационной атаки пытались сместить внимание с предмета собственной ответственности - климатического финансирования - на ограничения нефтедобычи и развития нефтяной отрасли.
К этому нужно добавить, что тон в антиазербайджанской кампании стала задавать Франция - то есть, та самая страна, где был принят Парижский протокол, в связи с чем сегодняшний Париж, казалось бы, должен был способствовать развитию и актуализации собственного вклада в экологическую безопасность, а не его выхолащиванию, обнулению и разрушению.
Между тем, вопреки внешнему противодействию и трудностям задач глобального похода за климат, к удивлению многих Баку выжал неподъемную экологическую штангу.
Реализм и прагматизм взяли верх, игра в наперсток не помогла сторонникам Великого побега от климатической ответственности. В Баку удалось ввести в действие Фонд для возмещения потерь и ущерба и добиться полной реализации Статьи 6 об углеродном рынке. После 10 лет тяжелейших переговоров, балансировавших на грани срыва, установлена Новая коллективная количественная цель по предоставлению 300 млрд долларов развивающимся странам к 2035 году.
Эту договоренность можно считать поворотным пунктом в мировой климатической дипломатии.
Уже после климатического саммита в своем интервью Дмитрию Киселеву Ильхам Алиев упомянул бывшего главу европейской дипломатии Жозепа Борреля, как-то назвавшего Европу "цветущим садом", а весь незападный мир "джунглями".
Как иронично заметил в связи с этим Ильхам Алиев, при таком подходе к международным отношениям Западу следовало бы держаться подальше от "джунглей".
COP29 в Баку показал, что задача реализации глобальной экологической повестки должна состоять в том, чтобы вырубать политические джунгли и сохранять джунгли природные. Нельзя не признать, что в Баку на СОР29 это получилось.
Таким образом, в столь трудный високосный год обретений для Баку и Москвы все же было больше, чем потерь и утрат.