Новые заявления Еревана о возможности возврата Баку части оккупированных азербайджанских земель анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
Конфликт в Нагорном Карабахе и перспективы его урегулирования снова становятся одной из горячих тем мировой повестки дня, активно обсуждаемой политиками, дипломатами и экспертами сразу на нескольких международных площадках.
На этой неделе мировые и российские СМИ обратили внимание на признание министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, сделанное им в Ереване на форуме «Армения-Диаспора». Вряд ли имеет смысл перечислять многочисленные обвинения в адрес Баку, уже ставшие традиционными и сводящиеся к тому, что якобы Азербайджан торпедирует мирное урегулирование. Многие из его утверждений были по меньшей мере спорными и противоречивыми.
Тем не менее, интересно то, что обращаясь к представителям влиятельных армянских общин, разбросанных по всему миру и оказывающих огромное влияние на ситуацию на своей исторической родине – Армении, накануне отъезда в Нью-Йорк на текущую сессию Генассамблеи ООН, глава армянского внешнеполитического ведомства многозначительно сообщил: Ереван обсуждает с Азербайджаном возврат части территорий Нагорного Карабаха.
«Речь идет о тех территориях, которые в плане безопасности не будут угрожать Карабаху», - заявил Эдвард Налбандян и тут же дал понять, что никаких дополнительных подробностей сообщать не будет. «В противном случае переговоры провалятся», - добавил он.
Это краткое и лишенное конкретики признание не помешало экспертам броситься выдвигать свои версии того, о каких территориях идет речь. По одной из версий, Ереван и Баку обсуждают будущее семи, по другой – пяти районов вокруг Нагорного Карабаха, оккупированных Арменией.
Впрочем, все подобные попытки смоделировать ситуацию со стороны экспертного сообщества – это если не гадание на кофейной гуще, то не более чем выдвижение версий того, по какому пути могут пойти переговоры вокруг оккупированных Арменией азербайджанских территорий, проблемы беженцев, безопасности и будущего статуса Нагорного Карабаха.
Понимая преждевременность рассуждений о том, вернутся ли стороны к так называемой «казанской формуле», которую президенты двух стран Ильхам Алиев и Серж Саргсян обсуждали в столице Татарстане в 2013 году при посредничестве российского президента Дмитрия Медведева, или их ждет некая Казань-2, некоторые важные выводы можно сделать уже сегодня.
Первый вывод состоит в том, что, судя по всему, на данном этапе Ереван демонстрирует готовность смягчить свою позицию по Нагорному Карабаху и искать компромисс в рамках переговорного процесса. А ведь еще недавно преобладающий тон заявлений армянских руководителей, политиков и общественности был гораздо более жестким. Их главный смысл сводился к тому, что в карабахском урегулировании Армении больше нечего предложить Азербайджану и, дескать, мяч находится на половине Баку.
Второй вывод можно сформулировать так: глава дипломатического ведомства Армении фактически косвенно признал, что переговорный процесс и не прерывался вовсе, как могло показаться после эскалации в зоне конфликта в апреле прошлого года и многочисленных последующих инцидентов на линии размежевания. Просто стороны предпочитают его не афишировать, чтобы избежать его провала или фальстарта.
Обращает на себя внимание и другое примирительное заявление Эдварда Налбандяна, сделанное им на все той же встрече с представителями армянской диаспоры. «Армения, вместе со странами-сопредседателями, продолжит усилия по исключительно мирному урегулированию проблемы. Мы не отказываемся от участия в переговорном процессе, и от встреч в рамках этого процесса», - заверил он. Кстати, почти одновременно с ним министерство обороны Армении распространило заявление о том, что в последнюю неделю в зоне карабахского конфликта соблюдалось относительное спокойствие.
Все это не помешало президенту Армении, выступившему на этой неделе с высокой трибуны 72-й сессии Генассамблеи ООН выдвинуть требование признания права Нагорного Карабаха на самоопределение. Впрочем, он признал, что хотя до решения еще очень далеко, «можно говорить о прогрессе».
В свою очередь президент Ильхам Алиев в своем выступлении в Нью-Йорке назвал Армению страной-оккупантом, «вот уже более 20 лет контролирующей 20 процентов азербайджанских земель» и призвал ввести против Еревана санкции.
Еще одним подтверждением того, что в арсенале сторон остается не только привычная жесткая риторика, но и инструментарий тихой, непубличной дипломатии может служить договоренность уже в конце этой недели провести на полях 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке новую встречу глав МИД Азербайджана и Армении Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова. Понятно, что говорить они будут о Нагорном Карабахе – а о чем же еще?
В общем, сегодня есть все основания сделать вывод о том, что на фоне затишья на линии размежевания наблюдается определенное оживление на дипломатическом фронте.
В связи с этим возникает закономерный вопрос – что могло заставить Ереван заговорить о возможности возвращения азербайджанских земель – пусть не всех, но их части, и тем самым послать Баку сигнал о своей договороспособности?
Есть все основания сделать предположение о том, что в Ереване начинают постепенно осознавать растущие политические и экономические издержки сохранения нынешнего статус-кво в зоне конфликта, начинают понимать, что замороженный конфликт работает не только против азербайджанских, но и против армянских национальных интересов.
Выступление президента Саргсяна на 72-й сессии генассамблеи свидетельствует о стремлении Еревана играть растущую роль и на постсоветском пространстве – в рамках Евразийского экономического союза, и в отношениях с Евросоюзом. Так, примечательно, что армянский лидер счел необходимым напомнить о том, что уже в ноябре этого года Ереван подпишет с Евросоюзом соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. «Уверены, что это поможет нам придать новый толчок проводимым в Армении институциональным реформам», - заявил он, также заявив о решимости содействовать улучшению благосостояния людей. И, наконец, в юбилейный для нее год 25-летия вступления в ООН Армения пытается повысить свою роль в этой организации, принимая участие в ряде миротворческих миссиях ООН в горячих точках планеты.
Вряд ли нужно объяснять, что наличие конфликта с соседним государством, связанного с Нагорным Карабахом, отвлекает силы и ресурсы внутри страны, ограничивает ее возможности для экономического развития, обеспечения безопасности и стабильности и выстраивания полноценных отношений с внешним миром.
Учитывая то, что лежит на чашах весов, в Ереване и сделали жест, который можно только приветствовать как первую ласточку возможных перемен. Однако для того, чтобы происходящее стало реальным шагом вперед, ведущим к долгожданному прорыву, а не очередным бегом на месте, нужны будут новые шаги, которые устроят обе стороны. Насколько Ереван и Баку к ним готовы, возможно, станет ясно уже в конце этой недели, когда разрешится интрига встречи министров Налбандяна и Мамедъярова в Нью-Йорке.