Депутат парламента Армении Софья Овсепян несколько дней назад сообщила о демонтаже по требованию азербайджанской стороны монумента скандально известному армянскому коллаборационисту Гарегину Нжде (Тер-Арутюняну), сотрудничавшему в годы Второй Мировой войны с Третьим рейхом, установленного на не освобожденном от оккупации участке Ходжавендского района Азербайджана.
«Памятник был точно демонтирован и доставлен к Историческому музею», — заявила Овсепян. До этого о том, что памятник гитлеровскому пособнику будет демонтирован на заседании армянского парламента сообщил депутат Арман Бабаджанян. По его словам, решение о демонтаже памятника было принято представителями Азербайджана и России совместно с Турцией.
Правда доказательств демонтажа так и не появилось. Более того, контролирующая Ходжавенд армянская сторона опровергла демонтаж.
Отметим, что памятник Нжде был установлен в конце января в части Ходжавендского района Азербайджана, не переданной азербайджанской стороне и находящейся в зоне ответственности российских миротворцев. Провокационное внезапное появление памятника на фоне интенсивной работы по установлению мира между сторонами нагорно-карабахского конфликта не могло не вызвать скандал.
Известно, что армянская сторона собиралась установить памятник Нжде в Ходжавенде в прошлом году, но затем началась война в Карабахе. Азербайджан сумел отвоевать часть Ходжавендского района, в остальной части после войны согласно трехстороннему Заявлению лидеров России, Азербайджана и Армении была взята под контроль российскими миротворцами.
Добавим, что Армения не раз провоцировала скандал в связи с героизацией коллаборациониста, которого республике считают национальным героем.
Так в 2016 году в Ереване в присутствии президента республики был торжественно открыт почти шестиметровый памятник Нжде. В честь Нжде в Ереване названы улица и станция метро. Более того, армянская сторона, представители диаспоры пытаются пропагандировать личность Нжде за рубежом. В частности, в России были неоднократно зафиксированы случаи провокаций в связи с фигурой Нжде. Так в российском Армавире в 2012 году на территории храма Успения Пресвятой Богородицы Армянской Апостольской церкви по инициативе местного отделения «Союза армян России» была установлена мемориальная доска Нжде. Ее разместили рядом с мемориалами героям Великой Отечественной войны. После длительных разбирательств, вызванных недовольством общественности, вмешательства Генпрокуратуры и чиновников мемориал в 2019 году был демонтирован.
В мае 2019 года МИД России опубликовал доклад «О ситуации с героизацией нацизма», в котором Гарегин Нжде назван «неоднозначным политическим деятелем националистического толка, в отношении которого имеется информация о сотрудничестве с Третьим рейхом». Также связь Нжде с Третьим Рейхом подтверждают данные Минобороны России. Официально зафиксировано, что 1948 году Нжде был осужден Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР за антисоветскую деятельность и пособничество нацистской Германии и приговорен к 25 годам тюремного заключения.
В России на экспертном уровне и на уровне отдельных депутатов регулярно поднимается вопрос, что Армения, голосующая в Генассамблее ООН за антифашистскую резолюцию, почему-то у себя в стране устанавливает памятник коллаборационисту и более того, пропагандирует его личность в других странах.
Интересно, что недопустимость героизации личности Гарегина Нжде стали признавать и в самой Армении. Так заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Жанна Андреасян назвала идеологию Нжде фашистской и опасной для армянского народа.
Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников, комментируя «Москва-Баку» ситуацию, назвал установку памятника коллаборационисту Нжде провокацией.
«Дело в том, что у российских миротворцев свой определенный круг поставленных задач, выходить за рамки которых они не могут. Так вот, вопрос появления на территории неких памятников – не в их компетенции. Но, к сожалению, одни провокаторы устанавливают такие вот памятники, а другие - устраивают пропагандистское шоу в расчете на то, что другая сторона как-то нервно отреагирует. То, что таких провокаторов еще много найдется – это безусловно. Они есть и в России. Установка памятника Нжде - это намек на национализм, националистическую борьбу.
Я занимался проблемой пропаганды личности этого коллаборациониста в России. Напомню, что несколько лет назад мемориальная табличка Нжде была установлена в Армавире в Краснодарском крае. Оказалось, что он был установлен даже без согласия местной администрации. Когда я узнал об этом факте, лично занялся этой проблемой, делал запросы. Местные товарищи тоже подключались. И мы вместе добились ее демонтажа. Так под шумок у нас периодически пытаются подобным лицам установить памятники. Помню, как и власовцам пытались ставить. И деятельность подобных личностей нельзя оценивать, как вот здесь он был хороший, а потом стал плохой. Если запятнал себя сотрудничеством с Третьим Рейхом, значит памятника точно не достоин. Сотрудничество с Третьим Рейхом перечеркивает все. И деятельность Нжде стала разрушительной. Он всегда пытался отделить Армению, пытался взорвать регион в этой своей борьбе. И в конечном итоге именно националисты подобного толка «взорвали» огромную страну под названием Советский Союз.
Поэтому я считаю, что установка этого памятника в Карабахе – это провокация. Уверен, рано или поздно он будет демонтирован. Такие провокации не помогают, а только взрывают ситуацию. Нельзя провоцировать, подтачивать тот мир, который более-менее начинает налаживаться в регионе.
Историк, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, специалист по проблеме коллаборационизма в годы Второй мировой войны Борис Ковалев в комментарии "Москва-Баку" заявил, что какими бы ни были заслуги Нжде для армянства и Армении, памятник ни ему, ни другим коллаборантам нет места нигде, такого рода пропаганда всегда спровоцирует конфликт и вызовет осуждение.
«Безусловно, при анализе реалий Второй Мировой войны нельзя недооценивать умение действовать, высокий профессионализм нацистских структур, пропагандистских служб Третьего Рейха Геббельса. Главный принцип, который они проповедовали – «Разделяй и властвуй». Поэтому они обещали всем и вся, в том числе и представителям тех национальных сил, которые претендовали на некую государственную независимость. Для любого коллаборационистского движения, для любого сотрудничества с гитлеровцами была нужна некая идеологическая составляющая. И ставка делалась в том числе на националистов. На особых взаимоотношениях руководства Третьего Рейха, их пропагандистов с представителями национального движения.
Если говорить о фигуре Гарегина Нжде – то здесь палка о двух концах. Была ли на руках Нжде кровь – напрямую - скорее нет, чем да. Но кровь порождала его пропаганда – эта его борьба против Советского Союза, пропаганда идей Великой Армении – «Кто погибает за Германию, погибает за Армению». Нужно понимать, что нацистская пропаганда была профессиональной и изощренной. Люди, которые ее вели, продлевали войну на несколько минут, на несколько дней, на несколько недель и месяцев, лет. Да, мы должны этих людей знать, мы должны их изучать. Но ни в коем случае мы не должны их прославлять. Человек, который прямо или косвенно был связан с нацизмом по определению на территории России и не только героем быть не может.
В свое время в Петербурге была попытка увековечить память генерал-лейтенанта русской армии, георгиевского кавалера Маннергейма. Мемориальную доску в честь него сначала повесили, а потом из-за недовольства общественности убрали. А Маннергейм был более, чем заслуженный человек – герой Первой Мировой войны, блестящий русский генерал. Но то, что с 1941 года он стал союзником Третьего Рейха, то, что Финляндия стала воевать как союзник Рейха – это перечеркнуло в значительной степени ту хорошую память, которую мог оставить после себя Маннергейм. В конце концов тот же самый Дмитрий Мережковский, если не гениальный, то выдающийся русский писатель, Зинаида Гиппиус – на них навсегда останется клеймо в связи с с тем, что они радостно приветствовали нападение нацистской Германии на Советский Союз и говорили об Адольфе Гитлере как о мессии. У каждого народа есть свои талантливые, выдающиеся личности. Но когда талантливый и выдающийся допустил ошибку, а подчас в реалиях Второй Мировой войны – преступление – это не прощается. Мы можем попытаться их понять, но прощать это нельзя по той простой причине, что после такого прощения по логической цепочке сознательно или бессознательно можно дойти и до прощения всех руководителей Третьего Рейха.
Все, если человек себя очернил сотрудничеством с Третьим Рейхом – никаких памятников. Когда мы ставим памятник – мы показываем знак поклонения, это знак уважения, некой исключительности, почти святости. А у святых, как известно, грехов не бывает.
И то, что в зоне карабахского конфликта, когда там, наконец, стал устанавливаться мир при посредничестве России, был установлен памятник Гарегину Нжде вызывает удивление».
Эксперт в области международных конфликтов Евгений Михайлов напомнил, что Гарегин Нжде был основоположник цехакронизма — концепции армянской националистической идеологии.
«Безусловно, национальная идея – это хорошо, но она не должна принимать форму радикализма, попыток подавления других народов, территориальных претензий к государствам. Напомню, что цехакронизм был, как отмечали в самой бывшей правящей Республиканской партии Армении, в основе ее идеологической платформы. Всеармянство, панармянство было названо одним из главных направлений внешней политики Армении в последние годы. Думаю, не секрет, что националистические тенденции, претензии к другим народам вылились со стороны Армении в сепаратизм, а далее – в нагорно-карабахский конфликт, который стал началом развала Советского Союза. Как мы знаем, Армения – моноэтническая страна и националистическая логика там очень сильна. Недаром все эти годы Армения удерживала Карабах, оккупировав его, недаром «карабахская карта» всегда использовалась и во внутренней политике, недаром сейчас, когда у Армении возникла прекрасная возможность мирно жить со своими соседями, так громко снова звучат националистические лозунги и призывы к реваншу.
Всплески панармянизма периодически вспыхивают на территории постсоветского пространства. Известны случаи, когда личность Гарегина Нжде пытались пропагандировать на российской территории. Вместе с тем, для многих уже открывается правда, раскрывается ложь, которую продвигали армянские лоббисты. Я живу на юге России и здесь у армян совершенно разное мнение по поводу националистических тенденций. Одни поддерживают, другим это чуждо.
Установка памятника коллаборационисту Нжде в зоне ответственности российских миротворцев – это плевок в сторону России. Тем более, он установлен уже после подписания соглашения после прекращения войны. Это откровенный вызов. Русские зашли – значит нам все можно. Это далеко не так. У российского политического истеблишмента мнение совершенно другое. Нельзя на территории постсоветского пространства, в странах, лояльных Российской Федерации, героизировать фашистов. Понятно, что если у армян своя история. Но если наша общая история неважна, то идите полностью своим путем и не просите у Российской Федерации поддержки. Если же вы полностью зависите от Российской Федерации, если ваши предки совместно с другими народами Советского Союза сражались против фашизма, который осужден всем мировым сообществом, то будьте добры соблюдать общие исторические правила игры. Фашисты должны быть полностью забыты. Но пока это не так и Ереван, по-видимому, считает, что ему все можно. Он играет, он бросает вызов. Сегодняшняя Армения, на мой взгляд, решила отказаться от совместной истории, забыть то, что для нее сделала Россия. Нужно еще громче говорить о недопустимость подобных действий Армении, недопустимости героизации нацизма. Что это – устанавливать памятник коллаборационисту в зоне российской ответственности - Россия должна сказать свое веское слово».