AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Российские эксперты: Москва в конфликте между Баку и Ереваном назвала всё своими именами

Российские эксперты: Москва в конфликте между Баку и Ереваном назвала всё своими именами

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
06.02.2023 17:00

/upload/iblock/902/902443b2ded682bf21d35d7870bf2615.jpg

Глава МИД России Сергей Лавров на днях в интервью российским СМИ, затрагивая деятельность ОДКБ и проблематику армяно-азербайджанской нормализации, заявил, что «Армения долгие годы оккупировала семь районов Азербайджана. «Россия предлагала многочисленные варианты. Еще предыдущее армянское руководство не очень позитивно их воспринимало, желая удерживать территории, на которые никогда не претендовало. Отчаявшись решить вопросы политическим путем, Азербайджан вернул принадлежавшие ему земли», - заявил Лавров.

Кроме того, глава российской дипломатии снова указал на то, что в прошлом году в Праге Армения, Азербайджан и Евросоюз подписали документ о готовности заключать мирный договор на условиях, обозначенных в Алма-Атинской декларации декабря 1991 г. «В этом документе сказано: границы между новыми независимыми государствами будут проходить по административным границам союзных республик Советского Союза, включая Армянскую и Азербайджанскую. В составе последней находилась Нагорно-Карабахская автономная область», - повторил тезис, который фиксировал и ранее, Сергей Лавров.

Министр напомнил, что после эскалации между Азербайджаном и Арменией в сентябре прошлого года был подготовлен план развертывания миссии ОДКБ на армяно-азербайджанской границе. Но Ереван с миссией, по словам Лаврова, не торопил. Предложение до сих пор «на столе» и миссия «может быть развернута в течение одного-двух дней» при готовности армянской стороны, отметил министр.

Лавров не стал повторяться, что Армения вместо миссии ОДКБ согласилась на повторную миссию ЕС, причем уже в расширенном формате и двухлетнюю.

Для российской дипломатии в аспекте армяно-азербайджанского конфликта/нормализации до Второй Карабахской войны всегда были характерны в большей степени завуалированные, сбалансированные формулировки. Во время Второй Карабахской широко обратил на себя внимание тезис президента России Владимира Путина, что «Карабах с точки зрения международного права – это Азербайджан», а также заявление Лаврова, что ответственному руководству Армении нужно было объяснять своим гражданам, что земли придется возвращать.

В 2022 году ввиду порой неоднозначной и провоцирующей политики Еревана заявления со стороны МИД РФ стали более открыто-критическими к армянским «друзьям» и «союзникам».

Россия всегда признавала территориальную целостность Азербайджана. Вместе с тем, формулировку «оккупировала» российский министр публично использовал впервые. А как известно, в дипломатии каждое сказанное или, напротив, несказанное слово – это сигнал.

Примечательно и то, что на этом фоне вице-спикер парламента Армении Акоп Аршакян на прошедшем в Москве на прошлой неделе заседании председателей комитетов парламентов государств ОДКБ по международным отношениям, обороне и безопасности заявил, что Ереван считает неприемлемым на данный момент предложенное налаживание сотрудничества Организации Договора о коллективной безопасности с Организацией исламского сотрудничества и Парламентской ассамблеей тюркских государств. Причина – «недвусмысленные оценки в пользу Азербайджана».

Ситуацию «Москва-Баку» комментируют эксперты:

mixaaaa.jpgДиректор Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов:

- Впервые российская дипломатия совершенно четко, открыто говорит: «Армения оккупировала». Я неоднократно подчеркивал, что именно армянская сторона является оккупантом. И в связи с этим в Армении крайне возмущались. Теперь это открыто говорит Сергей Лавров.

На мой взгляд формулировки, впервые в таком ключе озвученные Сергеем Лавровым, это явное признание того, что в Армении происходят опасные процессы. Опасные не только для самой республики, но мира в регионе. Армения, став уже совершенно явно, инструментом Запада, уходит из зоны влияния России и предает РФ, все то, что она сделала для сохранения армянской государственности. Россия во время Второй Карабахской войны, остановив боевые действия, по сути спасла Армению от еще большего поражения. Армения же взяла на себя обязательства по выполнению трехстороннего заявления, подписанного армянским, российским и азербайджанским лидерами и теперь их не выполняет.

Националисты в Армении уже кричат: «Россия оккупирует нас, Франция – наш спаситель».

Лавров, использовав такую формулировку об оккупации, направил Армении сигнал, что, ребята, дипломатическому тону приходит конец, если по-другому понимать не хотите, значит будем называть всё своими именами. Это посыл со стороны Кремля, что для сохранения Еревана в зоне своего влияния, для выполнения трехстороннего заявления, для предотвращения новых угроз в регионе, которые сегодня России тем более не нужны, будут предприниматься более жесткие меры.

Армения переполнила чашу терпения Москвы за эти годы, а за последний год совершала провокацию за провокацией, причем по чувствительным для России направлениям. Невыполнение трехсторонних договоренностей, отказ от миссии ОДКБ и «втаскивание» на свою территорию без согласия Азербайджана европейских так называемых мониторинговых миссий, регулярная критика российских миротворцев. Это раздражающие факторы, которые начинают приводить к «взрыву».

Как мы видим, Москва на регулярной основе призывает Армению и Азербайджан к подписанию мирного договора. Почему сейчас еще в большей степени акцентируется на этом внимание? Потому что Запад решил конкретно взяться за Южный Кавказ, стремится втягивать регион в большую геополитическую игру, пытается раскачать Закавказье через Армению. Раскачать ситуацию и в Турции, и в Иране. России вместе со своими действующими союзниками, партнерами, дружественными странами в регионе нужно это предотвращать.

Кстати, видите, как Россия в последнее время при каждом удобном случае подчеркивает, что грузинские власти, несмотря на давление Запада, не вводят санкции в отношении РФ, что смотрят трезво на ситуацию. Для Москвы важно, что Тбилиси в текущей ситуации так себя политики ведут. И Москва неоднократно подчеркивала, что готова наладить с Грузией отношения. Запад же старается конструктивный диалог Москвы и Тбилиси сорвать – уже идут заявления о том, что потенциальное открытие прямых авиарейсов между Россией и Грузией является угрозой безопасности, Западом сорваны Женевские дискуссии по Закавказью. Грузия сегодня оказалась даже более самостоятельной, чем Армения.

Армения – такая же игрушка в руках Запада, как и Украина. Запад хочет спровоцировать на Южном Кавказе войну до последнего армянина. Практически все руководство Армении – это выкормыши Сороса. Через НКО в Армении идет накачивание, финансирование антироссийских протестных акций. Армению готовят к войне. Видя, какие усилия Запад направляет на дестабилизацию, мы понимаем, что будут использоваться очередные попытки со стороны Еревана втянуть Россию в конфликт с Азербайджаном. Но этого не произойдет. И это только еще больше дает повод Западу накачивать Армению собственными специалистами для подготовки армянских военнослужащих. Если мы будем за всем этим просто наблюдать, как просто наблюдали за процессами на Украине, мы упустим Армению. Этого нельзя допустить. Россия не позволит создать натовское подворье у себя под боком, тем более в стране, которая всегда считалась союзником.

Москва время от времени, касаясь тематики отправки новой расширенной миссии ЕС в Армению на границу с Азербайджаном, подчеркивает, что возможность направления в данную зону миссии ОДКБ все еще остается в силе в случае готовности Еревана. Безусловно, миссия, состоящая из государств (а именно такими являются страны Организации Договора о коллективной безопасности), приверженных миру между Баку и Ереваном, - лучший вариант в текущих условиях. Тогда бы миссия могла контролировать на «местах» потенциальные провокации западных «миссионеров». Полагаю, и Баку больше устраивала бы миссия ОДКБ, а не ЕС. То, что Армения открыто в последнее время критикует страны ОДКБ за «проазербайджанскую» (а на самом деле, объективную и честную) позицию, то, что Ереван дошел до того, что блокирует сотрудничество ОДКБ как структуры с Организацией исламского сотрудничества и Парламентской ассамблеей тюркских государств – выглядит уже дико. Судя по всему, Армения хочет стать изгоем в регионе. Она ведет себя абсолютно деструктивно и подрывает и свое благополучие, и благополучие соседей.

Армения сегодня выглядит изгоем. То, что сегодня делает армянское правительство, идет в ущерб национальным интересам страны. Битва за Армению будет продолжаться, пока в страну не придет руководство, которое будет использовать возможности для реализации своих национальных интереcов. А интерес заключается в дружбе с соседями.

Вместе с тем, думаю, что увы, миссия ОДКБ в Армении уже невозможна.

Поэтому России нужно усиливать сотрудничество с партнерами по южнокавказскому направлению. Нужно усиливать сотрудничество с Азербайджаном, открывать глаза Ирану, что на территории Армении формируется западная коалиция. Ведь разведывательные функции Запада в Армении будут направлены и на Иран.

Иран психует в отношении Азербайджана? Пускай. Думаю, именно Россия в качестве посредника будет сглаживать отношения между Тегераном и Баку, переводить их в русло взаимной выгоды и конструктивности. Потому что мы союзники и с Азербайджаном, и с Ираном. Кто как не Россия заинтересована в мире между этими странами. И не позволит использовать Армению в качестве раздражающего фактора. Нужно совместными усилиями пресекать деятельность Запада в этом направлении. Решив вопросы на западном направлении, мы будем переключаться на южное. Сейчас наша задача пока – минимизировать ущерб от деятельности Запада в Закавказье.

c16109a97604ade6020c4b6d5d5d76e7.jpgПолитолог, руководитель информационно-аналитического портала PolitRus Виталий Арьков:

- Лавров просто назвал всё своими именами. До Второй Карабахской войны как-то в большей степени считалось, что вопрос статуса Карабах – предмет диалога. Сейчас все понимают, в том числе сама Армения, де-юре Карабах – это Азербайджан. И поспорить Армении с этим будет сложно, поэтому она выбирает в качестве инструмента возможного переигрывания ситуации для себя через Запад.

Почему именно сейчас господин Лавров констатировал факт оккупации, нужно спросить господина Пашиняна, отчего Москва сменила риторику. Раньше со стороны Москвы при Кочаряне, Саргсяне и даже раннем Пашиняне были более мягкие формулировки, завуалированные, чтобы не «задеть чувства» своего союзника по ОДКБ и ЕАЭС Армении. Но в последние месяцы господин Пашинян ведет себя крайне отвратительно, не как союзник. Поэтому делайте выводы, господа.

Слова Лаврова – это очередной месседж Еревану, что Москва уже по-другому воспринимает отношения с властями Армении из-за Пашиняна и его команды. Кстати, неслучайно в Россию на пост американского посла была назначена еще недавно возглавлявшая американскую дипмиссию в Армении Линн Трейси.

Пашинян выиграл парламентские выборы в 2021 году только потому, что подписал трехстороннее заявление и его пребывание у власти Москвой рассматривалось как необходимое с точки зрения выполнения им документов.

Но как мы видим, он ничего не выполняет. Армянская сторона, будем говорить прямо, динамит данный вопрос.

Естественно, действия премьер-министра Армении и ситуацию на Южном Кавказе нужно рассматривать через призму глобальной ситуации, конфликта России и Запада. Никол Пашинян – проводник интересов Запада.

Сейчас Запад в том числе хочет наказать Азербайджан за независимую суверенную политику. Мы видим, как Запад последовательно пытается наказывать Азербайджан. Казалось бы, на Западе должны быть искренне заинтересованы в нефтегазовом партнерстве с Азербайджаном. И они заинтересованы. Но при этом стремятся выкручивать руки методом шантажа. Ни к чему хорошему для Европы это не приведет. Потому что она сама на самом деле абсолютно бесправна, о суверенной политике Евросоюза говорить не приходится. На примере Европы мы видим, что происходит со странами, которые что называется не принадлежат себе, прогнулись, а теперь пожинают плоды этого.

Западу интересно сохранение, раскочегаривание горячей точки в регионе. Ведется не только политика, направленная против Москвы, но мы видим противостояние между Западом и Ираном, растущую напряженность между Западом и Турцией. Эскалацию на Ближнем Востоке. Армения выступает для «коллективного Запада» инструментом влияния на, как минимум, три страны региона. И Армения на это ведется, соглашается в ущерб своим национальным интересам. Мне хотелось бы, чтобы граждане Армении это видели, понимали.

Москва заинтересована в стабильности в регионе. Поэтому для нее важно, чтобы Азербайджан и Армения подписали мирный договор. Возможно, это также станет способом смягчить западное влияние. Для нее крайне важна реализации МТК «Север-Юг». Россия заинтересована в стабильности на всех своих границах. Сегодняшнее руководство Армении не суверенно, к сожалению. У власти находятся люди, которые выполняют указания своих хозяев – Запада. И если наступит указание начать Третью Карабахскую войну, они начнут.

Азербайджан уже выступил резко против появления европейских псевдонаблюдателей в Армении. Баку резко против выступает в отношении таких «персонажей», поскольку очевидно, что это агенты спецслужб. Все это не способствует миру в регионе. И здесь Россия и Азербайджан солидарны.

Мы помним, власти Грузии признавались, что Запад подбивал Тбилиси на открытие второго фронта. И если руководство Армении сойдет с ума и начнет Третью Карабахскую войну, это будет открытием второго фронта. Россия не сможет остаться в стороне. Москве надо укреплять сотрудничество с дружественными странами, партнерами, союзниками. Провокации Армении, Запада в Закавказье, к сожалению, будут нарастать. Азербайджану нужно проявлять терпение. И не поддаваться на провокации.

Вместе с тем, в Армении в перспективе возможна смена власти.