Директор Института политических исследований Сергей Марков – в интервью «Москва-Баку» о мирных шагах Еревана по отношению к Азербайджану – правда это или политический ход. И о влиянии итогов президентских выборов в США на Южный Кавказ.
- Сергей Александрович, как ни крути, Ереван c какими-то погрешностями, но все же делает мирные шаги в вопросе нормализации отношений с Азербайджаном. Это реально мирные шаги или все же политическая манипуляция, ход?
- И то, и другое. Мирные шаги абсолютно необходимы Армении. Правда по особым мотивам. Армении нужен мирный договор с Азербайджаном для того, чтобы со стороны Азербайджана и Турции была снята блокада, чтобы Армения могла нормально торговать. Но Ереван строит свою политику после окончания Второй Карабахской войны так, что все время «торгуется» с Азербайджаном и Турцией. И это результат традиционной для политики Армении независимо от власти самоуверенности и жадности, которые и губят страну и ее руководителей.
Как мы помним, Еревану же предлагалось урегулировать карабахскую проблему, пока Армения не потеряла все по этому направлению. Но в Армении все торговались, торговались. И в итоге потеряли все. Это как в сказке «О рыбаке и рыбке», когда старуха, постоянно повышая планку по отношению к тому, кто сильнее нее, в конечном итоге осталась у разбитого корыта.
Армения раньше думала, что Россия ей поможет и будет воевать с Азербайджаном. И до сих пор в Армении обвиняют Москву в своем собственном провале. Но виновата не Москва, а жадность и глупость. И теперь в Армении верят, что Запад им поможет.
Вместе с тем в целом я позитивно оцениваю шаги Еревана в движении к миру с Азербайджаном. Шаги есть – и это уже неплохо.
Ереван смягчает свою позицию по разблокированию транспортных коммуникаций. Однако по трехстороннему заявлению от 9-10 ноября 2020 года на транспортном пути между основной частью Азербайджана через армянскую территорию в Нахчыван должны быть размещены сотрудники ФСБ России. Однако Ереван стал выступать категорически против этого. Если же проверять азербайджанский транспорт будут армянские пограничники и таможенники – здесь могут возникнуть проблемы.
Армения сейчас стала предлагать упрощенные пограничные и таможенные процедуры, но через какое-то время они могут стать и ужесточенными. Думаю, это предложение будет отвергнуто Азербайджаном.
- Ереван также предлагает Азербайджану подписать сокращенное мирное соглашение, без ряда фундаментальных пунктов…
- Ереван пытается подтолкнуть Запад к тому, чтобы он надавил на Азербайджан по подписанию мирного соглашения. Азербайджан же требует выполнения Арменией условий для подписания мирного договора: изменения своей Конституции и юридического прекращения существования Минской группы ОБСЕ. Второе требование - довольно простое к выполнению. Но это легкое требование руководство Армении выполнять не желает, а хочет, чтобы Запад продолжал давить на Азербайджан в связи с COP29, манипулировал Азербайджаном в интересах Армении. Но это всего лишь «хотелки» Армении. Если даже Запад будет давить на Азербайджан, то исключительно в своих интересах, а не в интересах Еревана.
Армения хочет по-быстрому подписать мирное соглашение с Азербайджаном ради экономических выгод. И ничего по сути за это соглашение со своей стороны не отдать. Кроме того, Ереван все же хочет оставить открытым «окошко» для политики по Карабаху. Минскую группу власти Армении хотят оставить для того, чтобы армяне потом туда вернулись, к тому же, на условиях Еревана.
Запад суетится с мирным договором между Арменией и Азербайджаном – он хочет быть посредником и утвердить свою постоянную роль на Южном Кавказе. По всей видимости, Запад хочет зашить в мирное соглашение какие-то противоречия, чтобы армяно-азербайджанский конфликт на самом деле окончательно не был решен и все время создавать видимость, что он вроде как «разруливает» ситуацию, но на самом деле - по принципу разделяй и властвуй.
Запад хочет вытеснить Россию с Южного Кавказа, а для этого ему необходимо добиться договоренностей по мирному договору в пользу Армении. Запад хочет сделать жест в адрес армянской диаспоры.
А для армянской диаспоры вопрос Карабаха является идеей фикс. И эта идея всегда сплачивала армянскую общину. И если карабахская проблема уходит, то сплачивающая диаспору сила ослабевает. А это значит, что те, кто имеет сейчас в армянской диаспоре политическое влияние и деньги, будут их терять. А терять не хотят. Поэтому искусственно пытаются сохранить карабахскую проблему.
Азербайджан вместе с тем твердо стоит на своем требовании к Армении об изменении Конституции с целью заключения мирного соглашения. Если Баку согласится на подписание сокращенного мирного соглашения с Ереваном для него это будет означать не только наличие в будущем рисков в вопросе безопасности и территориальной целостности, но и потерю своих позиций как победителя во Второй Карабахской войне и лидирующего государства Южного Кавказа. Сохранение же территориальных претензий к Азербайджану в Конституции Армении и сохранение Минской группы ОБСЕ со стороны Еревана означает сохранение территориальных претензий к Азербайджану.
В этой ситуации Азербайджан будет выжидать, поддавливать Армению.
- Как исход сегодняшних президентских выборов в США может повлиять на армяно-азербайджанский процесс?
- Харрис считается более проармянской, она родом из Калифорнии, где сильны позиции армянской общины. У нее, видимо, сложились связи с армянской диаспорой. Плюс национальные общины более близки в отношениях с Демократической партией, а не Республиканской. С другой стороны, и Трамп – бизнесмен. И он позитивно относится к армянам.
И Харрис, и Трамп перед выборами открыто попытались заручиться поддержкой армян США, озвучив нелицеприятные для Азербайджана заявления.
Но по большому счету для Южного Кавказа они равны, хотя в какой-то степени, возможно, от Трампа можно ждать меньшего числа проблем. Мы помним, как Трамп во время Второй Карабахской войны делал заявления что вот, он поможет, он урегулирует конфликт. Это в итоге были только слова. Сам Трамп сейчас озвучивает тезисы, что вот демократы никак не помогли армянам во время антитеррористических мероприятий Азербайджана в сентябре прошлого года. Так что, видимо, независимо от исхода выборов в CША, американская политика на Южном Кавказе останется примерно той же, какой мы ее видим сейчас.