AZN = 60.75 RUB
USD = 103.27 RUB
EUR = 108.56 RUB
Новости дня

A
Как бакинский полярник Василий Богословский спасает «Душу Каспия» на СОР29

Как бакинский полярник Василий Богословский спасает «Душу Каспия» на СОР29

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
21.11.2024 11:14

Фото: Личный архив Василия Богословского

Василий Богословский - бакинец в третьем поколении. Он основатель российского экологического фонда «Чистые моря», главной задачей которого является защита и сохранение морской среды и ее биоразнообразия для будущих поколений. Сегодня Василий Викторович принимает участие в Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата COP29, в рамках которого обсуждает вопросы сохранения биоразнообразия Каспия. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с генеральным директором фонда «Чистые моря», почетным работником морского и речного флота, почетным полярником Василием Богословским.

- Вы родились и выросли в Баку, считаете себя стопроцентным бакинцем. Расскажите о своей бакинской жизни.

- Так и есть. Я родился в советском Баку. Мой отец, Виктор Богословский, был капитаном дальнего плавания, работал в Каспийском пароходстве. Мама Анна Богословская — домохозяйка, занималась нашим с сестрой воспитанием. Мы жили в районе кинотеатра «Хазар» и очень часто ходили в гости к дедушке и бабушке. Их дом находился в самом центре Баку, напротив бывшего Музея Ленина. У нас была большая семья: дяди, тети, двоюродные братья и сестры. Дядя моей мамы — Арсений Гордеев — служил в КГБ вместе с будущим президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Арсений Александрович работал начальником отдела Комитета безопасности Азербайджанской ССР.

- Интересно, как ваши предки оказались в Азербайджане?

- Это довольно интересная история. Моя бабушка по маминой линии грузинка. Ее звали Евгения Микадзе, она родилась и выросла в Тифлисе. Бабушка воспитывалась вместе с детьми наместника Кавказа, графа Иллариона Воронцова-Дашкова. А ее отец, мой прадед, управлял конными выездами графа Воронцова. Когда грянула революция, семья наместника была вынуждена отправиться во Францию, а прадед с супругой и детьми перебрался в соседний Баку. Здесь им понравилось и они решили остаться в Азербайджане навсегда. А мой отец Виктор Богословский оказался в Баку по распределению. Закончив Ленинградское высшее мореходное училище, он был направлен на работу в Каспийское пароходство. В Баку мои родители познакомились, сыграли свадьбу, начали строить планы на будущее. Потом появились на свет мы с сестрой. У нас было счастливое и беззаботное детство. Помню, как с мальчишками каждый день бегал на причал и наблюдал за проплывающими кораблями. Я мечтал стать, как и отец, капитаном судна и путешествовать по миру. Когда пришло время выбирать профессию, я заявил родителям о своем желании связать свою жизнь с морем. Папа обрадовался, а вот мама была весьма категорична: «В нашей семье достаточно одного моряка!». Мама считала, что это сложная и ответственная профессия, которая не оставляет времени и сил на личную жизнь. Я не хотел противиться решению мамы и поступил в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) на специальность «Физико-энергетические установки». После окончания вуза мне присвоили квалификацию «Инженер-механик». Судьба распорядилась удивительным образом: я все равно связал свою жизнь с морем. Долгое время работал в Мурманском морском пароходстве, ходил на атомных ледоколах. Затем руководил судоходной компанией в Астрахани. А в 2008 году возглавил Управление морского контроля, разрешительной деятельности и особо охраняемых природных территорий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

- Часто прилетаете на родину, в Баку?

- Когда выдается свободное время или намечается командировка в эти края, стараюсь обязательно побывать в Баку. Здесь живут мои родственники, друзья и знакомые. В Баку прошли мои лучшие годы молодости и с ним связаны только самые добрые и теплые воспоминания. Красивый, самобытный южный город со своим неповторимым колоритом, гостеприимные люди, готовые в любую минуту прийти на помощь, солнце и море, самые вкусные фрукты и овощи. Такого сочного винограда и помидоров я больше нигде не встречал.

- По долгу службы вы совершили большое количество морских экспедиций. Расскажите, где удалось побывать?

- Участвовал в экспедициях на Северный полюс. Прошел практически всю Арктику: от Мурманска до бухты Провидения. Побывал в Певеке, Тикси, на Новосибирских островах и в самом северном населенном пункте России - Диксон. Работал главным инженером-физиком на атомном ледоколе «Ленин» и на единственном в мире атомном лихтеровозе «Севморпуть», который, к слову, до сих пор функционирует. Это гражданское транспортное судно с ядерным реактором на борту. Лихтеровоз способен самостоятельно проходить сплошные ледяные поля толщиной до метра со скоростью до 12 узлов. Судно предназначено для доставки грузов в труднодоступные регионы и районы со сложной ледовой обстановкой.

- Вы возглавляете фонд «Чистые моря». Чем он занимается? В чем заключается его основная задача?

- Наш фонд довольно многоплановый. Реализуем самые разные проекты: экологические, благотворительные, социальные, патриотические, молодежные. Основной же задачей Фонда «Чистые моря» является защита и сохранение морской среды, биоразнообразия ее живых ресурсов для нынешнего и будущих поколений. У нас работают опытные профессионалы - экологи, инженеры, биологи, юристы, журналисты.

Мы осуществляли экологический мониторинг морской среды и животного мира при строительстве порта Сабетта на Ямале. А в рамках другого проекта - «Экологичная COALиция», проводили мониторинг экологической ситуации, связанный с угольной пылью. Работали над внедрением наилучших доступных технологий для снижения возможного негативного воздействия от «пылящих» предприятий: установка защитных экранов, пылеподавляющие пушки и т.д. Наиболее ярким примером служит Мурманский морской торговый порт, где, по нашей рекомендации, на сегодняшний день применен практически полный комплекс всех возможных технологий в области экологической безопасности.

- Один из знаковых проектов фонда «Чистые моря» - «Душа Каспия», который несколько лет назад вы представляли в Баку. Удалось ли найти единомышленников и коллег в Азербайджане?

/upload/iblock/f67/f67b2a821ae1dbb71705b3138855fab7.jpg

- Сегодня мы активно сотрудничаем с Национальной академией наук Азербайджана. В настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы к проекту «Душа Каспия» подключились и азербайджанские специалисты. «Душа Каспия» — экологический проект по изучению и сохранению каспийского тюленя, единственного млекопитающего Каспийского моря, которое сегодня находится под угрозой исчезновения. К его реализации в России шли достаточно долго. В 2021 году, после занесения тюленя в Красную книгу России, нам удалось осуществить первую комплексную экспедицию. Вместе с учеными Института проблем экологии и эволюции Российской академии наук (ИПЭЭ РАН) мы исследовали 12 тысяч квадратных километров российской акватории Каспийского моря с помощью оборудованной лаборатории на самолете-амфибии. Единственное крупное лежбище тюленей было обнаружено на острове Малый Жемчужный. Именно на этот остров после завершения авиамониторинга отправилась на моторных лодках экспедиционная группа специалистов Фонда «Чистые моря», ИПЭЭ РАН и Астраханского заповедника. У отловленных животных взяли биологические пробы, измерили их вес и рост, определили приблизительный возраст по когтям на ластах. На некоторых тюленей были также прикреплены спутниковые передатчики, чтобы отслеживать их перемещение.

Планировалось, что исследования продолжатся на следующий год, однако на российской части Каспия не встал лед, и тюлени переместились в северный Каспий, на просторы Казахстана, чтобы выполнить самую главную задачу в своей жизни — произвести на свет бельков (детенышей) и сохранить популяцию. Все мы понимаем, что задача сохранения экосистемы Каспийского моря стоит не только перед Россией. Все-таки Каспийское море — море пяти государств: России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. Но для тюленей этих границ не существует. Поэтому мы просто обязаны объединиться с учеными и экологами всех прикаспийских стран. Надеемся, нас поддержат и такие опытные и непререкаемые авторитеты, как наш друг и коллега, профессор из Азербайджана — Тариэль Эйбатов, который несколько десятков лет изучает каспийского тюленя.

/upload/iblock/8ea/8ea9652556a9f39843ccd7980390a92f.jpg

Экспедиции и обмен информацией — только первые шаги проекта «Душа Каспия». Впереди много работы по изучению актуального состояния популяции каспийского тюленя, систематизации всех имеющихся исследований, их анализу, выявлению истинных причин катастрофического снижения численности, и, конечно выработке стратегии по сохранению единственного морского млекопитающего Каспия.

К слову, на конференции COP29 мы анонсировали проведение в России в марте будущего года Дня каспийского тюленя. И очень надеемся сделать это вместе с нашими партнерами — общественными организациями, а также представителями науки, бизнеса и администрации региона. Верим, что наш экофестиваль вскоре станет международным.