AZN = 46.66 RUB
USD = 79.31 RUB
EUR = 92.86 RUB
Новости дня

A
Как сепаратисты в Карабахе срывают договоренности Москвы, Баку и Еревана. Мнение экспертов

Фото: Google
Фото: Google

Сепаратисты в Карабахе поднимают голову. По итогам Второй Карабахской войны, которая прошла осенью 2020 года, большая часть ранее оккупированных территорий Азербайджана вернулась под контроль Баку, на остальных примерно 30 процентах территорий была размещена российская миротворческая миссия для контроля за ситуацией и соблюдением режима прекращения огня и не возобновления столкновений между армянской и азербайджанской сторонами. Однако по факту данная часть Карабаха остается под формальным контролем Армении.

Накануне стало известно, что сепаратисты будут обучать живущих в Карабахе «огневой подготовке». Кроме того, накануне со стороны сепаратистов произошла еще одна провокация. Так называемый парламент самопровозглашенной сепаратистской Нагорно-Карабахской Республики в обход международному праву и любой логики принял в первом чтении законопроект об оккупации Азербайджаном территорий, которые по итогам Второй Карабахской войны и в выполнение резолюций Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому урегулированию вернулись под контроль Баку.

Все эти действия иначе как провокацию, которая наносит серьезный вред договоренностям достигнутым лидерами России, Азербайджана и Армении 9 ноября 2020 года, воспринимать нельзя. Согласно этим договоренностям все армянские вооруженные формирования должны быть выведены из Карабаха. Однако они до сих пор остаются в неподконтрольной Баку части Карабаха, где периодически устраиваются провокации и диверсии в отношении вооруженных сил Азербайджана.

Буквально на днях Министерство обороны Азербайджана сообщило, что вчера в полдень члены армянских незаконных вооруженных формирований под предлогом сельскохозяйственных работ проводили земляные работы с целью создания окопа. В результате принятых мер подразделениями ВС Азербайджана эта провокация была пресечена.

Насколько опасны данные шаги сепаратистов и могут ли они негативно влиять на трехсторонние договоренности России, Азербайджана и Армении, «Москва-Баку» рассказали эксперты.

407198067.jpgВоенный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова, член Экспертного совета «Офицеров России» Александр Перенджиев:

- Возникает вопрос, вообще имеют ли право эти люди, живущие в Карабахе, говорить о некой «оккупации», могут ли принимать какие-то «законы»? Какова в принципе даже не легитимность, а легальность этих людей. Обладает ли эта самая НКР субъектностью в вопросе принятия решений. Ведь оккупация территорий была со стороны Армении, причем азербайджанских территорий. Есть формат Россия – Азербайджан – Армения. Есть комиссия на уровне вице-премьеров. Я считаю, что в рамках переговоров в трехстороннем формате должна быть дана четкая политическая оценка ситуации вокруг этой оставшейся территории. А так ситуация не определена, а территорией, которую еще и именуют «государством» по самостоятельному решению, управляют люди, которые, на само деле никто и звать их никак. Поэтому юридически Россией, Азербайджаном и Арменией должно быть зафиксировано решение о «временном местном руководстве» в Карабахе.

Известно, что задача миротворцев - не бороться с сепаратистами, это не их мандат. Их мандат заключается в недопущении возобновления боевых действий. А остальные вопросы решают политики. В соответствии с трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года армянские вооруженные формирования должны быть выведены из Карабаха. Это зафиксировано в документе. Поэтому на сегодняшний день должна быть дана оценка с точки зрения трехстороннего политического процесса. Пока не будет четкой оценки действий этих людей в Карабахе в рамках трехстороннего переговорного процесса, они будут о себе что-то заявлять. Должно быть четко обозначено, что эти «ребята» никакой субъектностью не обладают. И определен статус жителей Нагорного Карабаха, этнических армян, определен статус этих территорий. Здесь есть недоработка. С одной стороны с точки зрения международного права извеcтно, что это территория Азербайджана, с другой стороны, она не находится под контролем Азербайджана. Азербайджану стоило бы поставить на повестку трехсторонних переговоров эту проблемы, в том числе придания этим территориям какого-то нейтрального статуса. Это лучше, чем если на этой территории будут оставаться вооруженные лица, которые будут из реваншистских побуждений предпринимать попытки атак как на ВС Азербайджана, так и мирных жителей. Понятно, что ничего хорошего в этом нет. России в этой связи стоило бы расставить здесь все точки над i.

2-85-640x361.jpgЭксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов:

- Задача российских миротворцев – сохранение мира и предотвращение войны. В его миссию не входит непосредственное налаживание политического диалога между Азербайджаном и Арменией, медиация политических сил. Диалог – это задача политиков и, безусловно, задача России. При этом думаю, так как обозначенные действия «парламента» самопровозглашенной НКР не приведут к реальным последствиям, поскольку сепаратисты не являются одной из сторон переговоров, мы не можем говорить, что эти самые действия оказывают негативное влияние на мир, ведут к какому-либо вооруженному противостоянию. Безусловно, они не способствуют налаживанию мирного диалога, но тут можно сказать, что ну, вот так бывает, разные люди собираются, принимают какие-то решения… Но пока не ведутся боевые действия, можно сказать, что задача минимум российского миротворческого контингента выполнена. Мы понимаем, что не может быть цельным, не может быть полноценным такой мир, когда страна, а в данном случае это Армения, чувствует себя униженной, уничтоженной. Отсюда и такие порывы… В данном случае, они могут принимать какие-либо заявления на фоне реальных шагов к примирению, могут поддерживать свое самолюбие сколько угодно, главное, чтобы выполняли договоренности с Азербайджаном и Россией для реального умиротворения. Думаю, налаживание коммуникаций, транспортных и экономических, куда важнее каких-либо каких-то заявлений. Полагаю, исходя из этой логики допускаются такие действия. Ведь по факту они ничего не значат и не имеют никакой силы. Ведь это сепаратистское образование никто не признавал, даже сама Армения.

Так же можно воспринимать и всякого рода «боевые подготовки» сепаратистов. Реваншистски настроенная часть общества Армении, а также общества, проживающего в так называемой НКР, безусловно, пытается нащупать границы дозволенного, пытается всеми возможными способами сохранить какой-либо иллюзорный коридор возможностей. Этот «коридор» иллюзорный, потому что мы понимаем: возможности всякого реванша де-факто ликвидированы, в том числе российской миротворческой миссией, российской посреднической ролью, поскольку роль миротворцев – как я и сказал, недопущение войны, роль Росси – попытаться этот конфликт урегулировать. Никто не ожидал, что это будет легко, это процесс многолетний, не зря мандат миротворцев разбит на пятилетние периоды. Посмотрим, что будет через год-два. Пока вопрос налаживания коммуникаций куда более важен, чем какие-либо провокационные заявления. На самом деле, в урегулировании, налаживании отношений между Азербайджаном и Арменией я вижу позитивную динамику. Тот же господин Пашинян ка политики может много чего говорить, но по факту, как мы видим, он делает то, что необходимо, и делает для налаживания мирного процесса больше, чем кто-либо иной из армянских политиков.

Никол Пашинян, как оказалось, хитрый и даже умный политик, который преследует одну из основных целей – сохранить власть. И он сегодня наиболее последовательно выступает за умиротворение, налаживание диалога с Азербайджаном, налаживание диалога с Турцией, за восстановление коммуникаций. Любой реваншизм всегда побеждается экономическим ростом в стране, а именно восстановление отношений между Арменией и Азербайджаном может привести к экономическому росту в Республике Армения. В этом случае популярность Никола Пашиняна побьет все рекорды и конкурентов у него не останется. Но мы понимаем, что часто для достижения политических целей в условиях конкурентной, довольно демократической политической среды в Армении необходимо делать популистские заявления и идти на популистские шаги. При этом я уверен, что Пашинян понимает, в чем его сегодняшняя задача, понимает, что налаживание диалога с Азербайджаном и Турцией – в интересах самой Армении и армянского народа, и я надеюсь, что он продолжит идти по этому пути.

Не думаю, что Никол Пашинян обладает всей полнотой власти над сепаратистами. В армянской демократической среде много центров силы, много центров влияния, центров принятия решений. Никол Пашинян, хотя и сильный, грамотный, хитрый политик, но все равно он не может вести единоличную политику, он не может сказать «Армения – это я». Армения – это, безусловно, гораздо более богатая политическими деятелями общество. На этом фоне поддержка Пашиняна необходима - как наиболее адекватного, наиболее последовательного сторонника реинтеграции Армении в региональные политические и экономические связи.

При этом мне кажется, что внутриармянский вопрос идеологии – это, безусловно, вопрос армянского народа. Мы не можем здесь советовать, говорить, что нужно, а что не нужно обществу этой тсраны. Оно должно сделать этот выбор само. Мы понимаем, что армянский народ перенес значительное количество трагических событий, а народ, потерпевший трагедии, радикализуется. В нем растет роль националистической идеологии. Мы сейчас видим это даже на примере Израиля. Народ, который претерпел страшную катастрофу в 20 веке, сейчас настроен во многом радикально, националистически. В случае Армении мы видим, что радикализм не приводит к счастью, к улучшению жизни. И поэтому выход в том, чтобы историю оставить историей, нужно отказаться от исторических фантомов, что приведет к улучшению ситуации в сегодняшнем дне. Мы видим, что многие армянские деятели негативно высказываются о России, мы видим, что в целом, армянское общество даже во время Второй Карабахской войны неуважительно высказывалось об РФ, припоминало исторические обиды. И к чему это привело? Мне кажется, что в самом национализме, если он заключается в любви к своей культуре, к своей стране, нет ничего плохого. Другое дело, если радикальный политический национализм приводит к тому, что ради идеи, ради идей из прошлого страдают люди, живущие сейчас. И это плохо. Я думаю, что армянское общество, которое после страшного, разгромного поражения в Карабахской войне, снова выбрало Никола Пашиняна, тем самым заявило, что да, мы гордая нация, но нам нужен мир, нам нужны не фантомы, а интеграция, нам нужно примирение, нам нужна торговля, нам нужно жить хорошо и еще лучше. И поэтому я думаю, что несмотря на, безусловно, свойственный армянскому обществу национализм, я надеюсь, он сможет сочетать его с грамотным политическим развитием, грамотными отношениями как с Россией, так и с Азербайджаном, Турцией и делать это во благо себя и всего региона.

В связи с ситуацией вокруг сепаратистов считаю, что Азербайджану cтоит сохранять стабильный жесткий дипломатический курс. Он победил в войне и этот факт никто не ставит под сомнение. Азербайджан вернул значительную частью своих ранее оккупированных земель. И он действительно сегодня сохраняет единый дипломатический фронт налаживания взаимодействия с Арменией.

Россия, безусловно, как миротворец, как гарант выполнения заключенных между Азербайджаном и Арменией соглашений продолжает вести диалог с обеими сторонами. И диалог этот - довольно успешный. Если посмотреть на ситуацию после завершения второй Карабахской войны и сейчас, то, она сегодня, безусловно, гораздо ближе к миру, хотя и далека от финального решения. Но тем не менее, я думаю, для России крайне важно сохранить нейтралитет и уважение обеих сторон, и медленно, через тяготы, но верно, вести дело к миру. Уверен, что по истечении российского миротворческого мандата, по истечение пяти лет, мы увидим, что ситуация или завершится примирением, чего бы нам хотелось, либо будет еще ближе к миру. На мой взгляд в целом сегодня динамика положительная, несмотря на всполохи, несмотря на часто звучащие какие-то заявления, которые естественно, могут не нравиться, могут вредить общему мирному процессу, но в этой битве реваншистов и сторонников мирного решения, сторонники мира одерживают победу и во многом благодаря российскому влиянию. Россия - основной гарант того, что ситуация не скатывается в новую войну, которая не нужна никому, которая несмотря на желания наиболее воинственных частей обществ Армении и Азербайджана привела бы к разрушительным последствиям. Мы понимаем, что эта война может стать трагедией как для Армении, так и для Азербайджана. Нынешнее решение конфликта стабилизировало ситуацию - во-первых, позволило Азербайджану вернуть свои земли, во-вторых, Азербайджан показал себя очень мудрым участником международных отношений. Он, имея колоссальное военное преимущество, не стал добивать оппонента и не обрек его на страдания, не обрек регион на значительный кризис с беженцами, кризис с армянским населением.

Уверен, возвращение Азербайджаном контроля над оставшейся территорией Карабаха неизбежно, рано или поздно произойдет. Он вернет свои земли дипломатическим путем. Естественно, все стороны заинтересованы в том, чтобы это произошло в максимально спокойной, максимально мирной, комфортной обстановке для всех, в том числе для людей, которые там сейчас живут, для людей, которые захотят оттуда уехать, и для тех, кто захочет принять азербайджанское гражданство и жить там, на территории, которая будет полностью подконтрольна Азербайджану. Мы понимаем, что это наиболее желательный и, в общем-то, единственный возможный выход из этой ситуации. Потому что война там уже невозможна, Россия – гарант этого. У Москвы могут быть проблемы в отношениях с Соединенными Штатами, c Европой. Но на Южном Кавказе Россия от своей роли не отступится, какие бы ни были внешние условия. Именно поэтому миротворчество России – это фактор значительной стабилизации, умиротворения, успокоения.