AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB

A
Профессор МГИМО Владимир Сухой: Азербайджан хочет согласовать с ЕС полноценный договор, который не ущемлял бы ничьих интересов

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Азербайджан хочет согласовать с ЕС полноценный договор, который не ущемлял бы ничьих интересов

25.10.2017 12:54
/upload/iblock/12c/12cff0c3e6e17abc4b2844dfaa44a19c.PNG

Профессор МГИМО, журналист-международник Владимир Сухой о предстоящих переговорах между Азербайджаном и Евросоюзом по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве

Очередной этап обсуждений по соглашению о партнерстве между Азербайджаном и Евросоюзом стартует в Баку 26 октября. Это новый формат сотрудничества между сторонами. Напомню, что новый документ должен заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано еще в 1996 году в Люксембурге.

В ноябре прошлого года Совет ЕС выдал мандат Европейской комиссии и высокому представителю по иностранным делам и политике безопасности на ведение переговоров от имени ЕС и его государств-членов по вопросу всеобъемлющего соглашения с Азербайджаном. 

"Значительное и качественное расширение сотрудничества с Европейским союзом будет хорошим посланием как для Азербайджана, так и для всего региона″, - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев за день до начала переговоров о новом соглашении.

Третий раунд переговоров

Консультации по новому соглашению начались 7 февраля 2017 года после визита Ильхама Алиева в Брюссель. Первый раунд переговоров по новому соглашению стратегического партнерства между Азербайджаном и Евросоюзом стартовал 25 апреля в Баку. Второй раунд прошел 29 сентября в Брюсселе. 26 октября стартует третий.

А теперь о сути переговоров. Они ведутся между Азербайджаном и ЕС по трем блокам. 

Первый блок включает вопросы политики и безопасности. 

Второй — торговля и инвестиции. 

Третий — экономика, социальные, гуманитарные и другие направления. 

Отмечу, что ЕС первоначально предложил Баку проводить переговоры по всем блокам параллельно. Азербайджан выдвинул встречное предложение — начать переговоры с первого блока, потому что он самый важный для Баку. А уже затем параллельно рассматривать остальные блоки вопросов. 

Таким образом, переговоры по принципу «от легкого к сложному» Баку не устроили. Азербайджан хочет согласовать с ЕС полноценный договор, который не ущемлял бы ничьих интересов, и прежде всего самого Баку. Поэтому и был подготовлен свой проект соглашения и, что очень важно, со своей редакцией первого политического блока. 

Политика и безопасность

Азербайджан сразу заявил, если самые деликатные темы - безопасность и политические вопросы - не найдут достойного решения, другие вопросы решить будет сложно. 

Еще раз повторю: новое соглашение с ЕС для Баку – не самоцель. Этот документ должен зафиксировать сегодняшние реалии и отвечать национальным интересам Азербайджана.

Комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан в интервью изданию New Eastern Europe заявил, что Азербайджан - важный партнер Евросоюза. Необходимо отразить в тексте значительный прогресс в отношениях между ЕС и Азербайджаном с того времени, когда было подписано предыдущее соглашение, сказал Еврокомиссар. Мы намерены и далее совершенствовать наши отношения и развить их до полного потенциала. В рамках нового двустороннего соглашения, заявил Йоханнес Хан, необходимо ориентироваться на общие фундаментальные ценности и принципы с учетом новых глобальных, секторальных и экономических интересов, а также вызовов, с которыми сталкивается современный мир.

Торопиться не следует

С самого начала планировалось завершить переговоры по новому соглашению с ЕС до Брюссельского саммита Евросоюза в ноябре. Такую задачу по-прежнему никто не снимал, но сейчас есть понимание того, что, возможно, эти сроки соблюсти не удастся. Дело в том, что впервые страна-партнер, то есть Азербайджан, предложила странам-членам ЕС проект стратегического партнерства. Естественно, у другой стороны появились несогласия и поправки. Это - сложный процесс. И если всё идет в рабочем порядке, то тогда торопиться, действительно, не следует.

Баку проделал за это время очень большую работу - Азербайджан уже является стратегическим партнером с 10 странами-членами, с другими странами Евросоюза готовится подписать документ о партнерстве. 

ЕС - крупнейший торговый партнер Азербайджана, на который приходится около половины внешней торговли страны. Более трети импорта страны поступает из ЕС, более 60% годового экспорта Азербайджана предназначено для европейских рынков. 

Предполагается, что новый документ поможет приблизить законодательные процедуры Азербайджана к наиболее важным международным и торговым нормам и стандартам ЕС, что должно привести к улучшению доступа азербайджанской продукции на европейские рынки. Возможен также прогресс в технических областях, например, в сфере нормативного сближения и конвергенции по некоторым принципам налогообложения и аудита.

Что важно, ЕС рассматривает Азербайджан как потенциальный рынок для экспорта тяжелой техники и транспортного оборудования. Азербайджан же поставляет в Евросоюз невозобновляемые энергетические ресурсы, на которые приходится основная часть общего объема экспорта Баку в страны ЕС. Несмотря на то, что энергетика - ключевой сектор в двусторонних отношениях, Азербайджан намерен диверсифицировать свою экономику.

Лондон-Баку

Приведу еще две цифры: в Азербайджане работает более 1300 европейских компаний, 400 из которых из Великобритании - второй экономики ЕС. И здесь же замечу, что Великобритания - крупнейший торговый партнер Азербайджана в ЕС. На долю Лондона приходится более четверти всего европейского экспорта в Азербайджан и значительная часть иностранных инвестиций в азербайджанскую экономику. 

Но Британия, как известно, покидает Европейский Союз. Brexit может преобразить торговые отношения Азербайджана с Европейским Союзом и создать новые возможности для расширения экономического партнерства с Соединенным Королевством. 

Если, к примеру, Brexit приведет к тому, что Британия покинет единый рынок и Таможенный союз ЕС в 2019 году, будет много возможностей для индивидуального торгового соглашения между Баку и Лондоном, которое увеличит объемы и послужит укреплению уже крепких двусторонних отношений между Великобританией и Азербайджаном. Ведь помимо энергетического сектора, Лондон и Баку сотрудничают в сферах образования, торговли, туризма, информационных технологий, а также в других инфраструктурных и транзитных проектах.

Париж-Баку

Для более полной картины сотрудничества Азербайджана с ЕС упомяну о Франции. Третья экономика Европейского союза участвует в совместных проектах с Баку, связанных с городским транспортом, инфраструктурой и окружающей средой. 

К тому же, Париж помогает создавать космическую индустрию Азербайджана. В 2013 году первый телекоммуникационный спутник Азербайджана, известный как Azerspace-1, был запущен французской компании Arianespace из Французской Гвианы.

Азербайджан и другие страны ЕС проводят совместную работу в рамках программ технического сотрудничества и обмена информацией. Среди программ, способствующих развитию законодательства и наращиванию потенциала Азербайджана, упомяну Twinning и SIGMA, которые призваны повысить эффективность законодательства и способствовать социально-экономическому развитию.

Южный газовый коридор - объединит Баку и Брюссель

В энергетической сфере потенциалом для более тесного сотрудничества Азербайджана и Евросоюза выступает проект Южного газового коридора (ЮГК). 

Официальные документы ЕС описывают ЮГК как «стратегическую инициативу по доставке газовых ресурсов Каспия, Центральной Азии и Ближнего Востока на европейские рынки, что послужит основным инструментом диверсификации безопасности энергоснабжения». 

Брюссель полагает, что проект будет завершен вовремя, и Азербайджан станет ключевым поставщиком энергии в Европу на десятилетия вперед.

Армения смотрит на Запад

Напомню, что рамочный документ с ЕС планирует подписать в ноябре на саммите "Восточного партнерства" и Армения. 

21 марта 2017 года Армения и Европейский союз парафировали Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Кстати, еще в ноябре 2013 года планировалось, что Ереван подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Однако за два месяца до этого Армения неожиданно или под чьим-то давлением объявила о намерении вступить в Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции. Подписание сорвалось и  вопрос об интеграции Армении с ЕС был временно закрыт. 

Тем не менее, Совет ЕС в 2015 году уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом соглашении с Арменией. Армянские и европейские дипломаты говорят, что новый договор очень похож на соглашение, достигнутое в 2013 году, за вычетом положений о свободной торговле, которые теперь противоречили бы обязательствам Армении в рамках Евразийского экономического союза.

Безобидный договор

Большинство аналитиков, ознакомившихся с текстом нового договора Армении с ЕС, считает его абсолютно безобидным. В нем идет речь об относительной либерализации визового режима, сотрудничестве в области образования, инноваций, науки и культуры. 

В частности, стороны намерены совместно реализовать проекты модернизации армяно-грузинских пограничных контрольно-пропускных пунктов, построить высоковольтные ЛЭП, завершить программу "Креативная Европа" и воплотить в жизнь соглашение об общем авиационном пространстве. 

И что очень важно, в рамках договора Армению призывают провести политические реформы. А это потенциально сложно будет осуществить, учитывая политическую ситуацию в стране.

Кроме того, в договоре нет ничего о налаживании сотрудничества с ЕС в сфере безопасности и стратегического партнерства. 

На мой взгляд, всё это, а также полное отсутствие какой-либо геополитической составляющей существенно отличает новый договор между Арменией и ЕС от того всеобъемлющего соглашения о стратегическом партнерстве, о котором ведет переговоры с Брюсселем Азербайджан.