Далеко в горах Азербайджана раскинулось небольшое селение Нидж, в котором на протяжении трех тысяч лет проживают удины - один из древнейших коренных народов Кавказа. Нидж расположен недалеко от города Габала - столицы древнего Албанского царства, просуществовавшего без малого тысячу лет. Корреспондент «Москва-Баку» отправилась на северо-запад Азербайджана, чтобы увидеть знаменитый храм святого Елисея - апостола Иисуса Христа и узнать, как живут удины сегодня.
Этот народ свято чтит традиции, передавая из поколения в поколение язык, который хранит в себе великое прошлое. Первые упоминания об их предках встречаются еще у древнегреческого историка Геродота. Сегодня удины немногочисленны и разбросаны по всему миру, зато здесь в Нидже их абсолютное большинство – более четырёх тысяч. Удины - христиане. И хотя в советские времена все местные храмы пришли в упадок, жители Ниджа смогли сохранить веру предков.
Когда-то здесь действовали три церкви, сегодня же только одна - Церковь святого Елисея XVII века, которая была отреставрирована при поддержке правительства Норвегии. В храме нас встречает заместитель председателя Албано-удинской христианской общины Азербайджана, настоятель-мугдиси Рафик Данакари. Мугдиси – так называют человека, совершившего паломничество, крестившегося на земле обетованной и познавшего все восемь этапов жизни Иисуса Христа от рождества до вознесения.
На груди Данакари - позолоченный албанский крест. «На нем символы Луны и Солнца. До принятия христианства мы поклонялись Луне, и эти элементы сохранились до сегодняшнего дня. А вот восемь крестов - это восемь этапов жизни Иисуса Христа», - рассказывает Рафик Данакари. Христианская символика повсеместно встречается в быту даже тех жителей Ниджа, которые в церковь ходить не привыкли. Встретить зашифрованные знаки можно на стенах домов и деревянных ставнях.
Албано-удинская церковь была одним из первых пропагандистов христианства в Кавказской Албании (I-II века). Церковь, построенная в честь святого Елисея, состоит из большого зала и примыкающей к нему колокольни с куполообразной крышей. «Удины гордятся своей древней культурой, традициями, духовным богатством, языком, этнографией. В 1836 году, во времена царской России, албанская церковь была передана в прямое подчинение армянской григорианской церкви. Однако удины ради сохранения родного языка, культуры и веры отказались от подчинения и стали совершать молитвы не в церкви, а дома. В советский период проведение богослужений под давлением государства практически приостановилось. А после обретения Азербайджаном независимости удины смогли достигнуть определенного возрождения в этом направлении», - говорит Данакари.
В 2003 году Албано-удинская христианская община прошла государственную регистрацию, после чего начались работы по восстановлению церквей и проведению богослужений. А 13 лет назад был восстановлен один из древнейших храмов Кавказа – церковь святого Елисея (Джотари). Согласно историческим источникам, христианство появилось в этом регионе в 313 году от Рождества Христова, после того, как албанский правитель Урнайр получил крещение. «Удинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков восточно-кавказской языковой семьи. Он делится на два диалекта: ниджский и огузский или варташенский. Все удины свободно говорят на родном языке, а также владеют азербайджанским и русским, - объясняет Данакари. – Каждое воскресение в нашей церкви проходят богослужения на удинском языке. Собираются жители Ниджа, молятся. Вместе мы отмечаем и все христианские праздники. Удины очень сплоченный народ. И гостеприимный. Любим принимать гостей со всего мира».
Знаменитое удинское гостеприимство, богатая история древнего народа и привлекает туристов, среди которых немало известных людей, о чем свидетельствует фото-музей при храме. Вот, на снимке президент Азербайджана Ильхам Алиев, а здесь - французский актер Жерар Депардье. А это - принц Эндрю из британской королевской семьи. Рядом – фотография бывших послов США в Азербайджане Мэтью Брайза и Ричарда Морнингcтара, президента Понтификского совета Ватикана по культуре кардинала Джанфранко Ревази, знаменитого норвежского ученого Тура Хейердала.
В Нидже действует Удинский национально-культурный центр, занимающийся развитием и сохранением древней культуры удин. А еще недалеко от церкви святого Елисея находится необычный историко-этнографический парк-музей «Удинский оджаг». Этому дому 250 лет. Его построил местный священник Гангалов. Последними из династии Гангаловых в усадьбе жили удинский брадобрей Владимир, его сестра Зоя и отец семейства. Восковые фигуры последних хозяев старинного дома до сих пор «живут» в уютных комнатах. Зоя Гангалова слыла искусной портнихой, у которой «заказывали» наряды удинские модницы. Стены комнат украшают многочисленные фотографии, картины, старинные иконы. Когда местные жители узнали, что в родном поселке открывается музей, стали приносить антикварные вещи, принадлежавшие когда-то их предкам. Каждому хотелось внести свою лепту в создание коллекции, чтобы сохранить историю своего народа для будущих поколений. Музей был основан в начале 2017 года известным азербайджанским художником, действительным членом союза архитекторов ЮНЕСКО Шахвелетом Мамедовым. В восстановление быта и этнографии жизни удин неоценимую экспертную помощь оказал старший научный сотрудник Бакинского государственного университета, глава Албано-удинской христианской общины Роберт Мобили. На сегодняшний день в коллекции музея более 2 тысяч экспонатов, каждый из которых уникален и бесценен. Вот морской термометр, которому без малого 104 года, а это - 150-тилетняя икона Богоматери, некогда украшавшая и оберегавшая дом Гангаловых. На стене висит поблекшее от времени старинное семейное зеркало, украшенное резной рамкой.
В отдельном стеллаже хранятся многочисленные письма, адресованные Эсмире Гангаловой – одной из родственниц семьи. Девушка передвигалась в инвалидной коляске и в 13 лет из-за обострившейся болезни перестала ходить в школу. Эсмира обожала читать книги и мечтала о большой библиотеке. Она написала письмо в редакцию одной из азербайджанских газет о своей мечте. Журналисты напечатали письмо, и спустя несколько дней девушка стала получать сотни писем и посылок с книгами. Ей писали незнакомые люди, которых тронула ее нелегкая судьба. Эсмира старалась ответить каждому. Спустя некоторое время она сама начала писать статьи и стихи в столичную газету.
Вся экспозиция дома-музея - это своеобразная этнографическая деревня, где каждый дом и приусадебные помещения являются отражением материальной культуры, быта и жизни удин. Здесь представлен не только дом, но воссоздан двор целиком таким, каким он был в старину и когда в нём жили его владельцы - с хозяйственными строениями, давильней для винограда, летней кухней, садом перед домом и забором. С веранды дома-усадьбы открывается прекрасный вид на южные склоны Большого Кавказа и современные дома и кварталы поселка. Кстати, в Нидже до сих пор живут потомки священника Гангалова. Один из них – Роман Гангалов – как и его дед – парикмахер. «Я родился здесь и никуда из Азербайджана не уеду. Это земля моих предков, моего народа. А мы – удины, всегда преданы своей родине», - улыбается Роман.