- Как произошло, что вы выбрали служение Богу?
- Я принял сан 20 лет назад, в 2002 году. В Церковь я попал, на первый взгляд, случайно. Но случайностей в таких делах не бывает, это был особый промысл Божий. В 2001 году я закончил Азербайджанский технический университет, но по профессии мне не удалось трудоустроиться. Моя бабушка, ныне покойная, долгие годы работала в храме и именно она предложила мне помощь. Она поговорила с владыкой Александром, бывшим тогда епископом Бакинским и Прикаспийским, и тот пригласил меня на разговор. Или, как сейчас принято говорить, на собеседование. Он предложил мне работу охранника со словами «Я возьму тебя сторожем, ну а потом посмотрим». Мне эта фраза в тот момент показалась странной, но как оказалось, определившей мой жизненный путь. Год я проработал охранником в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Баку. Втянувшись в церковную жизнь, стал священнослужителем – сначала диаконом, а через год священником. Духовное образование получил в Саратовской Духовной семинарии.
- Вы являетесь настоятелем молитвенного дома в честь преподобного Серафима Саровского в Сумгаите. Как создавался этот приход?
- Приход создавался по инициативе православных сумгаитцев в 90-е годы прошлого столетия. Тогда была зарегистрирована православная община преподобного Серафима Саровского. Сумгаит – город молодой и в нем никогда не было православного храма. Для молитвы приходилось собираться в мало подходящих для этого помещениях – в домах членов общины, в доме культуры и т.д. Меня назначили настоятелем прихода в 2004 году, тогда мы собирались по воскресениям и праздникам в маленьком помещении в Доме культуры имени Наримана Нариманова, которое арендовала украинская община Сумгаита. В дни больших праздников арендовали актовый зал того же Дома культуры. И прихожане, и я, тяготились такими условиями, но всегда были рады возможности совершать совместную молитву. Богослужение – это духовная опора общины и она у нас была. Не хватало лишь духовного центра – храма. Но построить его возможности не было. Тогда, по благословению епископа Александра, была приобретена двухкомнатная квартира в жилом доме, которую мы переоборудовали под храм. 2 апреля 2006 года состоялось освящение молитвенного дома в честь преподобного Серафима Саровского. И вот уже почти 16 лет община имеет возможность совершать полноценные богослужения в помещении храма. Чуть позже епархия приобрела соседнюю квартиру, где была устроена трапезная и подсобные помещения.
- Как много прихожан сейчас на этом приходе?
- Постоянных прихожан немного – 20-25 человек, которые регулярно посещают воскресные богослужения. В праздники, конечно, народа бывает больше. На Пасху бывает до 100 человек. Потенциал у прихода, несомненно, есть, ведь Сумгаит – это молодой, развивающийся город. Пандемия внесла свои коррективы и людей в храме стало меньше, но уверен, что как только она закончится и все карантинные ограничения будут сняты, люди безбоязненно вернутся к привычной духовной жизни.
- Местные жители тоже заходят в храм?
- Конечно, ведь храм открыт для всех, и каждый желающий может зайти в него. К тому же, все наши прихожане – это местные жители, сумгаитцы. В Азербайджане сложилась очень интересная, не побоюсь этого слова – уникальная, форма взаимоотношений между представителями разных религий. Дело в том, что страна издревле находится на пересечении торговых путей, ведущих с востока на запад, с севера на юг. Это некий стык между разными культурами и народами. Поэтому люди, живущие тут, впитали в себя и южный темперамент, и восточную мудрость, взяли многое и от европейской культуры. Но главное, что поняли и приняли для себя народы, живущие в Азербайджане – необходимость жить в мире, несмотря ни на национальную, ни на религиозную принадлежность. У нас на одной лестничной площадке могут жить мусульмане, христиане и иудеи и дружить семьями, ходить к друг другу в гости, поздравлять друг друга с праздниками. Всю свою жизнь я видел, как моя бабушка и мама на Пасху носили куличи и крашенные яйца соседям, а они приносили нам гогалы, шякярбуру и пахлаву на Новруз байрам. Я уже не говорю о том, как все собираются и помогают, если ушел из жизни кто-то из соседей. Обычно об этом печальном событии не говорят, но это тоже важный показатель.
Можно привести пример. У нас много смешанных браков и часто бывает так, что муж – мусульманин, а жена – христианка. Многие из этих жен когда-то приехали за своими любимыми из других республик бывшего Союза, в согласии и любви прожили тут всю жизнь. Мне не раз приходилось участвовать в похоронах (отпевать) этих женщин. Всегда это удивительное зрелище – мусульмане хоронят православную христианку по правилам Православной Церкви, приглашают священника для отпевания, стараются сделать все в точности, спрашивают буквально о каждой мелочи. И всегда говорят «моя жена\мама была христианкой, я должен сделать все как положено, по-христиански». Совсем недавно, в первых числах января, у нас на приходе ушла из жизни прихожанка. Прекрасная женщина, одна из наших активисток. Муж у нее азербайджанец, мусульманин, дети, соответственно, тоже. Так вот, они сделали все, чтобы похоронить маму достойно, как подобает православной христианке. И весь наш приход помогал им в этом.
Как назвать такие взаимоотношения между людьми в нашей стране? Они ведь не насаждаются сверху, не спускаются директивами, они в сознании народа. Сейчас в мире популярны слова толерантность и мультикультурализм, но они в полной мере вряд ли могут охарактеризовать эти отношения у нас. Я нахожу только одно слово – дружба. И полагаю, что это прекрасно.
- Вы являетесь одним из активных авторов на православных сайтах, где можно задать вопрос и получить ответ. О чем чаще всего спрашивают православные?
- Вопросы, беспокоящие людей во все времена – одни и те же и касаются самых разнообразных вещей. Людям важно понимать, согласуются ли их поступки с заповедями Божьими, они хотят знать мнение Церкви по тем или иным аспектам их жизни. Конечно, есть и вопросы, связанные с веянием времени. Например, когда началась пандемия и люди были лишены возможности посещать храм, было много вопросов о том, как правильно поступать в сложившейся ситуации, какими домашними молитвами и в какой форме возможно заменить церковные богослужения. Обычно много вопросов бывает связано с различными суевериями, магией, оккультизмом. Это прямое следствие духовной малограмотности вопрошающих, но хорошо, что такие вопросы задаются священнику, который может дать духовное наставление и предостеречь от этих пагубных занятий.
- Расскажите о вашем увлечении фотографией.
- Мое увлечение фотографией началось с необходимости фиксировать на камеру церковную жизнь. Мне просто дали в руки фотоаппарат и сказали – снимай богослужения. Конечно, в тот момент я понятия не имел, как нужно правильно снимать, как выстраивать композицию кадра, как выбирать настройки камеры в тех или иных условиях. Снимал на простую «мыльницу» в автоматическом режиме, так же, как сейчас большинство людей снимают на камеры смартфона. Потом для нужд епархии мы приобрели хорошую фотокамеру. Тогда-то я и начал изучать искусство фотографии. Это меня увлекло и я стал много практиковаться, снимая не только в храме на богослужениях и различных мероприятиях, но и просто прогуливаясь по городу или выезжая с друзьями-фотографами на природу. Все мое фото-творчество можно условно разделить на две части – церковные фотографии и все остальные. Мне нравится фотографировать город, его улицы, архитектуру, людей, очень люблю снимать в крепости. Ну и, конечно, природа. Азербайджан – уникальная страна с девятью из одиннадцати климатических зон, с очень интересными ландшафтами и природными красотами. Фотографу, определенно, есть что снимать.
Взять к примеру, «агатовые» горы Хызы. Таким интересным и красивым природным явлением могут похвастаться лишь немногие страны мира. Из-за разнообразия различных геологических слоев, выходящих наружу, некоторые участки гор окрашены в бело-желто-красные полосы, которые образуют причудливые узоры разной формы. Снимать эту полосатую геометрию – одно удовольствие. В Азербайджане есть другое уникальное природное явление – грязевые вулканы. Они во множестве своем разбросаны по территории Гобустана. Как правило, Гобустан ассоциируют с историко-художественным заповедником и музеем под открытым небом к югу от Баку. Однако, Гобустан – это еще и довольно обширная пустынная территория с невысокими горами, грязевыми вулканами и прочими интересными ландшафтными образованиями. Весной вся пустыня покрывается зеленой травой и цветами, поистине красивое зрелище, но стоит наступить летней жаре, как вся эта красота превращается выжженную солнцем землю, местами похожую на марсианский пейзаж. Грязевые вулканы – это отдельная «песня» для фотографа. Их много, но большинство из них находятся в труднодоступных местах, куда можно добраться только на внедорожнике или даже пешком. Но это стоит того! Вулканы все разные, как люди – с разными лицами.
Но вернемся к церковной фотографии. Уже больше десятка лет я являюсь епархиальным фотографом, т.е. фиксирую на камеру события церковной и культурной жизни, происходящие в нашей Бакинско-Азербайджнской епархии.
- Ваши фотографии – это фотохроника православной жизни в Азербайджане. Какой период они охватывают?
- Да, Вы правы, это хроника церковной жизни за последние 12 лет. Это довольно внушительный архив. Больше всего за эти годы я снимал архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра, богослужения и мероприятия с его участием. Конечно, много снимаю наших священнослужителей и прихожан. Съемка в храме, особенно во время богослужений – это ответственное дело. Очень важно никому не мешать, ведь люди приходят в храм для молитвы, а не для того, чтобы позировать на камеру. Необходимо сохранять личное пространство человека во время молитвы. Иногда, видя очень интересный, с точки зрения фотографии, момент, я просто не поднимаю камеру для съемки, потому что нельзя нарушить момент живого общения человека с Богом. В этот момент я точно знаю, что теряю великолепный кадр, но христианская этика перевешивает желания фотографа. А иногда случается, что я делаю кадр, но не могу потом показать его, уж больно личные переживания человека оказываются на снимке, считаю, что не имею права показывать их широкой публике. И таких фотографий у меня скопилось несколько десятков.
Фотограф в храме должен быть незаметен, буквально раствориться среди молящихся людей, они не должны воспринимать его как нечто инородное и мешающее их молитве. Когда люди воспринимают фотографа как своего, то они доверяют ему и перестают обращать на него внимание. Но достигается это не одним днем. Мне понадобилось снимать в храме не один год, чтобы люди перестали отворачиваться или смущаться при виде меня с камерой. И это учитывая то, что я священник, они это видят, а многие хорошо знакомы со мной лично. Результатом этого доверия стали хорошие, живые портреты и интересные моменты церковной жизни. Их я постарался показать в фото-проекте «Православие в событиях и лицах», который осуществил вместе со своим товарищем, прекрасным фотографом Халигом Алиевым. Для этого он получил благословение архиепископа Александра свободно снимать в храмах епархии. Когда набралось достаточное количество интересных фотографий, мы сделали совместную фотовыставку в Российском информационно-культурном центре, которая вызвала живой интерес у многих наших прихожан. Экспозиция выставки длилась неделю, и каждый день кто-то приходил посмотреть фотографии. Особенно интересно было наблюдать за реакцией людей, которые видели свои портреты. Проект продолжает существовать и развиваться в интернете, на одноименной странице в Фейсбуке.
- Совсем недавно у Бакинской епархии появился новый сайт – «Православие в Азербайджане». Многое из опубликованного на нем не было известно широкой публике. Как собирается эта важная информация?
- Новый сайт Бакинской епархии был создан по благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, который временно управляет нашей епархией после смерти архиепископа Александра. Главным идейным вдохновителем этого проекта стал секретарь епархии архимандрит Алексий (Никоноров), собравший небольшую команду единомышленников, куда вошел и я. Нам очень помогли разработчики проекта eparhia.ru. Буквально за пару месяцев была проведена большая работа по разработке нового дизайна и наполнения нового сайта материалами. Результат каждый может посмотреть, пройдя по ссылке pravoslavie.az. Сайт доступен в двух языковых версиях – русской и азербайджанской.
Основная задача сайта – познакомить читателя с Бакинской епархией, ее храмами, священнослужителями, рассказать о духовной жизни православных христиан в Азербайджане, о прекрасных взаимоотношениях, сложившихся у епархии с руководством страны, главами мусульманской, иудейской и других религиозных общин, о той уникальной атмосфере мультикультурализма, а попросту – дружбы между представителями разных религий и конфессий, которая царит в Азербайджане. Важное место на сайте занимает исторический раздел, который периодически пополняется новыми материалами. В нем опубликованы очерки об истории Христианства в Азербайджане и об истории Бакинской епархии Русской Православной Церкви. Особое внимание уделено истории православных храмов, существовавших в стране, но уничтоженных в советское время. Статьи об истории бакинских храмов были любезно предоставлены нам замечательным человеком, бакинцем, ныне проживающем за пределами Азербайджана, Сергеем Колтуновым. Он многие годы буквально по крупицам собирает исторические сведения о православных храмах Баку, ныне действующих и разрушенных. И когда мы предложили ему опубликовать его статьи на нашем обновленном сайте, он с радостью откликнулся. Хочу особо отметить, что все эти уникальные исторические материалы впервые опубликованы на азербайджанском языке. Мы еще продолжаем переводить статьи, и скоро порадуем наших азербайджаноязычных читателей новыми публикациями. И, конечно, надо сказать, что работы в этом направлении еще очень много. Сейчас в Азербайджане шесть православных храмов, а было время, когда их было более семидесяти. Увы, почти все они были разрушены в советское время, а богоборцы сделали все, чтобы стереть любую память о них. Также особо хочется отметить, что на сайте появился раздел с богослужебными и молитвенными текстами на азербайджанском языке. Пока там немного материалов, но периодически раздел будет пополняться.
В заключении мне хочется пожелать читателям мира и благополучия, а всем нам терпения и крепости сил для скорейшей победы над коронавирусом.