- Дмитрий, расскажите, как и когда произошло ваше первое знакомство с Баку?
- Впервые в Баку я оказался несколько лет назад, когда приехал сюда в качестве туриста. Захотелось увидеть этот город, прогуляться по его улицам, посмотреть знаменитую Девичью башню и набережную, познакомиться с местными жителями. Когда приехал в Баку, удивился тому, как здесь гармонично сочетаются прошлое и настоящее, древняя архитектура и современные здания. Помню, как фотографировал город и бакинцев, знакомился с историей Азербайджана, пробовал местную кухню. А в конце 2021 года мне поступило заманчивое предложение от азербайджанских коллег принять участие в международном проекте Azerbaijan New Skills Academy. Я разработал уникальный курс «Интегративной консультации и профессионального коучинга», посредством которого наши студенты могли получить новые знания в области психологии, коучинга, консультирования, управления бизнесом, освоить навыки коммуникации и взаимодействия с клиентами. Обучение проходило в течении 7 месяцев, после чего наши выпускникам были выданы дипломы о профессиональной переподготовке в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, Международный сертификат ESA (European Coaching Association) и сертификаты Калифорнийского института психологических исследований (MRI). Мы успели выпустить большое количество студентов и сегодня продолжаем работать в этом направлении. Так что, уже больше года я живу между Баку и Москвой. Иногда случаются командировки по странам постсоветского пространства, где я так же преподаю курсы по коучингу.
- Какие бакинские вкусовые привычки за время пребывания в азербайджанской столице успели перенять?
- На завтрак готовлю вкуснейший «помидор-юмурта» - яичницу с помидорами. На обед предпочитаю мясные блюда - кебаб или «люля» из баранины. А еще люблю пить чай из армуду-стаканов с вареньем. Мне нравятся пешие прогулки по Ичеришехер, стараюсь выбирать старые улочки, на которых редко бывают туристы. Мне нравится чувствовать дух старины, соприкасаться с историей. Есть у меня задумка - объездить на машине весь Азербайджан. До сих пор мне не удалось побывать в Шеки, Шемахе, Гяндже, Габале. А так хочется увидеть Азербайджан, что называется, изнутри. Надеюсь, очень скоро осуществлю задуманное.
- Коучинг - достаточно новая профессия. Как новые знания повлияли на жизнь ваших студентов?
- За время курса они менялись, становились другими, «взрослели». Некоторые бросали скучную работу и начинали собственное дело, другие - женились или выходили замуж, третьи - открывали в себе новые, совершенно неожиданные таланты. Так, что коучинг - волшебная палочка, но кем ты станешь, какое будущее выберешь, зависит только от тебя.
- Тоже своего рода психология?
- Не совсем. Психолог работает с проблемой, а коуч - определяет задачи таким образом, чтобы клиент самостоятельно мог найти лучший вариант их решения. Мы учим менять мироощущение, учим брать ответственность за свою жизнь. Думаю, это единственное, что так необходимо чувствовать современному человеку. Понимание того, что только ты несешь ответственность за свою жизнь и только ты можешь разрешить ту или иную проблему.
- Дмитрий, вы - практикующий психолог, психиатр. По-вашему, какая она - азербайджанская ментальность?
- Не люблю само слово - ментальность, не понимаю словосочетания «национальные стереотипы» или «этностереотипы». Согласно современным исследованиям, человек, прошедший, так называемый, генетический тест на национальность, очень часто обнаруживает, что в нем нет единой крови. В каждом из нас намешено множество кровей со всего света. И это прекрасно! Это разнообразие особенно чувствуется в Азербайджане. Здесь сосредоточено огромное количество разных культур, что само по себе интересно и самобытно. И люди здесь не делятся на национальности, им комфортно от того, что никто не ищет в себе какую-то «особенность» или «уникальность». Да, у каждого свои традиции и обычаи, но это лишь условности. Национальность - это понятие не биологическое, а скорее социальное.
- Дмитрий, вы практикуете также метод комплексной сказкотерапии. Любая сказка несет глубокий философский смысл? Например, любимая детьми Курочка Ряба…
- Известно, что в любой сказке заключен «добрым молодцам урок». И произведения этого словесного жанра не только наставляют, учат нас, но и лечат. О методе сказкотерапии впервые заговорила психолог, директор Международного института комплексной сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Парадоксально, но каждый из нас читал «Курочку Рябу» только два-три раза в жизни. Первый раз - в детстве и еще несколько раз - своим детям. Если посмотреть на эту сказку глазами взрослого человека, она -безумна. Давайте вспомним ее. «Жили были дед да бабка, и была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил…».
Первый логичный вопрос: «Если у вас в руках оказалось золотое яйцо, что вы с ним сделаете?». Заложите в ломбард, продадите, сколотите состояние. Но никому из нас не придет в голову его бить. Далее в сказке происходит еще более нелогическая вещь. «Мышка бежала, хвостиком взмахнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, бабка плачет». Возникает вопрос: «Вы же только что этого и добивались? Тогда в чем причина печали?». И тут приходит курочка и успокаивает их, обещая снести яичко «не золотое, а простое». И дед с бабкой радуются. Так в чем же смысл сказки? Как говорил Шекспир, в любом безумии есть своя логика. И если мы не видим в ней смысла, значит подходим не с той стороны. Ведь сказка - нечто иное, нежели просто пересказ. И это не повествование, а культурный код, который зашифрован в сказочном послании.
К слову, этот код повторяется в сказках всех народов мира. Нужно понимать, что в сказке нет личностей и она всегда циклична. Герой идет по одной дороге, а возвращается по другой. По пути он сталкивается с другими героями, решает каки-то проблемы и всегда выходит победителем. Но если почитать древние сказки, то можно обнаружить, что они придумывались вовсе не для детей, а для взрослых. И сюжеты у них довольно страшные. Когда-то «Сказка про Курочку Рябу» являлась главным сакральным мифом, отвечающим на основные вопросы об отношениях Жизни и Смерти. Миф этот вводит молодого человека в сложный мир Бытия. Это очень древняя история. За тысячелетия у сказки образовалось более ста вариантов. Но ни один их них полностью не печатается в книгах и не показан в виде мульфильма. Хотя для понимания смысла и значения нужно было бы знать самый архаичный текст этой сказки целиком. И разбираться в древних образах - символах.
- Получается, в детской сказка о Курочке Рябе зашифровано послание о Жизни и Смерти?
- Так и есть. Жили-были дед да бабка. Заметьте, не парень и девушка, не мужик и баба, а именно дед и бабка! То есть люди, которые полностью реализовали свой жизненный сценарий. Еще один символ - золотое яичко. Нужно понимать, что для древнего человека образ яичка был непонятным и таинственным. Кошки родят котят, коровы - телят. А курица приносит в этот мир некий неодушевленный предмет, из которого появляется живое существо. Яйцо у многих народов - символ новой жизни. Но в сказке оно - золотое. Для древнего человека золото было совершенно нефункциональной вещью. Это мягкий металл, из которого ничего путевого для жизни не сделаешь. Все металлы нужно добывать из-под земли, а золото имеет свойство самостоятельно «подниматься» на поверхность.
Во всех мифах золото - продукт царства Аида, царства мертвых. Получается, что дед с бабкой получают от курицы яичко со смертью, и, естественно, начинают в ним бороться. Затем появляется мышка - тоже не простое животное. Это животное-медиатор между двумя мирами. Мышка живёт в подземной норке, значит может бывать и в таинственном мире Смерти. И именно мышка, а не кошка, и не собачка разбивают это злосчастное яйцо. Далее приведу один из самых старинных, и в то же время «живучих» вариантов сказки: «Дед плачеть, Бабка рыдаить. Вереи хохочуть, (вереи - это столбы на которые навешивают ворота) Ворота скрипять, Сор под порогом закурился, Тын рассыпался, Двери побутусились (то есть выпятились) Верх на избе зашатался, Куры летають, сорока ногу сломала. Поповы дочки по воду шли, как узнали про то, что яичко разбилось, так вёдра побросали, коромысло разбили, домой побежали, попадье про всё рассказали. Попадья по ту пору тесто месила, да как услыхала, про то, что яичко разбилось, кадку с тестом опрокинула и ну тесто в землю втаптывать. Увидал поп, что попадья тесто для просвир в землю втаптывает, да причитает, и спросил, что де случилось. Попадья ему и рассказала о том, что Курочка Ряба снесла яйцо, да мышка то его и разбила. Тогда Поп пошёл, да с горя все священные книги порвал, а голову вдребезги о косяк и разбил».
Вот какое сумасшествие происходит из-за разбитого яйца. Отчего же так трагично окружающий мир воспринял это известие? Налицо картина апокалипсиса. Да и не мудрено - целый мир разрушен. Нет ни Смерти, ни Жизни - всё смешалось. Порядок нарушен. Чем же заканчивается сказка? Курочка обещает героям принести новое яичко, но теперь оно будет простым, а не золотым. Появляется новый мир - мир Жизни, который опять же разворачивается из яйца. И так цикл сменяется циклом, апокалипсис сменяется возрождением, один мир, сменяется другим, Жизнь сменяется Смертью. Вот так, оказывается простенькая сказочка повествует о вечности.
- Дмитрий, а что насчет азербайджанских сказок? Какие из них успели прочитать?
- За время пребывания в Баку я успел перечитать более 15 азербайджански народных сказок. Особенно понравились «Тыг-тыг ханум», «Джырдтан» и «Старый лев». Сюжет «Тыг-тыг ханум» перекликается с басней Крылова «Стрекоза и муравей», а «Джырдтан» - со сказкой Перро «Мальчик-с- пальчик». Главные герои сказки «Старый лев» - Царь зверей, кот и человек. Сюжет необычный, но очень мудрый и интересный. После знакомства с азербайджанскими сказками я решил воплотить в жизнь интересный проект в рамках Лаборатории инструментальной психологии. Планирую создать метафорические ассоциативные карты на основании сюжетов азербайджанских сказок. Уже собрал более десяти таких сюжетов, осталось еще столько же. Надеюсь, к концу этого года презентую проект в Баку.
Фото: Мария Жгутова