Это программа в Центре внимания. Смотрите в новом выпуске:
- Западный раскол. Как противостояние между Трампом и лидерами ЕС даёт шанс платформе 3+3 навести порядок на Южном Кавказе
- Новая идеология. Почему Премьер Пашинян заговорил о смене конституции страны и региональном сотрудничестве
- Терпение Баку и метания Еревана. При каком раскладе Армения согласится выполнить условия Азербайджана для достижения мирного договора.
Появился шанс навести порядок в регионе
На неделе в Центре внимания переговоры российской и американской делегаций в Эр-рияде. Это было почти пятичасовое общение, на котором стороны впервые за несколько лет выслушали друг друга и условились продолжать сближение для обоюдной выгоды и прекращения украинского конфликта. Этим переговорам предшествовала речь вице-президента США Джей Вэнса в Мюнхене. Последний раз с трибуны Мюнхенской конференции по безопасности так разговаривал с европейскими политиками только президент России Владимир Путин.
Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Речь Вэнса в момент конференции по безопасности можно назвать революционной. Действительно, давно не было возможности наблюдать такого существенного раскола в западном лагере, а именно раскола между США и Евросоюзом. Вице-президент США Вэнс, он сказал, ну, достаточно прямым языком, сказал очевидные вещи, да, просто вернул всех в режим реального времени, я бы сказал, да, то есть в то время, как европейцы, они продолжают жить в этой идеологии, да, иллюзиями, США, наоборот, смотрят реально на вещи, исходят из реального положения вещей. Такой реал-политик условный. Это, конечно, такой прямо холодный душ для европейцев был. Это видно и по реакции отдельных европейских лидеров”
После вышеупомянутых событий начинает постепенно вырисовываться внешняя американская политика, по крайне мере на ближайшие четыре года. США видимо сконцентрируются на решении глобальных проблем. По мнению экспертов, Южный Кавказ в интересы США вряд ли попадет.
Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Для Трампа Южный Кавказ не является приоритетным регионом, и вряд ли он будет уделять ему столь пристальное внимание, несмотря на достаточно значимый геополитический процесс, который там тоже сегодня происходит”
Москва и Вашингтон могут договориться, чтобы их интересы в этих регионах не пересекались. И все же такой расклад наверняка не устроит некоторых членов Евросоюза. Они негодуют от того, что могут остаться неудел и тогда будут с еще большим упорством совать свой нос в дела Южного Кавказа.
Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Я думаю, что ЕС усилит внимание на этот регион, поскольку есть как минимум две страны, в которых ЕС в целом заинтересован в регионе. И с точки зрения ресурсов, и с точки зрения идеологии, мы знаем, что европейская бюрократия довольно сильно заидеологизирована, в отличие от новой администрации США”
Но есть и другое мнение, что приход Трампа в Белый дом отправил Евросоюз в нокдаун и даже главному союзнику Еревана - Парижу сейчас не до Армении.
Сергей Марков: “Армения Макрону нужна только для того, чтобы, ну, во-первых, иметь хорошее отношение с армянским лобби, а во-вторых, для того, чтобы, ну, как бы, делать негатив в отношении России. Но поскольку Макрона будет перегружен украинской проблематикой, перегружен проблематикой отношений с Европой и США, поскольку будет перегружен проблематикой поддержки, сохранения нынешних властей в европейских странах, чтобы туда к власти не пришли сторонники Трампа, то ему будет не до Армении”
Сейчас появляется отличный шанс у платформы 3+3, что называется, перехватить инициативу. Россия, Иран, Турция имеют на Южном Кавказе свои интересы. Азербайджан является ярым антагонистом нынешней политики президента Макрона и лидером Южного Кавказа. Правительство Грузии, хоть пока и отказывается принимать участие во встречах платформы, также не в восторге от попыток Запада повлиять на внутренние настроения в стране. Только Армения взяла прямой курс на Запад.
Милан Лазович, программный менеджер Российского совета по международным делам: “Что касается Армении, то здесь ситуация более благоприятная для Брюсселя. Недавно был одобрен законопроект о процессе вступления в ЕС в армянском парламенте, и власти сначала заявляли, что необходим референдум по данному вопросу, потом стали говорить о том, что на самом деле референдум и не нужен”
Платформа 3+3 может убедить Пашиняна не спешить вступать в близкие связи с Европой, а озаботится выгодными проектами региона, которые могут принести реальную выгоду, в то время как западная карета может превратится в тыкву, как это недавно произошло с организацией USAID после того как Трамп и Илон Маск ее упразднили. Продолжат ли спонсировать Армению западные частные организации - пока тоже большой вопрос.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития: “И если USAID работу Трамп может закрыть, как новый президент, проводящий ревизию деятельности предыдущей администрации, то работу Фонда Сороса он закрыть не может. Это частная структура. И она будет продолжать свою работу. И дальше вопрос интереса Сороса к влиянию на Южный Кавказ”
Главным тормозящим фактором для Армении, да и всего региона остается неразрешенный армяно-азербайджанский конфликт. Армения находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана, глобальные транспортные коридоры идут в обход территории страны, да и позиции Еревана на международной арене стали хрупкими из-за смены власти в США. Начинает ли Пашинян осознавать допущенные им просчеты во внешней политики? Об этом поговорим во второй части нашей программы.
Новая идеология в новой Конституции Армении
На неделе премьер-министр Армении Никол Пашинян в обращении к гражданам страны представил новую идеологию реальной Армении.
Никол Пашинян: “Реальная Армения - это Республика Армения с международно признанной территорией площадью 29 тысяч 743 кв.км”
Никол Пашинян заявил о необходимости проведения всенародного референдума для принятия новой Конституции Армении. Напомню, что в сентябре 2024 года Пашинян уже говорил о возможности изменения Конституции для заключения мирного договора с Азербайджаном. Баку ранее неоднократно заявлял, что для подписания мирного соглашения Армения должна внести изменения в свою Конституцию, где присутствуют территориальные претензии к Азербайджану.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития: “Изменение Конституции было обещано к 1927 году, сейчас 1925, то есть через два года к этому постепенно идут. Это нужно Пашиняну для целого ряда задач. Да, говорят, что это и в рамках попытки снять те барьеры в договоренностях с Азербайджаном, которые нынешняя конституция несет. И, наверное, это произойдет. Конечно же, он будет говорить, что к договоренностям с Азербайджаном потенциальным изменения в Конституции не имеет никакого отношения, - это делается для армянского народа, - это будет народная Конституция”
Сергей Марков, директор Института политических исследований: “Смысл этих заявлений заключается в том, что он лавирует, то есть он не отказывается от требований Азербайджана, но говорит, что выполнить это требование очень и очень трудно, поэтому сейчас он его выполнять не будет”
Далее премьер Армении сделал еще одно любопытное заявление, где призвал граждан готовиться жить в мире, но без поддержки извне.
Никол Пашинян: “Мир - это прежде всего региональный фактор, потому что мир или его отсутствие прежде всего выражается в отношениях с непосредственными соседями, затем на международном, а затем и на глобальном уровне. Мир в стратегическом и долгосрочном смысле возможен, когда он становится навыком, который должен выражаться в умении жить в кооперативной среде с соседями без поддержки извне. Мир является самой надежной гарантией безопасности. Важнейшими компонентами обеспечения безопасности являются взаимозависимости стран региона, место страны в региональной и глобальной цепочке поставок и торговли”
Риторика Пашиняна резко изменилась после его возвращения из американо-европейского турне. Напомню, что в США Пашинян не получил аудиенции с Трампом, в Европе он имел встречи с президентом Франции Макроном и канцлером Германии Шольцем, но оба имеют шаткие политические позиции и заняты кризисом на Украине, а теперь и политическим противостоянием с США. Лидеру Армении надо принять сложное решение с кем он, выбор непростой. Весь мир увидел каково это попасть в немилость Трампа.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития: “В какую сторону мира, в какую сторону идеологического противостояния сейчас Пашинян встанет обратно в позицию подчинения той структуре Белого дома, которая там есть сейчас, или останется в рамках тех договоренностей, которые были раньше, но теперь уже против Белого дома. Это его выбор. Как он его сделает, пока непонятно. Возможно, будет пытаться, как всегда, усидеть на всех стульях, но это вряд ли в данной ситуации поможет”
До премьера Армении начинает доходить, что, в мирный переговорах с Азербайджаном возможно придется рассчитывать только на себя, поэтому Пашинян снова вспомнил об изменении конституции и разблокировании транспортных коммуникаций. Более того, Пашинян опасается, что ему придется идти на серьезные компромиссы в армяно-азербайджанском урегулировании, если Баку и Вашингтон наладят отношения после разрушительной политики Байдена.
Ильхам Алиев: “Мы помним время, когда главой США был Президент Трамп, и наши отношения развивались очень успешно, в отличие от последних четырех лет, когда они полностью ухудшились из-за несправедливого и нечестного подхода администрации Байдена к Азербайджану. Наш предыдущий опыт работы с Президентом Трампом был очень позитивным. Мы ожидаем, что эти четыре года, которые мы считаем потерянными годами в американо-азербайджанских отношениях, станут историей, и мы возобновим работу”
Ильхам Алиев в начале года озвучил жесткие условия, где помимо изменения конституции было требования отвести от границы с Азербайджаном наблюдателей ЕС, прекратить вооружение Армении, упразднить Минскую группу ОБСЕ, открыть Зангезурский коридор. Российские эксперты предполагают при каких условиях Пашинян пойдет на уступки.
Сергей Марков, директор Института политических исследований: «Если улучшатся отношения России и Запада, прекратится украинский кризис, то это будет означать, что Запад будет менее энергично пытаться оторвать Армению от России. Меньше давать надежд Армении на то, что ее поддержат, а это значит, что Армения будет больше готова пойти на условия Азербайджана»
В Баку умеют терпеливо ждать и стоять на своем. Азербайджан извлек главный исторический урок, что в отстаивании национальных интересов рассчитывать можно только на свои силы.
Ильхам Алиев: “Для нашей страны самым важным достижением последних лет стало полное восстановление нашей территориальной целостности и суверенитета. К сожалению, нормы международного права и международные организации не помогли. Резолюции, принятые многочисленными международными организациями, так и остались на бумаге. Нам пришлось решать это самим и восстанавливать справедливость собственными силами”
Азербайджан дал понять, что возобновит переговоры, когда Армения будет готова выполнить условия. Пашиняну дают возможность уладить внутренние неурядицы и решить для себя, какой он видит реальную Армению будущего: экономически изолированного государства в полной зависимости от других стран или равноправного регионального торгового партнера и мирного соседа.
Такие события оказались в центре нашего внимания на этой неделе. До встречи.