AZN = 40.79 RUB
USD = 69.34 RUB
EUR = 75.41 RUB

A
У Москвы есть реальные возможности добиться подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Мнение эксперта

У Москвы есть реальные возможности добиться подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Мнение эксперта

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
28.11.2022 19:50

/upload/iblock/538/53891d8a64590c6ddffb6b5fdb0cc427.jpeg

Россия два года назад показала себя в качестве мощного посредника, добившегося не только завершения Второй Карабахской войны, но и прописавшего последовательный план нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией в виде трехстороннего Заявления лидеров РФ, Азербайджанской Республики и Республики Армения. И если тогда западные страны выразили свое недовольство таким результативным участием Москвы, то теперь они стремятся наверстать упущенное и во что бы то ни стало влезть в процесс. Встречи азербайджанской и армянской сторон для обсуждения вопросов движения к миру сменяют друг друга и проходят на разных уровнях по разным блокам при посредничестве и России, и ЕС, и США. Уже не первый месяц экспертами обсуждается информация о существующих предложениях Москвы и Вашингтона по мирному договору. Баку и Ереван давно уже взаимно обменялись принципами, которые, по мнению каждой из сторон, должны лечь в основу мирного соглашения. Однако конкретных сдвигов на пути к подписанию мирного соглашения так и нет. Армения продолжает оперировать вопросом «прав и безопасности армян Карабаха», решение которого по логике Еревана выливается в определение «статуса». Официальный Баку стоит на том, что тема статуса не может обсуждаться и не обсуждается в рамках переговорного процесса, поскольку данный вопрос закрыт и Карабах, согласно международному праву, — это Азербайджан.

mixaaaa.jpgДиректор Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов рассказал «Москва — Баку», каким образом Россия могла бы ускорить процесс подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией и на каких принципах может основываться этот документ.

-Главной целью России в ее посредничестве в армяно-азербайджанского урегулировании является установление мира, нормального межгосударственного взаимодействия между Азербайджаном и Арменией. Подписанное лидерами России, Азербайджана и Армении 10 ноября 2020 года трехстороннее Заявление заложило параметры движения к нормализации отношений между Баку и Ереваном, а последующие Заявления от 11 января и 26 ноября 2021 года, 31 октября 2022 года были приняты лидерами стран в развитие договоренностей.

На данный момент действуют рабочая группы по разблокированию транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России и по делимитации границы, а также идут обсуждения принципов будущего мирного договора, но конкретных подвижек тут нет. Стороны расходятся в позициях по ключевым вопросам. Армения не выполняет основные пункт трехстороннего Заявления - по выводу незаконных армянских формирований из Карабаха, что является угрозой безопасности в регионе, не соглашается выполнять пункт по открытию выгодного всем странам региона, но прежде всего ей, Зангезурского коридора. Также уже год затягивает процесс начала делимитации границы. На сегодняшний момент Армения тормозит процесс движения к миру, используя в этом поддержку западных партнеров. Президент России Владимир Путин неоднократно указывал и сделал это снова на саммите лидеров стран ОДКБ 23 ноября в Ереване, что путь к подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией лежит через выполнение всех пунктов трехстороннего Заявления. Безусловно, из этого и необходимо исходить. Нужно добиться того, чтобы армянская сторона выполнила, взятые ею обязательства.

Мы видим, как Ереван стремится играть в урегулировании в свою сторону при помощи западных партнеров, пытается любым способом затормозить выполнение со своей стороны пунктов трехстороннего Заявления и в принципе пересмотреть его, дезавуировать, разместить в регионе международные силы, возможно даже, заменив российских миротворцев.

Но не надо забывать, что у России, в отличие от Запада, есть серьезные рычаги влияния в регионе. Армения очень связана с РФ, на ее территории размещена российская военная база, она связана с РФ экономически, огромное количество армян живет в России. Россия десятилетиями предоставляет Армении кредиты, держит на одном уровне цены на газ. Географически, исторически Россия и Армения связаны и, если Ереван не выполняет свои обязательства, нужно сделать так, чтобы она начала их выполнять. Это первое.

Второе – вопрос так называемого «статуса» Карабаха является красной линией в урегулировании для обеих сторон. И здесь, безусловно, Армения

также занимается манипуляциями. Как подчеркивал Владимир Путин, Карабах, согласно международному праву, это часть Азербайджана. Если спустя два года после определения параметров урегулирования между Баку и Ереваном вопрос «статуса» (решение которого Москва изначально хотела оставить на потом) остается очень острым, возможно к его решению стоит подойти по-другому. Вполне логичным вариантом было бы оставить данную часть Карабаха на какое-то время в нейтральном статусе – то есть, из нее выводятся все незаконные армянские формирования, что прописано в трехстороннем заявлении, население также покидает Карабах, переезжает в Армению при содействии и обеспечении армянской стороны. Потому что многие армяне на эту территорию были переселены после оккупации территории. То есть это не их родные земли. В итоге на данной территории остаются российские миротворцы. Также можно предположить сценарий,

когда Россия, Турция и Азербайджан могут обсудить размещение здесь же турецких наблюдателей для сохранения баланса и спокойствия Баку. Далее через какое-то время вся данная часть Карабаха возвращается под контроль Азербайджана. Потому что этого требует международное право.

Как не раз заявлял официальный Баку, если карабахские армяне захотят получить паспорт Азербайджана, они будут обеспечены всеми правами, свободами, которые есть у остальных азербайджанских граждан. Я уверен, что азербайджанские власти сделают все, чтобы они чувствовали себя в Азербайджане нормально, вполне возможно, что будут построены и армянские храмы, чтобы они могли жить в том числе, соблюдая свою веру. Ведь в Азербайджане внимание оказывается традициям, верованиям абсолютно всего населения независимо от национальности и вероисповедания. Как известно, в самом центре Баку стоит армянская церковь, в разных уголках страны действуют православные храмы, протестантские, католические, синагоги, храмы албано-удинские и т.д.

Третий момент – между Арменией и Азербайджаном должен быть подписан мирный договор. Пять принципов, представленных Баку, выглядят конструктивными и логичными – это 1) взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга; 2) взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем; 3) воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от других обстоятельств, несоответствующих Уставу ООН; 4) делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений; 5) открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.

Все логичные, конструктивные шаги по потенциальной нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией в данных принципах зафиксированы. Многие из них зафиксированы в трехсторонних Заявлениях лидеров России, Азербайджана и Армении и ничего, в общем и целом, не мешает их взять и реализовать, а не тянуть время. Потому что реваншистские настроения внутри Армении, на которые многие ссылаются, когда говорят о том, почему Пашинян не хочет реализовывать трехсторонние заявления, скорее политический ход заинтересованных сил в армянской диаспоре за рубежом. Потому что как показали два года после подписания трехстороннего Заявления, армянское население не хочет реванша, оно хочет спокойной и хорошей жизни.

Четвертый момент. Для России, Азербайджана, Турции, Ирана важна реализация проектов транспортных путей. В частности, на сегодняшний день стратегическим проектом для Москвы на фоне международной ситуации и в связи с потерей традиционных логистических цепочек, ориентированных на взаимодействие с Западом, является международный транспортный коридор «Север-Юг». Россия, Азербайджан и Иран уже договорились об активизации строительства последнего участка коридора – Решт-Астара. Если на этом фоне будут разблокированы транспортные пути между Азербайджаном и Арменией, это создаст удобную транспортную карту поставок для всех участников региона. Для Армении же это станет возможностью выйти из экономической блокады, в которой она находилась многие десятилетия в связи с оккупацией с ее стороны азербайджанских территорий. В этой связи, когда новые логистические цепочки приобретают для России особое значение, она будет давить на Армению.

Пятый момент. Россия, как и все страны региона, должны объединиться в позиции с точки зрения устранения влияния Запада на Южный Кавказ. Запад преследует целью раскачать ситуацию вдоль границ РФ, разжечь вновь конфликт между Арменией и Азербайджаном и отвлечь РФ от украинского направления. Если сравнивать цели России и Запада, то они выступают как антиподы. Диалог должен вестись между региональными игроками.

Единственным инструментом и площадкой влияния Запада на регион является Армения. Ни Россия, ни Азербайджан не должны были допустить, чтобы наблюдатели ЕС разместились на армянской территории и играли на сталкивание и эскалацию в регионе. И Москва снова должна донести до Еревана, где-то что-то предложить, где-то дипломатично пригрозить, где-то взять под свое крыло для того, чтобы она избавлялась от западного влияния. Россия и Армения договаривались об этом еще в апреле, когда по итогам встречи лидеры двух стран подписали Заявление, содержащее 30 пунктов. Россия, конечно, должна активно работать с мощнейшей армянской диаспорой, доносить до нее необходимость и выгоду мира для Армении. Напомню, как президент Франции Эммануэль Макрон сделал совершенно провокационные заявления в адрес Москвы и Баку по карабахскому конфликту, заявив, что Россия конфликтом решала свои задачи и играла на стороне Баку. Но его поставили на место. Президент Азербайджана категорически отказал Франции в посредничестве в урегулировании. Таким образом Ильхам Алиев еще раз проявил себя как очень сильный дипломат, лидер сильной страны, который способен лавировать между интересами мировых держав, при этом отстаивать интересы своей страны.

Сейчас ситуация в регионе очень сложная, близкая к тупиковой. И виноват в этом Ереван. Именно армянская сторона спровоцировали в сентябре эскалацию на условной границе с Азербайджаном, вынудив Баку ответить. Провокацией Армения хотела втянуть сюда ОДКБ, но из этого ничего не вышло. И, конечно, Запад раскачивает лодку, обещая Армении знаменитые «печеньки». Недавно американцы открыли в республике центр военной подготовки. Это при том, что Армения является нашим стратегическим партнером и союзником, членом ОДКБ, ЕАЭС. Поэтому, я считаю, что Москва должна действовать более активно и решительно, использую все рычаги влияния, добиться выполнения армянской стороной своих обязательств в рамках Трехстороннего соглашения.