AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB

A
Путин в Баку! Актуальный комментарий Сергея Строканя (видео)

Итоги государственного визита в Азербайджан президента России Владимира Путина и новые обвинения в адрес России армянской стороны анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Президент России Владимир Путин посетил с государственным визитом Баку - город, в котором он не был шесть долгих лет. То есть, до этого российский президент приезжал в азербайджанскую столицу еще до Второй Карабахской войны и ликвидации сепаратистского образования НКР, которое в сентябре прошлого года окончательно прекратило свое существование.

И уже одно только это обстоятельство делало переговоры на высшем уровне в Баку поворотным моментом в более чем 30-летней истории российско-азербайджанских отношений.

За этим событием, как ни за каким другим, следили и те, кто ждет развития связей между нашими государствами и народами, и те, кто желает нашим отношениям не добра, а зла.

Первые не могли не испытывать острое чувство радости, наблюдая за тем, как Владимир Путин и Ильхам Алиев общаются в «Загульбе», как они перемещаются по городу, который Владимир Путин назвал «оазисом». В целом, трудно вспомнить еще один визит Владимира Путина в другую страну, включая бывшие советские республики, где происходили бы такие вещи.

Стратегическое партнерство Москвы и Баку с первых лет существования независимых России и Азербайджана развивалось поступательно и избежало трений, недомолвок и тем более скандалов. И, тем не менее, нельзя не признать: находились люди, которые внушали себе и другим, что, якобы, Азербайджан России не так близок, как ее традиционные союзники.

Причин этого было несколько.

Во-первых, Баку не входит в ключевые интеграционные структуры на постсоветском пространстве - ЕврАЗэс и ОДКБ, хотя и развивает с ними партнерские связи.

Во-вторых, так уж исторически сложилось, что ключевым стратегическим союзником России на Южном Кавказе давно стала Армения, имеющая конфликтные отношения с Азербайджаном.

Азербайджан же вплоть до февраля 2022 года, когда президенты Путин и Алиев подписали в Москве Декларацию о союзническом взаимодействии, имел для Москвы статус стратегического партнера, но не союзника.

К этому нужно добавить, что в российских экспертных кругах и в СМИ время от времени всплывала теория заговора против Москвы, который, якобы, замышляет Баку вместе с Анкарой.

Бред да и только! Однако сколько раз приходилось слышать, что, якобы, Азербайджан вместе с Турцией хотят построить некий «Великий Туран» - воображаемую тюркскую империю и тихой сапой вытеснить Россию с Южного Кавказа.

Из этих умозаключений делался вывод, что не следует Москве слишком уж сильно с Баку сближаться. Потому что вроде бы дружественный Азербайджан - все равно для нас чужой.

И на контрасте с этим все более недружественная России Армения - все равно своя, родная, и что бы она ни вытворяла, - все равно она считалась кем-то более близкой, чем Азербайджан.

И вот Владимир Путин разрушил многие стереотипы и предрассудки и изменил многое в восприятии Азербайджана.

Для кого-то это был шоковый переворот, учитывая, что Путин показал всем, как можно и нужно любить Азербайджан, и что Азербайджан никакой России не чужой, а родной.

Где вы призраки эфирных студий и телеграмм-каналов, исходившие ядом злобы, попрятались, прикусили язык? Надеюсь, хотя бы теперь перестанете нести свою извечную пургу про Великий Туран и не будете портить информационный воздух.

Если же говорить по существу, то в Азербайджане нет места для той русофобии, ядовитые побеги которой, разносимые семенами с Украины, раз за разом неожиданно прорастают в самых разных частях постсоветского пространства. К русскому языку и культуре здесь относятся особенно трепетно, и борьба со всем русским не стала для независимого Азербайджана частью национального самоутверждения.

При этом визит Владимира Путина в Баку выявил очень значительный внутренний потенциал торгово-экономического, энергетического, инфраструктурного сотрудничества как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних проектов.

Не буду вас засыпать цифирью, но только напомню, что в прошлом году товарооборот наших двух стран преодолел отметку в 4 миллиарда долларов, и это далеко не предел.

В настоящее время на азербайджанском рынке работает почти 1300 предприятий с российским участием. Один из самых перспективных многосторонних инфраструктурных проектов - открывающий Москве и Баку выход к Индийскому океану Международный транспортный коридор «Север-Юг», в создании которого также принимают участие Индия и Иран.

В связи с этим необходимо особо отметить еще вот что.

Одним из факторов, способствующих все более активному сближению Азербайджана с Россией, с моей точки зрения, стало усиливающееся давление на Баку со стороны Запада.

Не секрет, что Запад пытается все более активно и бесцеремонно влезать в дела Южного Кавказа и диктовать здесь Баку свои правила игры. И это при том, что Баку ни единого разу не давал повод обвинить себя в нарушении международного права, долго и терпеливо искал пути сближения с Западом.

Но танго танцуют двое!

В условиях все более острого раскола мира прежняя классическая равноудаленность между Востоком и Западом раз за разом дает сбой. Такова суровая реальность.

Политика Запада все более деструктивна не только по отношению к России, но и по отношению к Азербайджану.

Олицетворением такой политики служит президент Франции Эмманюэль Макрон, который одновременно и главный азербайджанофоб на Западе, и один из главных русофобов.

Не удивительно, что одной из новых тем в связи с визитом Владимира Путина в Азербайджан стал вопрос о возможности присоединения Баку к БРИКС. В год российского председательства Владимир Путин пригласил Ильхама Алиев на саммит БРИКС, который пройдет 22-24 октября в Казани.

Но все познается в сравнении.

Историческое в одной столице - Баку, на этой неделе становилось истерическим в другой столице - Ереване.

Заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что Армения саботирует открытие транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, вызвало решительный протест армянской стороны. В МИД Армении заявили, что Сергей Лавров «ставит под сомнение конструктивную вовлеченность России в процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном».

И все это, заметим, сразу после встречи Путина и Алиева!

Новая порция обвинений в адрес Москвы, прозвучавшая в Ереване, выявила сохраняющиеся фундаментальные разногласия в трактовке текста трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении и обязательств сторон в той части этого документа, где идет речь о транспортных коммуникациях.

Главным яблоком раздора остается Пункт 9, где говорится о необходимости разблокировать все экономические и транспортные связи в регионе и обеспечить безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. Контроль за этим, что нужно подчеркнуть особо, должна осуществить Пограничная служба ФСБ России. Именно так сказано в Пункте 9.

Однако уже после подписания трехстороннего заявления 2020 года армянская сторона стала упирать на то, что в этом документе нет слов «Зангезурский коридор».

Это обстоятельство в Ереване сочли достаточным основанием для того, чтобы уйти от договоренности проложить транспортный маршрут между основной частью Азербайджана через Сюник под контролем российской стороны.

В качестве первого шага в этом направлении в ноябре прошлого года Совет национальной безопасности Армении принял решение создать собственное подразделение по контролю безопасности дорог и иных коммуникаций регионального и международного значения.

Обращает на себя внимание, что в своем последнем ответе главе МИД РФ Сергею Лаврову МИД Армении призвал решать проблемы коммуникаций на основе другого мирного плана. Этим планом, по ее словам, должен стать предложенный Ереваном проект урегулирования на Южном Кавказе «Перекресток мира».

Свою стратегию «Перекресток мира» премьер-министр Армении Никол Пашинян впервые представил на состоявшемся в октябре прошлого года в Тбилиси международном форуме «Шелковый путь». Вскоре после этого Пашинян отправился с визитом во Францию на Шестой Парижский форум мира, где он рекламировал свою написанную вилами по воде концепцию.

Судя по всему, та прошлогодняя встреча в Париже и позволила сегодня армянской стороне заявить о некой «широкой поддержке» плана Еревана. Однако Москва и Баку в качестве основы урегулирования армянский план, понятное дело, не рассматривают, потому что это никакой не план, а мертворожденный прожект, чтобы только найти повод уйти от выполнения трехстороннего заявления.

Как бы то ни было, учитывая все эти факторы, визит Владимира Путина в Баку и реакция на него в Ереване уже не оставляют никаких сомнений в том, что главный союзник России и на Южном Кавказе теперь - Азербайджан. Более того, международные последствия саммита президентов Путина и Алиева выходят далеко за рамки двусторонних связей.

Эту новую реальность еще предстоит понять и принять многим - в Ереване и Москве, в Париже и Вашингтоне.