Телефонный разговор Дональда Трампа и Владимира Путина как пример личного общения первых лиц и сильных национальных лидеров, меняющих ход событий и решающих судьбы мира, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
Телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа привел в движение всех игроков по обе стороны выстроенных за время украинского конфликта мировых баррикад.
Беседа президентов США и России, продлившаяся полтора часа, не могла привести к украинскому урегулированию, до которого, возможно, еще далеко. Однако состоявшийся разговор президентов России и США в любом случае показал, как много в современном мире зависит от сильных лидеров, способных своим личным вмешательством и проявленной в решающий момент политической волей кардинально менять ход событий.
А именно, брать на себя ответственность, преодолевать инерцию дипломатических и информационных войн и создавать новую реальность межгосударственных отношений.
Всего за один день атмосфера международных отношений изменилась -- как оказалось, такое возможно!
Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что прежняя политика изоляции России в обозримом будущем невозможна.
Без участия США антироссийская коалиция не сможет существовать в ее прежнем виде. Путин и Трамп договорились обменяться визитами, а до этого - встретиться в третьей стране и разблокировать двусторонние отношения, которые имеют много направлений и не сводятся только к поиску решения по Украине. Дональд Трамп призвал даже восстановить членство России в Группе семи ведущих западных держав, которое казалось просто немыслимым еще вчера, после разрыва Москвы с этим объединением.
Независимо от того, что произойдет дальше, возобновление диалога США и России на высшем уровне, который был заморожен на несколько лет, как минимум, создает предпосылки для снижения градуса конфликтности во всем мире.
Учитывая, что противостояние мировых держав нередко служит препятствием для решения тех или иных региональных проблем, с осторожным оптимизмом можно рассчитывать и на то, что последние события окажут позитивное воздействие и на ситуацию на Южном Кавказе, которая остается весьма непростой.
Если же оценивать ситуацию в целом, то разговор президентов США и России и реакция на него показали, что в современном мире все больше задают тон сильные лидеры, способные брать инициативу на себя и не бояться идти против течения, добиваясь своего, несмотря на внешнее сопротивление..
Так, одним из самых громких заявлений, сделанных по горячим следам общения лидеров США и России, стал призыв премьер-министра Венгрии Виктора Орбана исключить Европу из числа участников мирных переговоров по Украине.
Дональд Трамп, Владимир Путин и Виктор Орбан имеют сложные отношения с Европой и при этом разный набор раздражителей - у каждого здесь своя история.
Свои претензии к Европе, кстати, имеет и президент Азербайджана Алиев, который во многих вопросах находится на одной волне с президентом Орбаном, подвергая Европу резкой критике.
Реагируя на высказывание главы европейской дипломатии Каи Каллас, от лица руководства ЕС и еще нескольких государств Старого света - Франции, Германии, Польши, Италии, Испании и Великобритании потребовавшей включить Европу в список посредников по Украине, венгерский лидер погладил европейскую бюрократию против шерсти.
В своем комментарии Виктор Орбан указал на то, что ни в коем случае не нужно делать того, на чем так настаивает Каллас, и объяснил почему. Он заявил о плохой работе брюссельского руководства и бесполезных заявлениях чиновников ЕС.
Учитывая ту травлю, которую устраивали венгерскому лидеру в Евросоюзе до смены вех в Вашингтоне, вспоминая то, как его обвиняли его в нарушении демократии, авторитаризме, можно сказать, что теперь Орбан возвращает Европе старый должок.
Понимает, что пришло время таких политиков, как он. Поэтому и призывает не пускать Европу за стол переговоров по Украине, настаивая, что она этого права не заслужила.
Все познается в сравнении. На фоне силы одних лидеров еще более очевидна слабость других. В ходе недавнего визита в Вашингтон премьер-министра Армении Никола Пашиняна Дональд Трамп за несколько дней не счел необходимым провести с ним личную встречу. Тем самым он дал понять, что не видит в Пашиняне сильную самостоятельную фигуру. Политик с нечеткой политической волей, пытающийся сидеть на двух стульях, и сделавший ставку на поддержку слабой Европы, судя по всему, Трампу попросту неинтересен. В отличие от того же Виктора Орбана, с которым он отлично находит общий язык.
Если же говорить о Европе, то не секрет, что сближение лидеров США и России стало шоком для многих европейских политиков, которые хотели бы этому противостоять, но в решающий момент в Европе не оказалось ни одной авторитетной фигуры, которая смогла бы сформулировать единую позицию государств Старого света.
Германский канцлер Олаф Шольц готовится сойти со сцены после февральских выборов в своей стране.
Растерянным и беспомощным выглядит президент Франции Эмманюэль Макрон, ранее пытавшийся задавать тон в давлении на Россию и Азербайджан и плести свои интриги на Южном Кавказе.
"Это электрошок. Нам нужны ассиметричные импульсы, внешние импульсы", - признал Макрон, комментируя разговор Путина и Трампа и призвав Европу ускориться и действовать.
Но как действовать, если действовать в Европе попросту некому - сильные европейские лидеры 20-го века - от Шарля де Голля до Гельмута Коля ушли в историю. Остались политики вроде Макрона, Борреля с его знаменитым фразой про Европу как "сад, а остальной мир джунгли".
В свою очередь президент Ильхам Алиев имеет с каждым из сильных лидеров современного мира свои особые отношения. В каждом конкретном случае эти отношения имеют свою специфику, но при этом они всегда были и остаются общением на равных. Нет сомнения, что это общение продолжится и еще не раз докажет свою способность менять многое. Как это произошло после разговора Путина и Трампа.