AZN = 46.66 RUB
USD = 79.31 RUB
EUR = 92.86 RUB

A
Легенда азербайджанской авиации Азимбала Азимов: Я счастливый человек, мне удалось облететь практически 90% стран мира (фото)

Легенда азербайджанской авиации Азимбала Азимов: Я счастливый человек, мне удалось облететь практически 90% стран мира (фото)

Лейла Амирова, Тофик Бабаев    Москва-Баку
13.11.2023 11:17

Туман. Бакинский аэропорт закрыт на прилет в связи с метеоусловиями. Но слышно, как один борт садится. В диспетчерской почему-то не волнуются, ведь они знают, кто летит в такую погоду. Это Азимбала Азимов сажает свой самолет. Его называют живой легендой гражданской авиации Азербайджана, человеком, который выходил победителем из множества чрезвычайных ситуаций. Ведь верные решения, принятые пилотом в решающие моменты, спасли жизни сотен людей. Легендарному пилоту доверяли рейсы с официальными лицами разных стран, в том числе и с общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым. 

За 50 лет работы он налетал 28 500 часов, что является рекордным показателем по СНГ. Почетные грамоты, наручные часы и многие другие награды, подаренные в свое время Азимову, теперь хранятся в Музее гражданской авиации, как наиболее ценные экспонаты. В интервью «Москва-Баку» легендарный пилот вспоминал, как сажал самолеты в кризисных условиях, а также рассказал о том, почему азербайджанские пилоты так высоко ценятся во всем мире.

- Как судьба привела вас в большую авиацию?

- Впервые мир с высоты я увидел еще в 10 лет, когда вместе с отцом пришел на празднование дня авиации. Мне посчастливилось подняться в небо с Забратского аэродрома в качестве пассажира самолета «LI-2» и вот в этот момент я понял, что хочу посвятить этой профессии всю свою жизнь. Начал с бакинского аэроклуба, где в 1961 году занимался авиамоделизмом, парашютным спортом, летал на планерах. В 13 лет впервые прыгнул с парашюта, а если подсчитать, то всего в моем активе 109 прыжков.

В 1969 году, после окончания Летного училища гражданской авиации в российском Сасово и получил направление на работу в Забратский объединенный отряд в Баку. Работал в сельскохозяйственной авиации сначала вторым пилотом, а затем командиром Забратского авиаотряда.

В то время Гейдар Алиев являлся первым секретарем Азербайджанской ССР, республика переживала подъем сельского хозяйства, в чем была немалая роль и сельскохозяйственной авиации. Гейдар Алиев уделял большое внимание труженикам, поощрял их, награждал. В 1972 году по указанию Гейдара Алиева я был награжден своим первым государственным орденом «Знаком почета».

В 1974 году я перешел в Бакинский объединенный отряд, сначала вторым пилотом, затем командиром самолета «ИЛ-18», «TU-154», а вскоре и командиром авиаэскадрильи. Летал на «Boeing-707», «ИЛ-76», «Cessna». Знаете, для пилота важно учиться, набираться опыта. Поэтому в «перерывах» от полетов я получил образование в Народно-хозяйственном институте Азербайджана, а также Ленинградской академии гражданской авиации.

- Знаю, что сдав экзамен по полетам в тяжелых условиях на пространстве СССР, вы стали первым летчиком-азербайджанцем, получившим вторую категорию.

- Все эти знания мне сильно помогли. Ведь в какие сложные ситуации я только не попадал.

- Расскажите о них?

- В феврале 1986 года проходил очередной съезд КПСС и мне было поручено доставить нашу делегацию в Москву. А там снегопад, сложные метеоусловия, плохая видимость. Несмотря на это, мне удалось посадить борт в московском аэропорту. И в то время, как наша делегация уже сидела в зале заседания съезда, все другие республики опаздывали. Тогда ведь было принято докладывать «наверх» о том, кто опоздал на съезд, что считалось совсем нежелательно. Когда генсек ЦК КПСС узнал об этом, то спросил – «Как так получилось, что все опоздали, кроме азербайджанских делегатов? Как они смогли вовремя прилететь на открытие съезда»? «А у них подготовленный экипаж», - ответили ему. И генсек поручил: «Министр гражданской авиации, наградите командира экипажа азербайджанского самолета. Он должен стать примером для других командиров». Так я получил еще один важный правительственный орден «Красного знамени».

Сложных случаев было много. В том же году, когда мы взлетали из Москвы, у самолета отказали двигатели. А как раз незадолго до этого такой случай произошел в Иркутске и тогда пилоты не смогли справиться с ситуацией и все закончилось авиакатастрофой. Я не мог этого допустить. Самолет уже оторвался от земли, но я успел вовремя остановить взлет, и слава Богу все обошлось. Тогда Министерство авиации наградило меня автомобилем «ГАЗ-24».

- Получается, летчики – бесстрашные люди?

- (Задумался). На самом деле это не всегда так. Однажды мы летели на «Ил-76» с Исландии в Канаду и пересекали траверсом Гренландию. А там Гольфстрим и пришлось пересекать струйное течение. А это течение воздуха оно уносит тебя словно река. Мы находились в центре этой струи, наверное, 40-45 секунд и я с трудом пересек ее. Все это время было ощущение, что вот-вот у нас отвалится двигатель, так сильно болтался самолет. Вот тогда я действительно сильно испугался.

Как-то пришло указание лететь в Великобританию за медицинским оборудованием и с пересадкой через Баку доставить его в Афганистан. Мы приземлились в разрушенном Кабуле, где после взрывов снарядов от летной полосы не осталось и следа, а о диспетчерах можно было только мечтать. Так я еще несколько раз летал в этот полностью разрушенный аэропорт.

- А как же человеческий фактор? Часто приходилось сталкиваться с буянящими пассажирами?

- Бывало и такое, особенно во время праздников. У меня был рейс в Ленинград во время Нового года. Пассажиры сначала выпили, а затем решили закурить. Стюардесса попыталась их угомонить, но ничего не получилось. Пришлось мне вмешаться и серьезно поговорить с ними. После этого все расселись по местам, и мы благополучно приземлились в Ленинграде. Знаете, каждый пилот в какой-то мере должен быть психологом.

А еще важно знать, что на корабле все подчиняются командиру и решение принимает только он. И даже когда пассажиру становится плохо, то тут тоже все зависит от пилота – ему нужно оценить ситуацию, а может и оказать первую помощь. Однажды, на рейсе Баку-Харьков-Минск одной из пассажирок стало плохо. Мы дали объявление, есть ли врач на борту, но его не оказалось. И тут ко мне прибегает стюардесса и сообщает, что пассажирка потеряла сознание. Я подумал, если она больна, значит в ее сумке может быть лекарство. И когда мы открыли при свидетелях сумку, то там оказалась ампула. Врача на самолете не оказалось, и мне пришлось самому сделать ей укол и через несколько минут она пришла в себя. Оказалось, что эта женщина страдает каким-то сложным заболеванием и ей нельзя летать. Мы экстренно приземлились в Минводах и там передали ее бригаде врачей «Скорой помощи».

- Очень часто можно услышать от иностранных туристов, прибывающих в Азербайджан о профессионализме пилотов самолетов «АZAL». Азербайджанские пилоты действительно отличаются от других?

- Я летал с экипажами других зарубежных компаний и могу подтвердить, что наши пилоты – профессионалы своего дела, они могут работать в самых сложных метеоусловиях. А как же иначе, если аэропорт Гейдара Алиева в Баку находится в зоне, где всегда господствуют сильные боковые ветра. Подниматься и садиться при ветре это своего рода постоянная тренировка. Попробуй после этого не стань профессионалом. Поэтому я тоже считаю, как азербайджанские пилоты, мало кто также мягко сажает самолеты. Знаете, наша летная школа всегда ценилась. Летчиков из Азербайджана всегда и везде принимают.

- 50 лет в небе. Помните, свой прощальный рейс?

- Я счастливый человек, мне удалось облететь практически 90% стран мира. Но 9 мая 2014 года я сошел с самолета, обнял его передние колеса, попрощался и ушел. Было очень тяжело, но пришлось уходить. По правилам ИКАО, пилоты могут летать до 65 лет. Рад, что мой сын Шяхрияр продолжает мое дело. Он закончил с красным дипломом Академию авиации и уже много лет летает на «Боинге». Каждый раз, когда он выходит в рейс, у меня ощущение, что будто это я сам вновь летаю.

Знаете, человек должен любить свою работу и только тогда она может принести ему успех. В 2006 году президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил меня орденом «Шохрат». Горжусь тем, что свой первый орден я получил по указанию Гейдара Алиева, а последний от Ильхама Алиева.

- Чем сейчас вы занимаетесь?

- Преподаю в Национальной академии авиации, стараюсь передать пилотам свои знания и опыт. Веду курсы по аварийно-спасательным средствам для пилотов – в частности о том, как сажать самолет на воду или грунт, как покидать самолет в случае чрезвычайных ситуаций. Очень многих пилотов воспитал, обучал. Сейчас они все летают и не только в Азербайджане, но и в других странах мира.