AZN = 50.24 RUB
USD = 85.41 RUB
EUR = 93.17 RUB

A
Первый министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев откровенно рассказал "Москва-Баку" о встрече с Путиным и Ильхамом Алиевым в Кремле (видео)

Первый министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев откровенно рассказал "Москва-Баку" о встрече с Путиным и Ильхамом Алиевым в Кремле (видео)

Инна Лисовская, Нина Терехова    "Москва - Баку"
14.06.2024 10:00

22 апреля президент России Владимир Путин и президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев встретились в Кремле с ветеранами-строителями и работниками Байкало-Амурской железнодорожной магистрали по случаю 50-летия с начала её строительства. На встречу с лидерами были приглашены те, кто принимал непосредственное участие в стройке века. Пообщаться с главами двух стран довелось человеку, который работал с Гейдаром Алиевым, когда он курировал строительство БАМ. Интервью с российским государственным деятелем, первым министром путей сообщения РФ, первым президентом ОАО «РЖД», советником гендиректора ОАО «РЖД» Геннадием Фадеевым специально для «Москва-Баку».

- В апреле в Москве состоялась встреча ветеранов БАМ с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым. Это была довольно открытая беседа. И в ней, когда вы заговорили о личности Гейдара Алиева, и Владимир Владимирович, и Ильхам Гейдарович очень внимательно вас слушали, это отметили все. Расскажите, каким Гейдар Алиев останется в Вашей памяти, и каким он был при строительстве БАМа?

- Личность Гейдара Алиева достойна того, чтобы о нем говорили, чтобы о нем всегда помнили, в первую очередь, за те труды и решения, которые он принимал. И я хочу сказать, были критические моменты в области строительства Байкало-Амурской магистрали. Именно Гейдар Алиев, понимал – стройка не должна была останавливаться ни при каких условиях, поскольку будут необратимые процессы. И именно благодаря ему была решена проблема с финансированием, и люди получали зарплату, когда была острая фаза кризиса. Были тяжелейшие годы. В конце 80-х он принял такое решение, которое и людей вдохновило, поддержало, и мы сохранили стройку. Гейдар Алиев большой человек, которого я впервые встретил, когда работал в Сибири начальником отделения Красноярской железной дороги. Однажды он приехал на расширенное заседание коллеги Министерства путей сообщения по каким-то стратегическим вопросам. Тогда я впервые услышал его и увидел лично. Меня просто поразила его речь. Он говорил не просто красиво, а говорил по делу, не было лишних слов. При этом, речь, которую он произносил, была не по бумажке. Он затрагивал технические решения, детализируя какие-то проекты. А когда я впервые лично встретился с Гейдаром Алиевым, это было в марте 1988 года. Я уже работал заместителем министра путей сообщения СССР. Меня пригласили в Кремль к Гейдару Алиеву по вопросу кадров Министерства путей сообщения. Он меня принял в Кремле. Когда я вошел к нему в кабинет, то увидел - перед ним уже лежит моё личное дело. В тот момент, я понял, что вошел в этот кабинет кандидатом на первого заместителя министра путей сообщения. Диалог был профессиональный и очень дружелюбный. Он поинтересовался обстановкой, а после сказал, что Центральный комитет партии принял решение об усилении кадрового состава Министерства путей сообщения, и я стал одним из кандидатов на эту должность первого заместителя. Он подчеркнул, что я в новой должности смогу увеличить темпы работы. И я всегда старался оправдать это доверие, мне было важно усилиться. И мы закончили 1988-й год рекордными перевозками в 4 миллиарда 100 миллионов тонн грузов. Такого за всю историю российских железных дорог не было.

Еще хочу отметить одну черту, которую всегда отмечаю у Гейдара Алиева – память! Память у него была очень хорошая. После развала СССР он стал председателем Верховного Меджлиса (Собрания) Нахичеванской Автономной Республики, заместителем председателя Азербайджана. Тогда на границе Нахичеванской республики и Армении был допущен террористический акт с пассажирским поездом с детьми. Я вылетел туда для расследования. Когда я понял, что здесь совсем недалеко работает Гейдар Алиев, то очень захотел с ним встретиться. Созвонились с аппаратом, и мне в этот же день сказали - приезжайте, он вас ждёт. Это была осень, невероятно красивая, золотая осень. Я обратил внимание на архитектуру здания, где он работал – было такой красивый фасад. Зайдя в него, я был поражен – встречать меня вышел Гейдар Алиевич. Я очень хорошо помню эту встречу один на один. Мы сидели и пили чай. Стол, за которым мы беседовали, был буквально усыпан фруктами. Мы говорили обо всем - о трагическом случае, котором я упоминал ранее, об обстановке в министерстве. Но я чувствовал, что он всеми мыслями, что он всем сердцем сейчас в Баку. Тогда было очень тревожное время в азербайджанской столице. Я понимал, и он понимал, что ему, лидеру такого ранга тесновато здесь, в Нахичеване, он должен быть в Баку. Когда мы пили чай и беседовали, я увидел его бюст, который располагался прям за окном кабинета. Тогда было положение, что дважды Герою труда на родине устанавливается при жизни обелиск. И я любовался этим, он взглянул на меня, потом на бюст, и улыбнулся мне своей очаровывающей улыбкой. Это была очень хорошая товарищеская встреча, которую я запомню на всю жизнь.

- Геннадий Матвеевич, в одном из интервью вы рассказали о том, как Гейдар Алиев во время стройки БАМ забил «золотой костыль» на одной из станций. Вы присутствовали при этом событии. Расскажите, пожалуйста, как это было.

- Да, осенью 1984-го именно Гейдар Алиев очень ловко забил «золотой костыль» на станции Балбухта. Тогда он приехал на очень сложную стыковку. Как у партийного работника, у него было очень много ограничений по протоколу, но он надел перчатки, которые ему дали, и наживил этот костыль. Три раза ударив, он смог полностью его вогнать. Просто чтобы Вы понимали, высокие специалисты это делают с двух, трех раз. Он же это делал впервые в жизни! Это такое было у всех удовольствие - смотреть на эту картину, как член политбюро, первый заместитель председателя правительства работает путевым работником. Он молодец с этой точки зрения. Для него протокол всегда имел второстепенное значение, потому что прежде всего для Гейдара Алиева были важны люди. Он всегда начинал совещания с того, как обустроено жильё работников БАМ, имеются ли детские сады, как далеко школа, магазины. И только разобравшись с социальной стороны, он начинал задавать вопросы технического плана. И я это озвучил во время встречи с Ильхамом Алиевым в Москве в этот раз. Он с большим удовольствием выслушал, я чувствовал, что он испытывает огромную гордость за отца.

- Транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» - один из приоритетных проектов для Российской Федерации. Он обсуждался неоднократно на уровне лидеров России и Азербайджана, а также во время Вашей встречи с Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Какое будущее у этого проекта на Ваш взгляд?

- Когда я коснулся коридора «Север-Юг» в присутствии двух президентов, то обратил внимание на их реакцию. Оба лидера подчеркнули его важность. В 2005 году, когда я был президентом компании РЖД, посоветовался с Владимиром Путиным на этот счет. Были советчики, которые утверждали, что с Ираном не надо рассматривать вопросы в обоюдном плане. При этом Владимир Путин очень удивился такому мнению, сказав, что нужно ехать и договариваться. Я приехал туда, приехал начальник из Тегерана по этому вопросу, начальник азербайджанской дороги. И мы тогда подписали тройственный договор - Иран, Азербайджан и Россия, который регламентировал возможность соединить 160 километров участок на определенных условиях. Тогда мы отметили, что все согласны участвовать в этом проекте. После я ушел в отставку, а проект был некоторое время в подвешенном состоянии, но сейчас вернулись к этому вопросу, и понятно почему.

Я могу точно сказать, что все государства, которые окажутся в этом проекте только выиграют. Там ожидаются большие потоки, потому что рынок весь сегодня - это Индия, Китай, ну и, значит, африканские страны. Это выгоднейший проект.

- У вас был большой опыт работы с Гейдаром Алиевым, после Вам довелось пообщаться с его сыном, президентом Азербайджана, Ильхамом Алиевым.

Дорогие жители, Светлого Азербайджана! Мне в жизни повезло быть руководителем большой отрасли - от Владивостока до Калининграда, от Одессы до Мурманска. Я знаю все национальности, их любовь к тому или другому искусству, не говоря уже о работе на железных дорогах. Я помню, когда я был в Нахчыване, то узнал одну уникальную традицию тех мест. Если отец машинист уходит на пенсию, то именно сын его должен занять правое крыло в локомотиве. Неписанный закон, и все это понимают. Я особо отмечу усилия, которые вложены руководителями Азербайджанской республики по созданию, развитию культуры, промышленности. Очень грамотно занимаются экспортной частью нефти. Азербайджан невероятно красивый, в нем живут красивые люди. Приятно встречаться и говорить с азербайджанцами. Мне думается, азербайджанцам очень повезло с руководством, все, что было заложено Гейдаром Алиевым, продолжает его сын Ильхам Алиев.

Я желаю процветания Азербайджану. Спасибо за дружбу, взаимопомощь, уважение. И будьте счастливы! Азербайджанцы, вы – великий народ! И всё у вас есть для достижения высоких результатов в любой отрасли!