Роль Азербайджана в определении правил игры на мировом нефтяном рынке и реализации многосторонних интеграционных проектов, стремительно меняющих облик большой Евразии, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Пришедший в Азербайджан светлый праздник весны и обновления Новруз совпал с новым всплеском международной активности Баку, заставляющей политиков и дипломатов не только наслаждаться легкой и беззаботной атмосферой каникул, но и успевать поработать, не покладая рук. Ведь именно в эти мартовские дни, приближающие страну к очередным президентским выборам, вдали от шумных площадей с пылающими кострами Новруза и богатых праздничных столов, за другими столами – столами переговоров, принимаются решения, которые определят позиции Азербайджана в регионе и мире на многие годы вперед.
Визит в азербайджанскую столицу генерального секретаря Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Мухаммеда Баркиндо и его переговоры с президентом Алиевым сопровождались водоворотом событий, участниками которых стали министры иностранных дел Азербайджана, Турции, Ирана и Грузии, а также гости VI Глобального Бакинского форума.
Весьма символично, что свою готовность «играть по взрослому» на мировом нефтяном рынке, как и подобает одному из ведущих нефтедобывающих государств и колыбели нефтяной промышленности, Азербайджан проявил, еще не став членом ОПЕК. В конце позапрошлого года Баку заявил о том, что добровольно присоединяется к соглашению о сокращении добычи ОПЕК+, достигнутому 24 членами нефтяного картеля, и снизит суточную добычу на 35 тыс. баррелей. Казалось бы, Баку вполне мог этого и не делать, ведь не будучи членом ОПЕК, страна не связана никаким обязательствами в рамках картеля, и может продолжать добычу в больших объемах, чтобы заработать больше нефтедолларов. Однако понимая, что интересам глобального сообщества отвечает стабилизация мировых цен на «черное золото», Азербайджан предпочел сыграть в одной команде с ОПЕК, а не быть кошкой, которая гуляет сама по себе.
В итоге в ходе визита в Баку генсека ОПЕК Мухаммеда Баркиндо было заявлено, что следующим логичным шагом должно стать вступление Азербайджана в ОПЕК. «Все опции находятся на рассмотрении. Будущее Азербайджана, как колыбели нефтяной промышленности, находится в ОПЕК», - подтвердил в Баку генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо. По его словам, в настоящее время ОПЕК и Азербайджан продолжают координировать свои усилия для поддержания оптимальных мировых цен на нефть.
На фоне повышения роли Азербайджана в ОПЕК все более активные усилия Баку предпринимает и для всемерного развития энергетического сотрудничества на пространстве Евразии, стремясь к гармонизации интересов ключевых игроков, а не к усилению конкуренции между ними. В связи с этим примечательное заявление сделало на днях министерство экономики Азербайджана, сообщившее, что в настоящее время Азербайджан, Иран и Россия обсуждают возможность создания совместного энергетического коридора.
Как заявило министерство, начав с двустороннего сотрудничества с Ираном, Баку теперь переходит к трехстороннему формату с участием Москвы. В практическом плане речь идет о планах создания энергетического коридора «Север – Юг» наравне с одноименным транспортным коридором, который в недалеком будущем позволит осуществлять экспорт электроэнергии из России в Азербайджан, а оттуда -- в Иран.
Создание трехстороннего энергетического коридора Россия-Иран-Азербайджан будет иметь особое значение, учитывая регулярно появляющиеся в западных СМИ намеки на то, что, якобы, Баку с подачи Вашингтона пытается исподтишка вести на постсоветском пространстве свою энергетическую игру в пику Москве. Если следовать подобным заявлениям, то при участии Баку предпринимаются попытки ограничить российское влияние в соседних регионах и заставить республики Средней Азии и Южного Кавказа начать постепенный отход от Москвы.
Однако трехсторонний энергетический коридор Москва-Тегеран-Баку расставляет точки над i, показывая, что подобные утверждения не имеют под собой никакой почвы.
Наконец, нельзя не сказать о стремлении Баку выстроить устойчивое и динамичное региональное партнерство с помощью форматов двух-, трех- и четырехстороннего сотрудничества.
В этом смысле обращает на себя внимание прошедшая в азербайджанской столице первая четырехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции, Ирана и Грузии, по итогам которой была принята Бакинская декларация. Цель встречи – всемерная активизация сотрудничества в области энергетики, транзита, туризма, промышленности и технологий. «Мы постараемся представить конкретный план действий и конкретные проекты», -- заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, представляя новый трансграничный транспортный проект.
Не удивительно, что все новые модели интеграции в Средней Азии и на Южном Кавказе, реализуемые с участием Азербайджана, вызывают повышенный интерес у ведущих государств огромного азиатско-тихоокеанского региона, в том числе, Индии и Вьетнама, получающих возможность заметно сократить сроки доставки грузов в Европу. Министр Мамедъяров рассуждает об этом так: «Верю, что у коридора Юг-Запад есть большое будущее. Такая возможность появилась после открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая изменит транспортную карту мира».
Таким образом, все более активная роль Азербайджана в определении правил игры на мировом нефтяном рынке и реализации многосторонних интеграционных проектов, стремительно меняет облик большой Евразии.
Взятые вместе, события последних дней соединяются в единую стройную картину отношений страны с внешним миром, подтверждая растущие международные амбиции Азербайджана, который стремительно превращается из регионального в глобального игрока. Эта метаморфоза – лучший подарок к Новрузу – празднику весны и обновления, устремленному к будущему.