Черный январь. В Азербайджане вспоминают жертв трагических событий 20 января 1990 года (видео, фото)
Владимир Сухой, Самира Кязимова, Рухин Керимов
"Москва-Баку"
20.01.2022 00:00
Фото: Тофик Бабаев / "Москва-Баку"
В этот день на всей территории Азербайджана объявляется минута молчания. Корабли, автомобили и поезда дают траурные звуковые сигналы. В этот день в знак скорби по всей стране приспускаются государственные флаги.
Представители государства и правительства, сотрудники дипломатического корпуса, простые граждане приходят на Аллею Шехидов, чтобы воздать дань памяти жертв "Черного января" 1990 года.
Смотришь на лица и на даты жизни погибших и жутко становится: девушки, молодые ребята, пара молодоженов 19 и 20 лет...
Аллея Шехидов заложена в Баку в честь жертв трагических событий 20 января 1990 года. В январе 1990 года в Баку начались волнения в связи с армяно-азербайджанским конфликтом из-за Карабаха, и так как Азербайджан еще входил в состав СССР, в ночь с 19 на 20 января в город были введены подразделения советской армии. Советские войска расстреливали мирное население, были убиты и ранены сотни безвинных людей. 137 человек погибло, 744 получили ранения, 841 был незаконно арестован.
В 1994 году Милли Меджлис (парламент) принял специальное решение, связанное с трагедией "Кровавого января". 20 января объявлен траурным днём в Азербайджане и отмечается как День всенародной скорби. В память о событиях «Чёрного января» станция Бакинского метрополитена под названием «11-ая Красная Армия» была переименована в «20 января».
… Аллея начинается мавзолеем, а заканчивается монументом с Вечным огнем. Между ними - могилы из мрамора и гранита, где похоронены жертвы трагедии. Смотришь на лица и на даты жизни погибших и просто жутко становится: девушки, молодые ребята, пара молодоженов 19 и 20 лет...
Двенадцатилетняя Лариса Мамедова, убитая во время обстрела советскими солдатами пассажирского автобуса. Семнадцатилетняя Вера Бессантина. Сорокапятилетний Борис Ефимичев. На его плите - надпись: "Был слепым, убит штыком". И много других, на могилы которых граждане с потухшими от горя глазами, обычно двигающиеся в этот день к Аллее Шехидов по Парламентскому проспекту и улице Мехди Гусейна, возлагают цветы. И не перестаешь задаваться вопросами: «По чьей вине эти люди оказались на пути девяти граммов свинца?» «Кто толкнул их под пули?». И главное: «За что?»
Танки переползали через баррикады, сминая на своём пути автомобили и даже фургоны скорой помощи. Солдаты стреляли в бегущих людей, добивали раненых. Был обстрелян автобус с мирными жителями, и многие пассажиры погибли...
Народ, в основном молодежь, митинговавшая на бакинских площадях и улицах в январе 1990 года, возмущался главным образом позицией Москвы в карабахском вопросе. К этому времени уже два года длилось армяно-азербайджанское противостояние. Гнев и возмущение тысяч азербайджанцев вызывало то, что союзный центр позволил практически вывести Нагорный Карабах из-под законной юрисдикции Азербайджана, тем самым грубо нарушив Конституции - и "общую", и республиканскую. А Москва не нашла ничего лучшего, как применить военную силу. С точки зрения политики «Черный январь» в Баку был сложным и неоднозначным событием, но абсолютно непререкаемо одно: прибегнув к необоснованному и чрезмерному применению силы, тогдашний Кремль расстрелял не только азербайджанцев, но и веру в советскую идеологию и коммунистические идолы.
Как развивались события в Баку? В начале января 1990 года на пригородных трассах и главных магистралях столицы появились первые пикеты оппозиционного правящей Компартии Азербайджана Народного фронта, численность которых стала стремительно расти. 11 января Народный фронт Азербайджана организовал в Баку массовый митинг, чтобы выразить протест против бездеятельности правительства, которое, по мнению митингующих, не смогло обеспечить безопасность азербайджанского населения в Нагорном Карабахе и прилегающих районах. Какие силы и как именно спровоцировали эти эксцессы - до сих пор тайна за семью печатями. Рассказывают много всякого о «провокационных выступлениях на площадях». В вышедшем в начале 2000 года указе президента Азербайджана Гейдара Алиева о январских событиях 1990 года говорится, что из Баку было вывезено много документов и материалов, связанных с преступлениями той поры. Возможно, среди спешно вывезенных бумаг были и те, в которых названы авторы многих провокаций.
17 января сторонники Народного фронта начали непрерывный митинг перед зданием ЦК Компартии, перекрыв к нему все подходы. У здания появилась виселица, но было ли это настоящее орудие для казни или всего лишь символ устрашения, неясно. В течение 17 и 18 января были предприняты три попытки захвата здания ЦК. Все попытки были отражены подразделениями внутренних войск без применения оружия и спецсредств. Началась блокада военных казарм. Кульминацией всего этого стала блокада военного городка частей 295-й дивизии, дислоцированных в Сальянских казармах. С утра 19 января перед зданием ЦК проходил многотысячный митинг, участники которого требовали отставки республиканского руководства. К этому времени столица Азербайджана оказалась отсечённой от остальной страны пикетами. Не выходили газеты, начались перебои в водоснабжении, остановились заводы, закрылось до 70 процентов хлебных магазинов. Пикетчиками было окружено здание телецентра.
Если войска вошли в город не для того, чтобы защитить город, тогда для чего? Два миллиона жителей Баку поняли это так: танки вошли в город, чтобы наказать народ, требующий суверенитета. И наказать примерно, чтобы другим республикам было неповадно...
В этой ситуации в ночь на 20 января 1990 года "ударные части" советской армии брали Баку как осажденную крепость. Войска, применяя оружие, прорывали пикеты на Аэропортовском шоссе, Тбилисском проспекте и других дорогах, ведущих в город. Одновременно армейские подразделения занимались разблокированием казарм: самые кровопролитные столкновения были в районе Сальянских казарм. По свидетельству очевидцев, ребята 14-16 лет ложились под бронетранспортёры, пытаясь преградить им путь. Они были безоружны, однако военнослужащие, опрошенные журналистами, утверждали, что пикетчики были вооружены автоматическим оружием. Другие очевидцы свидетельствуют, что вооружение состояло из бутылок с зажигательной смесью, ракетниц и пистолетов.
Танки сметали баррикады и провоцировали ДТП. Британский журналист Том де Ваал сообщал для Русской службы Би-би-си: «Танки переползали через баррикады, сминая на своём пути автомобили и даже фургоны скорой помощи. Солдаты стреляли в бегущих людей, добивали раненых. Был обстрелян автобус с мирными жителями, и многие пассажиры погибли».
О вводе войск и объявлении чрезвычайного положения жители города узнали ранним утром, но до этого уже было убито 82 человека, в большинстве своём никакого отношения к пикетам не имевших. Военная операция сопровождалась крайней жестокостью — стреляли по любой движущейся мишени и просто по тёмным переулкам и окнам домов. Ввергнутый в шок город утром 20 января увидел асфальт, залитый кровью, которую не успевали смывать брандспойтами, раздавленные танками тела, месиво из человеческой плоти и искореженного металла. Из многочисленных показаний свидетелей явствует, что военные, вывозя с мест событий раздавленные военной техникой трупы и отдельные части тел, таким образом пытались скрыть следы совершённых деяний.
По поводу ввода войск в Баку еженедельник «Московские новости» от 18 февраля 1990 года писал: «В ночь с 19-го на 20-е в город всё-таки вошли войска. Но Советская Армия вошла в советский город… как армия оккупантов: под покровом ночи, на танках и бронемашинах, расчищая себе путь огнём и мечом. По данным военного коменданта, расход боеприпасов в эту ночь — 60 тысяч патронов. На сумгаитской дороге стояла на обочине, пропуская танковую колонну, легковая машина, в ней — трое учёных из Академии наук, трое профессоров, одна из них — женщина. Вдруг танк выехал из колонны, скрежеща гусеницами по металлу, переехал машину, раздавив всех пассажиров. Колонна не остановилась — ушла громить «врага, засевшего в городе»… Если войска вошли в город не для того, чтобы защитить город, тогда для чего? Два миллиона жителей Баку поняли это так: танки вошли в город, чтобы наказать народ, требующий суверенитета. И наказать примерно, чтобы другим республикам было неповадно. Что ж, в таком случае военная экспедиция в Баку убедительно доказала, что империя и сегодня может держаться на штыках... Вооруженные силы СССР были использованы в Баку не для защиты от внешней агрессии, а против собственного народа. Эта карательная операция представляет собой заранее организованное побоище невинных людей, совершенное с применением запрещенных международным правом средств ведения войны».
Так за что тридцать два года назад в ночь на 20 января был расстрелян Баку? Министр обороны СССР Дмитрий Язов заявлял тогда, что войска в Баку спасали советскую власть. Эта фраза ровным счетом ничего не может прояснить, если не ответить на вопрос, почему вдруг в Азербайджане так возненавидели советскую власть, что ее надо было срочно спасать? Кстати, массовых антирусских настроений или акций не было в Азербайджане даже тогда, когда гусеницы советских танков вдавливали человеческие тела в бакинский асфальт. Были боль, недоумение, отчаяние, ярость, были факты беззаконий, но никакой антирусской злобы не было.
В связи с трагическими событиями 20 января 1990 года в Баку тогдашний персональный пенсионер союзного значения Гейдар Алиев провёл в постоянном представительстве Азербайджанской ССР в Москве (ныне — посольство Азербайджана) пресс-конференцию, на которой осудил ввод войск в Баку и обвинил Михаила Горбачёва в нарушении Конституции. В этих условиях Гейдар Алиев принял решение покинуть Москву и возвратиться на родину.
В 1995 году основатель современного Азербайджана Гейдар Алиев скажет такие слова: «20 января 1990 года является самой трагической, черной страницей, в то же время страницей героизма, мужества в истории азербайджанского народа. Прошло пять лет с тех страшных дней. Полагаю, что чем больше мы будем отдаляться от тех дней, тем больше мы будем осознавать их значимость в истории азербайджанского народа и, возможно, будущие поколения дадут им более верную, более правильную оценку. Но одно является истиной, и это то, что 20 января 1990 года стало поворотным этапом в жизни азербайджанского народа».
… Если спуститься от вечного огня на Аллее Шехидов немного вниз и повернуть налево, то через несколько десятков метров можно выйти на обзорную площадку, откуда открывается потрясающий вид на весь Баку. Особенно интересно посмотреть на Аллею Шехидов и на Баку с высоты птичьего полета ночью. Аллея утопает в ярком свете огней. Может быть, это души погибших пылают в темени ночи. Вечная им память. И вечный покой.
20 Января в Азербайджане - Общенациональный День всенародной скорби.
Утром в четверг президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева традиционно посетили Аллею шехидов в связи с 32-й годовщиной трагедии 20 Января.
В сообщении пресс-службы главы государства отмечается, что президент "почтил память погибших за свободу Азербайджана и возложил венок к мемориалу «Вечный огонь». Прозвучал государственный гимн страны".
Добавим, что Аллея шехидов расположена в Баку в Нагорном парке. Здесь захоронены жертвы трагедии 20 Января. Шехидами в Азербайджане принято называть тех, кто погиб за независимость и территориальную целостность страны. Шехидом может быть как военнослужащий, так и гражданское лицо.
Сегодня в 12 часов по Баку (11.00 по Москве) по всей стране остановилось движения транспорта. Автомобили, поезда метро, а также морские суда дали сигналы в память о жертвах трагедии 20 Января.
В течение дня традиционно простые жители, делегации различных структур, зарубежных миссий посещают Аллею шехидов и возлагают цветы.
Одним из тех, кто пришел на Аллею шехидов, стал полковник полиции Вагиф Асадов. «20 января 1990 года – не только день скорби по шахидам, погибшим в ту трагическую ночь. Это также своеобразный день победы национального духа азербайджанского народа. Тогда всеобщее горе объединило всех нас и это единство духа существует поныне. Доказательство этому - огромное количество народа, пришедшего сегодня почтить память тех, кто покоится в Аллее почетного захоронения. Несмотря на то, что с тех событий прошло уже более 30 лет, азербайджанский народ помнит и чтит славные страницы своей истории, с которой, собственно, и начинался наш путь к победе, наш путь к возвращению в Карабах. Азербайджан всегда отличался своим мультикультурализмом и толерантностью. И сегодня каждый гражданин нашей страны, не зависимо от национальности и вероисповедания, гордится своей родиной. Я хочу пожелать всем гражданам Азербайджана, а также представителям соседних стран, поддерживающих нас на протяжении всех 44-х дней Второй карабахской войны, спокойствия и мирного неба над головой. И чтобы наша искренняя дружба продолжалась и крепла, а взаимоотношения между государствами и дальше развивались в мирном русле – в политике, экономике и культуре», - отметил Асадов.
Среди пришедших на Аллею шехидов много школьников. Для них педагог проводит открытый урок истории. «Мы каждый год с классом приходим на Аллею шехидов. Хотя меня тогда не было, я хорошо понимаю их боль и мне очень жаль. Я хочу, чтобы такое больше никогда не повторялось», - говорит шестиклассница Хумай.
«Мне много рассказывали о 20 января, как людям было страшно в это время. И каждый год с классом я приезжаю сюда, чтобы почтить память шехидов. Я не хочу, чтобы такое когда-то вновь повторилось в Азербайджане, чтобы не проливалась кровь и не было больше шехидов», - говорит школьник Айхан Асадов.
Вместе со школьниками на аллее и педагог Тарана Кялянтярли. «Каждый год прихожу сюда почтить память наших шехидов. Как очевидцу всех этих событий мне очень больно вспоминать события, которые тогда произошли. Но как педагог я стараюсь и воспитываю в нынешнем нашем поколении чувство долга, ответственности за родину, уважение к шехидам. Их память будет вечна в наших сердцах. Я пожелала бы азербайджанскому народу мирного неба над головой, чтобы больше никогда не было войны. Чтобы никакие войны, проблемы не коснулись наших детей», - говорит педагог.
Джаваду Микаилзаде 11 лет. «Мы с друзьями пришли на Аллею положить цветы тем, кто стал шехидом. Мне папа говорил, как это было страшно, и как проезжали танки рядом с нашим домом. Мне жалко тех, кто погиб в те дни. Пожелал бы, чтобы это никогда не повторилось», - говорит Джавад.
Чингиз – представитель азербайджанской молодежи. «Каждый год мы приходим на Аллею, это наш долг. К сожалению, с ночь с 19 на 20 января погиб ученик моей школы Мехман Гасанли, моя бабушка была его педагогом. Я этих событий не видел, слышал от старших, от бабушки. Согревает душу то, что мы победили в этой войне, что кровь наших шехидов не осталась на земле. Я желаю, чтобы наша страна всегда процветала», - говорит Чингиз.
Молодое поколение о трагедии 20 января знает со слов старших или со страниц школьных учебников. Джавидан Ганизаде является студентом факультета телевидения и режиссуры Государственного университета искусств. «Мы хотим, чтобы такие трагедии не повторились на нашей земле, чтобы в Азербайджане всегда был мир, и наши дети выросли счастливыми. Мы будем делать все, что от нас зависит, чтобы в Азербайджане войны не было, чтобы наши дети не умирали», - говорит Джавидан.
Сегодня на Аллею шехидов пришли и представители государственных ведомств. Советник председателя Государственного агентства по туризму Кянан Гулузаде признается, что на самом деле часто приходит на Аллею. «Потому, что когда сюда приходишь, видишь этих людей, которые погибли за независимость и свободу Азербайджана, то понимаешь, что на самом деле у тебя нет проблем. То, что они сделали - это такое великое дело, что многие наши проблемы становятся мелкими. Сегодня день поминовения, день памяти, и в то же время - это день гордости нации. Когда люди вышли на улицы и сопротивлялись. Но мы освободили наши земли, Азербайджан - сильное и независимое государство и шехиды внесли большой вклад в это дело. В то, что мы сейчас хорошо живем, счастливо и свободно в своем Азербайджане», - отметил Гулузаде.
В День всенародной скорби премьер-министр Али Асадов, председатель Милли Меджлиса (парламент) Сахиба Гафарова, руководитель Администрации Президента Самир Нуриев и другие государственные деятели посетили Аллею шехидов, возложили цветы.