- Как судьба привела вас в большую авиацию?
- Впервые мир с высоты я увидел еще в 10 лет, когда вместе с отцом пришел на празднование дня авиации. Мне посчастливилось подняться в небо с Забратского аэродрома в качестве пассажира самолета «LI-2» и вот в этот момент я понял, что хочу посвятить этой профессии всю свою жизнь. Начал с бакинского аэроклуба, где в 1961 году занимался авиамоделизмом, парашютным спортом, летал на планерах. В 13 лет впервые прыгнул с парашюта, а если подсчитать, то всего в моем активе 109 прыжков.
В 1969 году, после окончания Летного училища гражданской авиации в российском Сасово и получил направление на работу в Забратский объединенный отряд в Баку. Работал в сельскохозяйственной авиации сначала вторым пилотом, а затем командиром Забратского авиаотряда.
В то время Гейдар Алиев являлся первым секретарем Азербайджанской ССР, республика переживала подъем сельского хозяйства, в чем была немалая роль и сельскохозяйственной авиации. Гейдар Алиев уделял большое внимание труженикам, поощрял их, награждал. В 1972 году по указанию Гейдара Алиева я был награжден своим первым государственным орденом «Знаком почета».
В 1974 году я перешел в Бакинский объединенный отряд, сначала вторым пилотом, затем командиром самолета «ИЛ-18», «TU-154», а вскоре и командиром авиаэскадрильи. Летал на «Boeing-707», «ИЛ-76», «Cessna». Знаете, для пилота важно учиться, набираться опыта. Поэтому в «перерывах» от полетов я получил образование в Народно-хозяйственном институте Азербайджана, а также Ленинградской академии гражданской авиации.
- Знаю, что сдав экзамен по полетам в тяжелых условиях на пространстве СССР, вы стали первым летчиком-азербайджанцем, получившим вторую категорию.
- Все эти знания мне сильно помогли. Ведь в какие сложные ситуации я только не попадал.
- Расскажите о них?
- В феврале 1986 года проходил очередной съезд КПСС и мне было поручено доставить нашу делегацию в Москву. А там снегопад, сложные метеоусловия, плохая видимость. Несмотря на это, мне удалось посадить борт в московском аэропорту. И в то время, как наша делегация уже сидела в зале заседания съезда, все другие республики опаздывали. Тогда ведь было принято докладывать «наверх» о том, кто опоздал на съезд, что считалось совсем нежелательно. Когда генсек ЦК КПСС узнал об этом, то спросил – «Как так получилось, что все опоздали, кроме азербайджанских делегатов? Как они смогли вовремя прилететь на открытие съезда»? «А у них подготовленный экипаж», - ответили ему. И генсек поручил: «Министр гражданской авиации, наградите командира экипажа азербайджанского самолета. Он должен стать примером для других командиров». Так я получил еще один важный правительственный орден «Красного знамени».
Сложных случаев было много. В том же году, когда мы взлетали из Москвы, у самолета отказали двигатели. А как раз незадолго до этого такой случай произошел в Иркутске и тогда пилоты не смогли справиться с ситуацией и все закончилось авиакатастрофой. Я не мог этого допустить. Самолет уже оторвался от земли, но я успел вовремя остановить взлет, и слава Богу все обошлось. Тогда Министерство авиации наградило меня автомобилем «ГАЗ-24».
- Получается, летчики – бесстрашные люди?
- (Задумался). На самом деле это не всегда так. Однажды мы летели на «Ил-76» с Исландии в Канаду и пересекали траверсом Гренландию. А там Гольфстрим и пришлось пересекать струйное течение. А это течение воздуха оно уносит тебя словно река. Мы находились в центре этой струи, наверное, 40-45 секунд и я с трудом пересек ее. Все это время было ощущение, что вот-вот у нас отвалится двигатель, так сильно болтался самолет. Вот тогда я действительно сильно испугался.
Как-то пришло указание лететь в Великобританию за медицинским оборудованием и с пересадкой через Баку доставить его в Афганистан. Мы приземлились в разрушенном Кабуле, где после взрывов снарядов от летной полосы не осталось и следа, а о диспетчерах можно было только мечтать. Так я еще несколько раз летал в этот полностью разрушенный аэропорт.
- А как же человеческий фактор? Часто приходилось сталкиваться с буянящими пассажирами?
- Бывало и такое, особенно во время праздников. У меня был рейс в Ленинград во время Нового года. Пассажиры сначала выпили, а затем решили закурить. Стюардесса попыталась их угомонить, но ничего не получилось. Пришлось мне вмешаться и серьезно поговорить с ними. После этого все расселись по местам, и мы благополучно приземлились в Ленинграде. Знаете, каждый пилот в какой-то мере должен быть психологом.
А еще важно знать, что на корабле все подчиняются командиру и решение принимает только он. И даже когда пассажиру становится плохо, то тут тоже все зависит от пилота – ему нужно оценить ситуацию, а может и оказать первую помощь. Однажды, на рейсе Баку-Харьков-Минск одной из пассажирок стало плохо. Мы дали объявление, есть ли врач на борту, но его не оказалось. И тут ко мне прибегает стюардесса и сообщает, что пассажирка потеряла сознание. Я подумал, если она больна, значит в ее сумке может быть лекарство. И когда мы открыли при свидетелях сумку, то там оказалась ампула. Врача на самолете не оказалось, и мне пришлось самому сделать ей укол и через несколько минут она пришла в себя. Оказалось, что эта женщина страдает каким-то сложным заболеванием и ей нельзя летать. Мы экстренно приземлились в Минводах и там передали ее бригаде врачей «Скорой помощи».
- Очень часто можно услышать от иностранных туристов, прибывающих в Азербайджан о профессионализме пилотов самолетов «АZAL». Азербайджанские пилоты действительно отличаются от других?
- Я летал с экипажами других зарубежных компаний и могу подтвердить, что наши пилоты – профессионалы своего дела, они могут работать в самых сложных метеоусловиях. А как же иначе, если аэропорт Гейдара Алиева в Баку находится в зоне, где всегда господствуют сильные боковые ветра. Подниматься и садиться при ветре это своего рода постоянная тренировка. Попробуй после этого не стань профессионалом. Поэтому я тоже считаю, как азербайджанские пилоты, мало кто также мягко сажает самолеты. Знаете, наша летная школа всегда ценилась. Летчиков из Азербайджана всегда и везде принимают.
- 50 лет в небе. Помните, свой прощальный рейс?
- Я счастливый человек, мне удалось облететь практически 90% стран мира. Но 9 мая 2014 года я сошел с самолета, обнял его передние колеса, попрощался и ушел. Было очень тяжело, но пришлось уходить. По правилам ИКАО, пилоты могут летать до 65 лет. Рад, что мой сын Шяхрияр продолжает мое дело. Он закончил с красным дипломом Академию авиации и уже много лет летает на «Боинге». Каждый раз, когда он выходит в рейс, у меня ощущение, что будто это я сам вновь летаю.
Знаете, человек должен любить свою работу и только тогда она может принести ему успех. В 2006 году президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил меня орденом «Шохрат». Горжусь тем, что свой первый орден я получил по указанию Гейдара Алиева, а последний от Ильхама Алиева.
- Чем сейчас вы занимаетесь?
- Преподаю в Национальной академии авиации, стараюсь передать пилотам свои знания и опыт. Веду курсы по аварийно-спасательным средствам для пилотов – в частности о том, как сажать самолет на воду или грунт, как покидать самолет в случае чрезвычайных ситуаций. Очень многих пилотов воспитал, обучал. Сейчас они все летают и не только в Азербайджане, но и в других странах мира.