AZN = 49.92 RUB
USD = 84.87 RUB
EUR = 91.96 RUB
Новости дня

A
Рождение новой Армении. Комментарий Сергея Строканя (видео)
0:0010:10

Работу над новой конституцией Армении, призванную устранить почву для сепаратизма на Южном Кавказе на фоне резкого американо-российского сближения анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

После небольшого затишья в Армении с новой силой разгорается дискуссия о том, нужна ли стране новая конституция, каким может быть ее содержание и когда она может быть принята.

Решив снова напомнить своим соотечественникам, что этот вопрос, поставленный ребром уже давно, требует решения, без которого независимая Армения не сможет считаться состоявшимся государством, премьер Пашинян на этой неделе даже выступил с видеообращением к нации.

По его словам, стратегическая цель принятия новой конституции Армении - «переход от поведения лишенной государства нации к поведению нации государствообразующей».

Формулировка эта, скажем прямо, выглядит слегка витиеватой. Но если говорить простым языком, то главный смысл принятия новой конституции Армении должен состоять в том, чтобы иметь такой Основной закон, который будет в полной мере отвечать задачам построения долгосрочного мира на Южном Кавказе и нормализации отношений с Азербайджаном.

Еще одна задача - позволить нации в дальнейшем снять все вопросы по поводу состоятельности государственного проекта Армении, возникшего после распада СССР.

На фоне видеообращения Пашиняна секретарь Совета национальной безопасности Армении Армен Григорян все-таки подпустил тумана к вопросу о том, каким будет новый Основной закон страны. Так, Григорян отказался подтвердить, что из текста новой конституции республики будет изъята пресловутая ссылка на Декларацию о независимости 1990 года, на исключении которой, напомним, настаивает Азербайджан.

В общем, Ереван пока не может ничего определенно утверждать по поводу содержания будущих конституционных изменений. Что касается этих изменений, то есть специальная рабочая группа, которая будет работать над разработкой проекта, за который впоследствии должно будет проголосовать общество.

Что и говорить, не спешат в Ереване расставлять все точки над I, предпочитают сохранять недоговоренность в ключевых вопросах, подтверждением чего служит незавершенная работа над проектом мирного договора с Баку.

Но как бы то ни было, предположительно, пройдет конституционный референдум в Армении в 2027 году, а до этого времени должна быть завершена детальная работа над этим сложным документом с его обсуждением в армянском обществе.

Напомню, что чуть более года назад -- в январе 2024 года, Никол Пашинян впервые громогласно заявил, что Армении нужна новая конституция, которая, по его словам «обеспечит жизнеспособность страны в новых геополитических условиях».

Позднее Пашинян пошел еще дальше, предупредив, что положения Декларации о независимости, входящей в действующую армянскую конституцию, грозят стране войной.

Вокруг чего продолжают ломаться копья?

Чтобы это понять, обратимся к тексту Основного закона, каким он выглядит на сегодняшний день. В преамбуле действующей конституции Армении говорится, что в ее основе лежит Декларация о независимости, которая была принята 23 августа 1990 года. То есть, принималась Декларация незадолго до распада СССР и провозглашения двух независимых государств Армении и Азербайджана, которое произошло годом позже.

В нынешней армянской конституции содержится ссылка на совместное постановление Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года, которое называлось так: «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

И вот сегодня, когда на дворе совсем другая эпоха, когда уже более тридцати лет прошло после распада СССР, когда Карабах давно завершил возвращение в состав Азербайджана, а карабахские сепаратисты предстали перед судом в Баку, формулировки нынешней конституции становятся вопиющим историческим анахронизмом.

Дело не просто в устаревших формулировках Основного закона. Дело в том, какие угрозы и риски они могут таить в себе, если оставить все, как есть. 

Президент Азербайджана неоднократно давал понять, что изменение конституции Армении - это не пожелание, а требование Баку. Именно требование, в выполнение которого упирается вопрос о том, будет ли достигнут долгосрочный мир на Южном Кавказе или нет.

Чем объясняется такая позиция Баку, когда для него торг оказывается неуместен? Все упирается во все ту же «Декларацию о независимости Армении», которая содержит положение о необходимости присоединения к Армении Карабаха.

Наличие Декларации означает, что в действующей армянской конституции остаются зацепки, чтобы в будущем, если для этого сложатся условия, попытаться поставить произошедшие после второй Карабахской войны кардинальные перемены в регионе под сомнение.

Нельзя не признать: пока действует нынешняя конституция Армении сохраняется правовая база для того, чтобы в будущем породить новую волну реваншистских настроений в стране.

Пока нет никаких гарантий того, что в Ереване в определенный момент не будут предприняты новые попытки предъявить территориальные претензии к Азербайджану.

Попытки поставить под сомнение суверенитет соседнего государства с помощью внешней группы поддержки, которая, с чем черт не шутит, вдруг начнет громко кричать про то, что эти претензии легитимны, ссылаясь на конституцию Армению.

Напоминанием о том, что не удаленные занозы истории и сегодня дают о себе знать, стала состоявшаяся на этой неделе рабочая поездка по стране президента Алиева, в ходе которой он посетил село Баллыджа Ходжалинского района.

По словам Алиева, центральная власть в СССР незадолго до его распада была на стороне армянских сепаратистов. В свою очередь, сепаратисты для отделения тогдашнего Нагорного Карабаха от Азербайджана пускали в ход все средства. В Ходжалинском районе был создан специальный комитет, целью которого стало отделение Карабаха от Азербайджана.

Учитывая конфликтную историю отношений Армении и Азербайджана, в центре которой с первых дней их независимого развития оказался Карабах, Баку исходит из того, что долгосрочный мир с Ереваном может быть достигнут только после внесения изменений в конституцию Армении.

Весьма символично, что о необходимости изменить конституцию и в долгосрочной перспективе создать предпосылки для выстраивания крепкого дееспособного национально-государственного проекта в Армении снова заговорили на фоне ускоряющихся тектонических перемен в мировой политике, происходящих у нас на глазах в связи с новым сближением США и России. Одним из последствий этих перемен может стать завершение острой фазы противоборства мировых держав в борьбе за лидерство на Южном Кавказе. Эти перемены означают, что надежда армянских реваншистов на внешнюю группу поддержки пусть не сегодня, так завтра, может оказаться несбыточной. Сепаратистский проект закрывается навсегда.

Этот непреложный новый закон Южного Кавказа должен быть отражен в новом Основном законе Армении. Альтернативы этому нет и быть не может.