AZN = 59.81 RUB
USD = 101.68 RUB
EUR = 106.1 RUB
Новости дня

A
Художница Инна Баширова возвращает первозданную красоту иконам в православных храмах Азербайджана

Художница Инна Баширова возвращает первозданную красоту иконам в православных храмах Азербайджана

Александр Ронин    "Москва-Баку"
04.07.2022 11:13

/upload/iblock/6c8/6c81e7cc35285939869e8595156ec50d.JPG

Реставрация икон требует не только глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства и опыта. Примечательно, как с этим справилась молодая художница Инна Баширова, которую часто можно встретить в православных храмах Азербайджана за восстановлением очередного священного изображения. Инна родилась в Азербайджане, ее предки – молокане, которые переехали в эту южную страну задолго до революции 1917 года, когда происходило массовое переселение староверов. Она выпускница Азербайджанского педагогического университета имени Н.Туси, и помимо работы в церкви, руководит художественной студией Центра детского творчества при Русском доме в Баку. В интервью «Москва-Баку» член Союза художников Азербайджана Инна Баширова рассказала о своем увлечении иконописью и интересных случаях в своей необычной работе.

- Инна, вы достаточно необычный художник, который нашел свое призвание в иконописании. С чего же все начиналось?

- Художественные способности проявлялись с детства, что называется, с детского сада, где все мои работы тут же вывешивались на всеобщее обозрение. Мне с детства нравилось создавать что-то красивое своими руками. Не только рисовать, но, и, например, заниматься художественной вышивкой, я создавала картины «гладью» и это занятие требовало огромного терпения и усидчивости, что мне было не занимать.

Большим толчком в развитии моего творчества стало лето в подмосковном пионерском лагере, находящемся в живописном лесу, на берегу реки Яузы. Там обучали детей декоративно-прикладному искусству. И так получилось, что я занималась во всех кружках сразу! Это и чеканка, и резьба по дереву, и инкрустация, и работа с глиной, то есть создание дымковских игрушек с последующей их росписью. Это и создание картин из разглаженной пшеничной соломки, включающая в себя очень сложный процесс. В общем, домой вернулась счастливая, с огромным багажом новых знаний и умений, которыми до сих пор пользуюсь, и как преподаватель обучаю наше поколение детей.

- Вы являетесь реставратором икон. Могли бы рассказать о самых уникальных образцах, с которыми соприкасались в своей работе...

- Иконопись и реставрация старых икон требуют совсем другого отношения к работе. Это своего рода молитва художника. К иконе нужно подходить с благоговением, большой ответственностью, полной отдачей всех своих сил и способностей. Но при всем при этом первоначально необходима Божия помощь. Иконописец – это кисточка в Божиих руках. Здесь нет свободы для творчества. Икону нельзя писать так, как хочется. Православная икона пишется по определенным древним канонам. Каноны – это не только свод правил, но и красивый язык, сформированный веками, который наиболее точно может передать духовный мир. Мне посчастливилось отреставрировать уже немало икон, и каждый раз получаю огромную душевную радость от своей работы. Ведь люди обращаются к иконе в трудные минуты жизни. Человек просит защиты у многих святых. Поэтому при написании икон отношусь к себе намного требовательнее, чем при написании любой другой картины, где можно вольно фантазировать.

Думаю, что самая значимая моя реставрационная работа – это было распятие Иисуса Христа. Очищая отколупившийся красочный слой, я обнаружила старинное, очень красивое письмо. То есть, это распятие уже когда-то пытались реставрировать, и полностью перекрасили в свободной манере. И каков же было удивление и радость всех: от простых прихожан до священнослужителей, когда распятие явилось в своей первозданной красоте! Конечно, было очень много утрат, которые я постаралась деликатно воссоздать.

- А как пришла идея использовать в работе природные материалы? У вас ведь есть весьма необычные художественные работы!

- Интерес к природным материалам появился еще в детстве. А позже я открыла для себя новый уникальный материал для картин – это птичьи перья. Собрала огромную коллекцию перьев самых разных птиц – от попугайчиков до орлов. Перья я собиралась в вальерах бакинского зоопарка. Там были и павлины, и фазаны, и лебеди, фламинго и много других экзотических птиц. Передо мной было такое буйство цвета, форм, фактуры, что хотелось творить, не покладая рук. Картины рождались одна за другой. Перья укладывались на полотно как мазки кисти. Так я даже создала копию картины Айвазовского, выполненную полностью из перьев. На этой волне я даже вступила в Союз художников!

- Что вас мотивирует?

- Если говорить об иконах, то эта работа необходима для души, как служение Господу. И это, я думаю, уже навсегда, во всяком случае, пока позволит состояние зрения. А что касается творчества, то тут все непредсказуемо. Порой сам материал подсказывает композицию будущей картины. Нужно только увидеть в правильном ракурсе, освещении, цвете, то, что уже создано самой природой. И конечно же, самая большая мотивация – это постоянное желание создавать что-то прекрасное. Также бывают интересные предложения от заказчиков и тогда мотивация еще больше увеличивается.

- Одним из ваших учителей был известный азербайджанский художник Уджал Ахвердиев, который последние пять лет своей жизни посвятил росписи фресок в церкви Михаила Архангела в Баку. Какие моменты из общения с ним вам запомнились?

- Как говорится, пути Господни неисповедимы. Люди пересекаются на определенном этапе своей жизни в нужном месте, в нужное время. Думаю, что моя встреча с Уджалом Ахвердиевым произошла не случайно. Придя в церковь, я увидела, что там шла работа по росписи храма Апостола Варфоломея, и конечно же, заинтересовалась этим. Уджал с удовольствием взял меня в помощники. И с этого момента начался мой путь к обучению и понимаю иконописи. Уджал был очень требовательным к самому себе в работе. И того же ждал от других, не терпел малейших недочетов ни в чем. Он работал самоотверженно, на последнем дыхании в прямом смысле этого слова. По несколько раз мог переписывать итак прекрасный лик Богородицы. Пока не достиг наивысшей одухотворенности образа. Имея такой наглядный пример, поневоле самодисциплинируешься, стремишься работать с полной отдачей. Он многому научил меня. Светлая ему память! И даже после безвременной кончины продолжал учить меня в моих снах. Помню сон, в котором он объяснял мне, как писать складки полупрозрачного облачения Архангела Гавриила на иконостасе храма. Дело в том, что в иконе все детали имеют свою символику, и даже характер складок тоже символичен. И вот, после углубленного объяснения, чуть ли не с выведением математических формул во сне, я написала наяву эту икону. Надеюсь, вышло так, как должно было быть.

- Хотели бы ли провести персональную выставку и есть ли такие планы?

- Честно говоря, я уже давно не участвую на выставках. Персональная выставка так и не случилась, а сейчас уже и не хочу. Большей частью я сейчас занята преподавательской деятельностью. И теперь уже мои ученики все больше приглашают меня на выставки. Я очень рада за них, за их успехи, за то, что могу быть полезна детям.