AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB
Новости дня

A
Трамп и Баку. Актуальный комментарий Сергея Строканя (видео)

Итоги президентских выборов в США и их значение для Южного Кавказа и американо-азербайджанских отношений анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

На этой недели две разные победы праздновали в Баку и в Вашингтоне. В Азербайджане отмечали годовщину победы во Второй Карабахской войне. А в Вашингтоне сторонники Дональда Трампа ликовали в связи убедительной победой в президентских выборах.

В связи с этой триумфальной победой всех волнует вопрос: как тектонический сдвиг в Вашингтоне скажется на ситуациях в разных странах, на их будущих отношениях с Америкой и остальным миром?

Моделировать ситуацию на Южном Кавказе можно уже сегодня. Итак, что все это значит для Баку и Еревана и какие перемены или наоборот их отсутствие ждет каждая из сторон?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев поздравил Дональда Трампа, что, кстати, сделали далеко не все мировые лидеры. Свое поздравление 47-му президенту США также направил и премьер-министр Армении Никол Пашинян.

Сопоставление этих двух посланий позволяет сделать вывод о том, что лидеры Азербайджана и Армении расставляют разные смысловые акценты в своем видении того, как должны строиться отношения двух стран с ведущей мировой державой, от которой во многом будет зависеть температура в регионе в ближайшие четыре года. Очевидно, что Баку и Ереван имеют разные приоритеты и запросные позиции.

На что прежде всего важно обратить внимание?

Бросается в глаза, что Ильхам Алиев в своем поздравлении сделал упор на том, что было достигнуто в отношениях с Америкой в первый срок правления Трампа, то есть, с 2016 по 2020 годы.

В частности, он напомнил, что на посту 45-го президента США Трамп уделял большое внимание укреплению дружбы и сотрудничества с Азербайджаном, развивая партнерство, основанное на взаимном доверии.

Областями совместной деятельности Вашингтона и Баку тогда были объявлены борьба с глобальными вызовами и обеспечение энергетической безопасности Европы, причем отношения двух стран развивались по восходящей линии.

Президент Трамп активно поддерживал энергетическую стратегию Азербайджана, как бизнесмен, видя ее потенциал.

Весьма символично, что вспоминая о взаимодействии Баку с администрацией Трампа, происходившим до Второй Карабахской войны и до тех перемен на Южном Кавказе, которые последовали за победой Азербайджана, включая ликвидацию сепаратистского образования НКР, Ильхам Алиев предпочел дипломатично не упоминать период правления администрации Байдена.

Думается, что это не случайно.

Вполне можно понять, почему в послании в Вашингтон избранному президенту США, пришедшем из Баку, ничего не говорится о четырех последних годах. Это может свидетельствовать лишь об одном. А именно, о стремлении поскорее перевернуть эту не самую яркую страницу.

В Баку имеют все основания ждать скорейшего ухода администрации Байдена, поскольку азербайджано-американские отношения последних четырех лет не по вине Баку не могли не стать для Азербайджана одним большим разочарованием.

Почему так произошло? Потому, что пойдя на резкое, демонстративное сближение с Ереваном, Вашингтон не нашел для себя ничего лучшего, как столь же резко демонстративно начать отдаляться от Баку, даже не помышляя о равноудаленности.

В итоге произошло то, что не могло не произойти.

Шаг за шагом такая несбалансированная, явно хромающая на одну ногу американская политика в регионе стала наносить все больший ущерб национальным интересам Азербайджана.

Это в полной мере проявилось в ходе событий сентября прошлого года, когда в ходе антитеррористических мероприятий ограниченного характера усилиями Баку было ликвидировано сепаратистское образование НКР и таким образом, была восстановлена территориальная целостность Азербайджана.

Реакция Вашингтона оказалась весьма своеобразной: Здесь явно были не восторге и стали сильно нервничать по этому поводу.

Госдеп США бросился тут же демонстрировать поддержку добровольно уехавшим из Карабаха армянам, моментально представив их жертвами якобы насильственных действий Баку.

Тогда в Вашингтоне даже заговорили о возвращении старых санкций против Азербайджана в виде 907-й поправки к «Акту о поддержке свободы». И это при том, что Азербайджан не занимался захватническими действиями!

Погода в отношениях Баку и демократической администрации Байдена продолжала портиться и после переизбрания Ильхама Алиева президентом на новый срок в феврале этого года. Не так давно группа из 60 конгрессменов под влиянием армянского лобби в Вашингтоне призвала президента Байдена ввести санкции против Баку.

В результате такой однобокой политики Вашингтон дискредитировал себя как посредника между Арменией и Азербайджаном, хотя главы МИД двух стран и проводили переговоры в Вашингтоне. Теперь Азербайджан все больше ориентируется на решение региональных вопросов при активном участии России и Турции, но не Америки вместе с Францией.

Из всего этого можно сделать главный вывод: Баку заинтересован в переменах в американо-азербайджанских отношениях, поскольку их нынешнее состояние при одной из самых проармянских администраций в Вашингтоне Азербайджан явно не устраивает.

В случае с Арменией мы имеем противоположную картину.

Если Баку ждет перемен, то, Ереван напротив, их не ждет, а хочет оставить все как есть, не меняя основ и двигаясь вперед на том фундаменте, который был заложен уходящей администрацией США. То есть, той администрации, наследие которой во многих случаях будет либо демонтировано, либо подвергнуто ревизии.

В своем послании Трампу Пашинян написал буквально следующее: «Я с нетерпением жду возможности работы с вами над построением стратегических двусторонних отношений Армения-США, основанных на наших общих ценностях, приоритетах и интересах». В окружении Пашиняна сегодня заверяют, что в отношениях Еревана и Вашингтона после избрания Трампа, якобы, ничего не изменится, то есть, произойдет еще большее сближение и отношения будут повышены до уровня стратегического партнерства.

С чего бы это? Рассуждая о том, насколько реален сценарий сохранения прежних отношений Еревана и Вашингтона, нужно задуматься над тем, а есть ли те самые «общие ценности, приоритеты и интересы» у Трампа и Пашиняна, о которых сообщил в своем послании армянский премьер.

На этот счет существуют большие сомнения. Почему?

Говоря об общих ценностях и приоритетах, Пашинян, судя по всему, рассчитывает на выстраивание при новой администрации США патрон-клиентской модели отношений с Вашингтоном, в которой Америка будет донором и спонсором проекта «демократической Армении», а Армения заплатит за это готовностью стать плацдармом США и Запада на Южном Кавказе.

Но захочет ли Трамп содержать Армению, учитывая, что он не хочет впустую тратить деньги не только на Украину? В то время как вся стратегия Армении на Западе пока сводится к тому, чтобы торговать «образом жертвы» Азербайджана.

Конечно, избранный 47-й президент США слывет своей непредсказуемостью и вдруг может выясниться, что «армянские демократические ценности» Байдена станут и его ценностями. В мире случаются чудеса, хотя очень редко. Но как бы то ни было, при Трампе Америка неизбежно больше будет сосредоточена на себе самой, а не на внешнем мире. Это хорошая новость для Баку и не самая хорошая - для Еревана. Это значит, что большего успеха в первую очередь будут добиваться суверенные, самодостаточные, крепко стоящие на ногах государства, обладающие необходимыми ресурсами, чтобы идти к поставленной цели и без внешней помощи. Этим критериям в полной мере отвечает Азербайджан, рассчитывающий, что теперь Америка как минимум прекратит ставить ему палки в колеса. А еще лучше, если в отношения с ней придет новая нормальность равноправного партнерства, основанная на прагматике и оценке реального потенциала друг друга. Так что будем ждать нового года, новой администрации США и нового развития азербайджано-американских отношений с чистого незамаранного листа.