Накануне в Армении правящая партия премьер-министра «Гражданский договор» выдвинула в качестве кандидата на пост президента страны министра высокотехнологичной промышленности Ваагна Хачатряна. Интересно, что Хачатрян является бывшим советником первого президента Армении Левона Тер-Петросяна и членом его партии "Армянский национальный конгресс". Он известен своими высказываниями в пользу мира между Азербайджаном и Арменией. После выдвижения своей кандидатуры Хачатрян заявил, что "с соседями можно и нужно жить только в мирных условиях, мы все должны осознавать, что мир - единственная форма развития и жизни». Выборы президента Армении, как сообщил сегодня премьер-министр Никола Пашинян, состоятся в марте.
Сегодня же Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан при посредничестве России очень близки к началу строительства и восстановлению железной дороги, что означает разблокировку коммуникаций региона.
Напомним, вчера Ереван посетили вице-премьер России Алексей Оверчук и глава РЖД Олег Белозеров.
А еще вчера был запущен первый после длительного перерыва авиарейс между Ереваном и Стамбулом.
На фоне этих очевидных сдвигов со стороны Армении в сторону мира с Азербайджаном есть несколько «но». Накануне министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на пресс-конференции по итогам переговоров в Ереване с австрийским коллегой Александром Шалленбергом в очередной раз заявил, что подписание мирного договора с Азербайджаном должно быть увязано с решением карабахского конфликта. Под этим официальный Ереван подразумевает статус Карабаха и так называемое «самоопределение» живущего там армянского населения.
Глава армянской дипломатии заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ - это тот формат, который был создан и наделен исключительными полномочиями для достижения политического урегулирования карабахской проблемы.
«Решение еще не найдено, и мы должны продолжить переговоры в этом формате. И одним из путей урегулирования является определение параметров всеобщего мирного договора, его разработка и подписание. Важно помнить о выработанных сопредседателями принципах урегулирования, в частности, о праве «народа Нагорного Карабаха» на самоопределение. Другой принцип – неприменения силы - был грубо нарушен в 2020 году во время войны».
Таким образом, представитель официального Еревана в очередной раз попытался по сути представить Армению в качестве жертвы ситуации, а Азербайджан – агрессором, забыв при этом отметить, что именно Армения в начале 1990-х, оккупировав международно-признанные азербайджанские территории, нарушила принцип неприменения силы.
С одной стороны, крайне позитивная риторика, с другой - в очередной раз увязка между мирным договором и статусом Карабаха. Куда движется армяно-азербайджанское урегулирование, «Москва-Баку» комментируют эксперты.
Политолог, специалист по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов:
- Выдвижение правящей партией «Гражданский договор» в качестве кандидата на пост президента Армении бывшего советника первого президента республики Тер-Петросяна - Ваагна Хачатряна рассматриваю как положительную тенденцию для развития армяно-азербайджанских отношений, потому что Тер-Петросян не раз прямо говорил, что Армении с Азербайджаном необходимо находить консенсус.
Тер-Петросян никогда особо не отличался негативными высказываниями в адрес Баку. Он был довольно умеренным политиком, которому просто многое не удалось. И если сейчас на должность президента Армении будет назначен человек, который с ним работал и поддерживал его, то это будет несомненным плюсом для армяно-азербайджанских отношений, и несомненным плюсом для переговорного процесса, который, надеемся, завершится подписанием мирного договора.
Если эта фигура пройдет, необходимо посмотреть, какой будет реакция внутри самого армянского общества.
Нельзя не признать, что на сегодняшний день со стороны Армении мы видим позитивные шаги в направлении мира с Азербайджаном и Турцией.
В частности, вчера был запущен рейс между Ереваном и Стамбулом. Пашинян заявляет о готовности к началу реализации проекта железной дороги с Азербайджаном.
Все это происходит при активном участии Российской Федерации, которая прилагает максимум усилий для того, чтобы Азербайджан, Армения, Турция взяли вектор на сотрудничество и мир в регионе. На текущем этапе в политике Армении мы видим больше плюсов, чем минусов. И это не мелкие шажки уже, а достаточно весомые посылы в сторону того, что диалог возможен.
И Россия все вопросы по данному направлению тихо-мирно решает шаг за шагом.
Пашинян, подписав трехстороннее заявление с лидерами России и Азербайджана 9 ноября 2020 года, взял на себя ответственность за его выполнение. Что и говорить, государственность в Армении на сегодняшний день достаточно слаба. Пашинян, подписав это трехстороннее заявление, спас с помощью России армянскую государственность. Его ругают реваншисты, но сегодня главное, что он должен создать новое армянское общество, не восприимчивое к на протяжении столетий насаждавшимся мифологиям, которые по сей день продолжают распространять среди реваншистски настроенного населения Армении. Ему надо ломать все устройство армянской государственности, которое зиждилось на ненависти к соседям, на идеологии цехакронизма, в рамках которого восхваляют величие армянской нации.
Когда политическое пространство Армении заполнят люди из окружения Пашиняна, которые будут полностью разделять его идеи, то, допускаю, что он не один год будет находиться в статусе премьера и закончит перестройку армянского общества. Это важно и для России, потому что мы не заинтересованы в приходе в Армении лидера, который заново начнет раскачивать армянское общество.
Вместе с тем, очевидно, что сегодня армянская диаспора пытается участвовать в дестабилизации переговорного процесса, а также пытается устраивать на российской территории провокации в отношении Азербайджана. Я имею в виду недавнюю попытку показать в Москве фильм о коллаборационисте Гарегине Нжде. Кстати, в эти же дни в Воронеже была пресечена попытка проведения концерта в честь армянской армии. Для чего идеологию коллаборациониста Нжде некоторые силы пытаются перенести на территорию России? Для того, чтобы держать армянскую диаспору наготове. Для того, чтобы навязывать своих «героев»-коллаборационистов российскому обществу.
Относительно очередных высказываний главы МИД Армении Арарата Мирзояна о том, что мирный договор с Азербайджаном возможен только при определении статуса Карабаха, «самоопределения» живущих там армян, то я бы определил эту ситуацию как: «одна рука не знает, что делает другая». Пашинян просто снова играет на нескольких направлениях. Он будет улыбаться, но пытаться что-то сделать для выгоды себе. А вдруг что получится, а вдруг Россия в каком-то контексте на мировой арене где-то уступит свои позиции и тогда она может с той или иной точки зрения ослабить влияние на карабахское урегулирование. Но России сейчас хватает ресурсов, она держится и достойно отвечает на все угрозы в мире.
Армения всегда была такой – кто самый сильный, с тем мы и будем. Увидит в чем-то слабину и попытается развернуть карту. Но карту эту уже не развернуть. Все эти рассуждения о статусе Карабаха, они, конечно, традиционные. Такие рассуждения всегда были. И армянская сторона, я считаю, всегда будет продвигать этот вопрос.
Но президент Азербайджана Ильхам Алиев – влиятельный политик, он заявил, что ни о каком статусе Карабаха не может быть и речи. Армяне Карабаха могут жить в составе Азербайджана, по законам Азербайджана. Но никакого второго армянского государства, даже крошечного, никто не допустит. Иначе это будет постоянный дестабилизационный анклав, без законов. И сейчас Пашинян пытается показывать, что он отстаивает какие-то интересы Армении. Пытается играть и на мир, и на реваншистов, и на Россию, и на Запад. Иначе, как он считает, потеряет власть. Мне кажется, это все в том числе проявления игры на западные страны, которые остались не у дел после Второй Карабахской войны. Но от которых Армения хочет что-то получить.
Россия, очевидно, не уступит свои лидирующие позиции в качестве миротворца. Армения на фоне четких заявлений о реализации договоренностей о мире с Азербайджаном нет-нет и время от времени продолжает раскачивать ситуацию. Думает: а вдруг получится. Да не получится! Я даже не воспринимаю все эти заявления по статусу.
Вместе с тем, на мой взгляд, сейчас позитивные тенденции со стороны Армении в адрес мира с Азербайджаном пересиливают негативные в информационной повестке. За этими процессами пока стоит просто наблюдать.
Что же касается вроде как отказа Азербайджана от пакета предложений Армении по безопасности на границе, о чем заявил глава армянского МИД Арарат Мирзоян, то здесь можно сказать: инициатива явно последовала не от России. Она выступила посредником. А все остальное – это хотелки армян. Как Азербайджану реагировать – это его собственное право. А дальше – вопрос диалога. Россия говорит, что надо скорее создавать комиссию по делимитации. По сути без предусловий. Армения ставит предусловия.
Азербайджан натерпелся провокаций, обманов, обид, обещаний за многие годы. Как недавно говорил президент Алиев, Армения - непредсказуемый сосед, и если она сейчас говорит о мире, что будет через некоторое время - неизвестно.
На мой взгляд, сейчас нужно сейчас дождаться позитивных движений в отношениях. Нужно двигаться тихо-тихо вперед. Построить транспортный коридор – Зангезурский коридор. Это позитив. А там посмотрим. Главное – движение.
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков:
- Полномочия президента Армении, в том числе, в сфере внешней политики, весьма ограничены. Правда, Армен Саркисян, занимая этот пост, вел достаточно активную работу в сфере международных контактов, что было связано, в том числе, с его опытом дипломатической и внешнеэкономической деятельности, который он приобрел до вступления в эту должность.
Сегодня армянские эксперты пишут, что сдержанность является одним из важных качеств кандидата в президенты Армении от правящей фракции Ваагна Хачатряна, которое тот проявлял, будучи сторонником оппозиции в период президентства Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. При этом, в своих комментариях в качестве эксперта, Хачатрян вполне благожелательно отзывался о возможных попытках налаживания диалога между Ереваном и Анкарой (в том числе, в случае гипотетического вступления Турции в ЕАЭС), считая, что не стоит опасаться экономических рисков в случае открытия армяно-турецкой границы, на которые нередко указывают другие публичные фигуры в Армении.
Можно отметить, что и бывший президент Армен Саркисян в интервью незадолго до своей отставки с поста президента также вполне благожелательно отзывался об армяно-турецком диалоге («в этом случае также нет другого пути, кроме как говорить»), хотя несколько более осторожно – о перспективах переговоров Баку и Еревана («надеюсь, что на этот раз Азербайджан и Армения посредством компромиссов смогут установить мир, однако это не просто»).
В любом случае, со стороны Ваагна Хачатряна на ближайшую перспективу после избрания его президентом стоит ожидать вполне благожелательных оценок переговоров Еревана как с Анкарой, так и с Баку. При этом, с учетом благоприятного опыта его работы с командой Никола Пашиняна, вполне вероятно, что Хачатрян, став президентом, будет задействован в рамках таких переговоров, в том числе, в ситуациях, когда прямое участие в подобных дипломатических миссиях других фигур из руководства Армении (которым в большей степени приходится оглядываться на общественное мнение) грозило бы им внутриполитическими рисками.
Что касается позитивных заявлений со стороны премьер-министра Армении о готовности к началу строительства железной дороги с Азербайджаном, то признаки, что в переговорах о разблокировании транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией могут иметь место заметные практические подвижки, наблюдались еще в конце 2021 года. В частности, на это указывает состоявшаяся в декабре в Дубае встреча министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с министром экономики Армении Вааном Керобяном в Дубае, в рамках которой обсуждались «возможности интегрирования железнодорожных систем» России и Армении. Этот вопрос приобрел бы большее значение именно в случае новых заметных шагов по разблокированию коммуникаций в регионе. И Россия в таком разблокировании заинтересована и прилагает усилия для достижения результата в этом вопросе.
Вместе с тем, если говорить о продвижении на этом фоне официальным Ереваном вопроса статуса Карабаха, то заявления о необходимости активизации переговоров именно в формате МГ ОБСЕ – традиционная позиция Еревана. Со стороны политиков из Армении еще в конце ноября – декабре 2020 года звучали призывы к активизации переговоров в именно под эгидой Минской группы. Это было отражено еще в представленной в ноябре 2020 года «дорожной карте Пашиняна». Официальным лицам в Армении в любом случае придется поднимать вопрос о статусе Карабаха уже потому, что его игнорирование сделает их объектом критики со стороны оппозиции.
Вместе с тем, на мой взгляд, если подвижки в вопросе разблокирования транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией в ближайшее время реальны, то подписание мирного соглашения между Баку и Ереваном, - вопрос будущего. И здесь также стоит учитывать внутриполитические факторы, которые в дальнейшем могут влиять на позицию руководства Армении. Как показывает мировой опыт, именно по прошествии года и более с момента крупных внешнеполитических потрясений, шок для населения страны, для которого эти события складывались наименее удачно, активнее начинает отступать, сменяясь более ярко выраженным запросом если не на реванш, то на более жесткую внешнеполитическую риторику. Это может стать одним из дополнительных факторов, формирующих более проблемный фон для переговоров между Баку и Ереваном в ближайшем будущем.
Если же говорить об отказе Азербайджана от предложений Армении по безопасности на границе, переданных Баку при посредничестве Москвы несколькими неделями ранее, то здесь можно вспомнить мировой опыт – переговоры о делимитации границы могут являться очень затяжными. Очевидно, что Азербайджан пока не добился приемлемых для себя предложений по данному вопросу. Характерно, что предложения правительства Армении о зеркальном отводе войск с Азербайджаном стали поводом для критики в его адрес со стороны внутриполитических оппонентов.
Вероятно, попытки активизировать переговоры о делимитации границы в ближайшее время будут предприниматься – в том числе, со стороны России. Тем не менее, упоминание российскими официальными лицами (например, главой МИД РФ Сергеем Лавровым) в январе 2022 года о разногласиях между Баку и Ереваном в этом вопросе, свидетельствует, что и Москва сейчас весьма осторожно оценивает перспективы таких переговоров на ближайшую перспективу.