AZN = 49.22 RUB
USD = 83.68 RUB
EUR = 89.66 RUB

A
Зачем Армении Европа. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Голосование в парламенте Армении, принявшем в финальном чтении закон о вступлении в Евросоюз и его последствия для отношений с Россией и Азербайджаном анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Продолжающаяся с начала этого года в Ереване азартная игра под названием «Войди в Европу» завершилась голосованием в парламенте Армении, в ходе которого депутаты во втором и окончательном чтениях приняли закон о вступлении в Евросоюз.

Событие это, с одной стороны, выглядит как некая символическая веха, подводящая черту под серией предыдущих шагов на пути движения Армении к «общеевропейскому дому».

С другой стороны, провозглашенное движение Армении к единой Европе встречным не назовешь. 

Никаких решений или даже намека на будущие решения по этому поводу в самом Евросоюзе принято не было, никаких ответных сигналов из Брюсселя до сих пор не поступало.

То есть, получается, что Армения себя сама предложила Евросоюзу и сама себя в него сегодня принимает.

Но возможно ли такое? В реальной жизни - нет, а в игре, включая большую политическую игру - да. На то она и игра. В этом смысле в отношениях Армении с Евросоюзом ровным счетом ничего не изменилось. Однако продолжающаяся демонстрация Ереваном своего самопровозглашенного европейского выбора на ее нынешней, последней стадии примечательна рядом новых моментов, на которые следует обратить особое внимание.

Голосование в парламенте Армении, которое вызвало предсказуемую реакцию Москвы, проходило в условиях спадающей напряженности в отношениях Москвы и Еревана.

Не остался незамеченным тот факт, что после затяжной паузы в контактах и войн нервов Никол Пашинян недавно поручил своим государственным ведомствам восстановить связи с Россией и участвовать в совместных мероприятиях.

До этого он сам позвонил российскому президенту Владимиру Путину и сообщил, что обязательно посетит Москву 9 Мая для участия в торжествах в честь 80-летия Великой Победы.

Прежние заявления с обидами на ОДКБ и претензиями к союзникам вроде как не звучат в Ереване довольно давно.

В связи с этим ряд наблюдателей сегодня заговорили о том, что армянский лидер под давлением неумолимых реалий экономики, геополитики, и наконец, просто географии вроде как наконец-то осознал, что ошибался. И вот дозрел до понимания того, что ранее он делал не ту ставку, когда называл магистральной стратегией развития Армении вхождение его страны в Евросоюз. Поэтому в итоге он не только сбрил бороду, но и расстался со своими прежними иллюзиями. После чего в отношениях Армении с Россией и межгосударственными структурами на постсоветском пространстве стал вырисовываться сюжет картины: «Возвращение блудного сына».

Однако состоявшееся на этой неделе голосование в парламенте Армении показало, что политика осталась прежней. Новой стала лишь тактика, но не стратегия. Ереван теперь избегает прежних жестких пикировок с Москвой и создает видимость командной игры с ее правилами, одинаковыми для всех.

Но никакого «прозрения», как это привиделось некоторым комментаторам, не произошло. Руководство Армении, судя по всему, решило демонстрировать дружеские отношения с Россией, и при этом лелеять мечту о вступлении в Европейский союз.

Однако усидеть на двух стульях, сохранить членство в Евразийском экономическом союзе - ЕАЭС и при этом одновременно быть еще и членом ЕС, у Армении никак не получится. С разъяснениями по этому поводу уже в который раз был вынужден выступить вице-премьер России Алексей Оверчук.

По его словам, если Армения по-прежнему намерена идти в Европу, то в таком случае она должна быть готова к пересмотру всего комплекса экономических отношений с Россией. И при таком сценарии за амбиции политиков придется заплатить рядовым гражданам, так как жизненный уровень жителей республики неизбежно снизится, причем весьма существенно.

Кроме того, при таком сценарии, если вдруг представить попытку однажды его реализовать на практике, неизбежно возникнут трудности с наполнением бюджета Армении, перестанут действовать имеющиеся у нее сегодня преференции в торговле с Россией, все минусы и издержки даже трудно перечислить. Готова ли будет страна это потерять?!

В настоящий момент, строя свои воздушные замки в ЕС, Армения при этом продолжает активно работать в ЕАЭС.

Если посмотреть на экономические связи, то за прошлый год товарооборот с Россией вырос до 12,7 миллиарда долларов - это рост больше, чем на 50%. Хотя понятно, что рост связан с параллельным импортом. Для сравнения: товарооборот Еревана с Евросоюзом составляет чуть больше 2 миллиардов долларов. В прошлом году он сократился на 12%.

В истории с упорством или упрямством Еревана, сохраняющего заветную мечту о членстве в ЕС, несмотря на реальную ситуацию в мире, Европе и Евразии, есть еще один немаловажный аспект. 

Сама по себе эта голубая мечта нынешнего руководства Армении сформировалась еще до прихода к власти в Вашингтоне в январе этого года президента Трампа, своими резкими шагами расколовшего «коллективный Запад».

Отношения с ведущими европейскими лидерами, в которых Дональд Трамп видит своих идеологических оппонентов, разные подходы к России, стали для Евросоюза тем испытанием, выдерживать которое ему удается со все большим трудом.

Проводивший на этой неделе в Париже саммит европейских государств в пику президенту Трампу президент Франции Эмманюэль Макрон выглядел политиком, не имеющим твердую почву под ногами и не способным оказывать реальное влияние на мировую и европейскую политику. В очередной раз в случае с Макроном было много шуму из ничего. Да и главному ненавистнику Азербайджана и России в Европе президенту Макрону править осталось максимум до середины 2027 года, если вообще досидит до этого срока. До его ухода Армения в ЕС точно не вступит. А будет ли новый французский лидер столь откровенно проармянским и антиазербайджанским - вовсе не факт.

Добрая старая Европа, в которую так стремится Пашинян, становится совсем другой.

Евросоюз переживает не лучшие времена в своей истории. Его положение в мире как одного из ведущих центров политической силы и экономической мощи становится все более уязвимым. Это вовсе не тот самый пресловутый сад Борреля, куда нужно изо всех сил стремиться попасть, как в райские кущи.

При этом продолжая жить миражами и строить свои воздушные замки, в Ереване вольно или невольно забывают о том, что страна теряет драгоценное время на Южном Кавказе, до сих пор не имея мирного договора с Азербайджаном и в связи с этим так и не включившись в процесс региональной интеграции.

Нельзя не признать, что процесс разблокирования транспортных коммуникаций застопорился из-за деструктивного влияния Запада, пытающегося сделать своим инструментом Армению. Между тем, задача разблокирования транспортных коммуникаций и экономических связей в регионе остается крайне важной. Вот о чем реально нужно думать сегодня, а точнее, надо было думать еще вчера. 

Однако, как заявил на днях спикер армянского парламента Ален Симонян, Армения не собирается возвращаться в трехсторонний формат с Россией и Азербайджаном по разблокированию коммуникаций.

Отсюда вывод - упорное желание Еревана посмотреть в треснувшее общеевропейское зеркало и однажды увидеть в нем свое отражение становится все менее рациональной и все больше оторванной от реальности. Тужась изо всех сил, в Евросоюзе не могут помочь тонущей Украине, которая для них остается главным проектом и инструментом борьбы с Россией. Неужели кто-то может всерьез допустить, что такому Евросоюзу, находящемуся в разобранном состоянии, теряющему ориентиры и позиции в мире, однажды захочется заключить в свои объятья и вкладываться в Армению? Но как видим, в Ереване слепо в это верят, не задумываясь об огромной цене вопроса.