Волшебная аура кирхи. 120 лет бакинской лютеранской Церкви Спасителя (фото)
Самира Кязимова, Тофик Бабаев
"Москва-Баку"
07.03.2019 20:17
В самом центре Баку на улице 28 мая возвышается строгий силуэт кирхи - лютеранской Церкви Спасителя. 6 марта ей исполняется 120 лет. Ее готические своды удивительным образом вписались в архитектурный облик азербайджанской столицы, и она до сих пор является духовным домом для бакинских лютеран. Каждое воскресение в стенах церкви проходят богослужения и встречи с прихожанами. Корреспонденты «Москва-Баку» посетили одну из самых старых кирх в регионе, чтобы узнать, как живут сегодня азербайджанские лютеране.
Нас встречает пастор бакинской Церкви Спасителя немец Горхард Лемке. Он приехал в Азербайджан несколько месяцев назад и уже успел завоевать авторитет среди прихожан. «Мне здесь нравится. Азербайджан - толерантная страна по отношению ко всем религиям. Каждое воскресение мы собираемся в этом прекрасном зале, читаем Библию, молимся, вместе отмечаем традиционные религиозные праздники», - рассказывает пастор Лемке.
«Большинство прихожан - потомки немцев-миссионеров, которые в начале XIX века прибыли в Азербайджан - подключается к разговору председатель евангелическо-лютеранской религиозной общины Баку Вера Нестерова - Есть среди прихожан и азербайджанцы. Приходят, внимательно слушают проповеди, молятся вместе с нами. Хоть и не принимают крещение, но проникаются святым духом». А аура здесь действительно волшебная. Особенно, когда огромный зал кирхи наполняют величественные звуки органа. Прихожане утверждают, что эта музыка настраивает человека на благостный лад.
«Лютеранство на Кавказе получило распространение в начале 20-х годов XIX века, после переселения и образования немецких колоний на азербайджанской земле - в Еленендорфе (Ханлар) и Анненфельде (Шамхор). Немцы-лютеране и стали организаторами в 1870 году евангелическо-лютеранской общины в нашем городе. А в 1873 году вместе с Робертом Нобелем появились шведы, исповедующие лютеранство», - рассказывает Вера Викторовна.
К 1877 году в Бакинской губернии проживало уже 3430 немцев. Тогда же бакинский губернатор генерал-майор Позень разрешил выборы председателя и членов церковного совета для устройства кирхи и начальной школы. В состав совета вошли председатель инженер Толь, инженер Фердинанд Лемкуль, аптекарь Карл Эйхлер, владелец механического завода и изобретатель Отто Ленд, Рихард Зорге (отец будущего знаменитого разведчика), Готлиб Цине и швед Сунгрен.
В конце ноября 1885 года Бакинская городская Дума постановила «выделить лютеранскому обществу, включая в него все нации этого вероисповедания, какие есть в городе, под постройку молитвенного дома и школы на Телефонной улице близ завода Масумовой и мельницы Вермишева участок земли в 1400 кв. саженей. При этом обязать, чтобы молитвенный дом был построен главным фасадом на улицу, а в случае отстранения здания от черты улицы - чтобы он отделялся от Бакинской железной дороги решеткой».
Строить церковь было поручено племяннику члена совета Карла Эйхлера - 24-летнему Адольфу Эйхлеру. В начале марта 1894 года талантливый архитектор, вдохновлявшийся церковью св. Елизаветы в Марбурге, представил проект кирхи на утверждение собрания общины, а в марте 1896 года прошла торжественная закладка здания. При закладке храма присутствовали бакинский губернатор Лилеев и городской голова Ирецкий. Для участия в этом событии официально приехал Эммануэль Нобель. Церковь была построена исключительно на пожертвования прихожан, в том числе и товарищества «Братья Нобелъ» и обошлась в 70 тысяч рублей. На шпиле кирхи был установлен тяжелый, видный издалека позолоченный крест весом 213 кг. В апреле 1900 года здесь состоялся первый духовный органный концерт - исполнялись произведения Баха. Для Баку это было настоящим событием. Впоследствии подобные церковные концерты стали традиционными и продолжаются по сей день. В последние десятилетия кирха функционирует еще и как концертный зал камерной и органной музыки при филармонии, а также как концертный зал Министерства культуры Азербайджана. Здесь можно послушать органную музыку - как и сто лет назад.
«Во времена СССР церковь пережила самые тяжелые времена. Лютеранскую общину ликвидировали в 1936 году, а кирху отправили под снос. Спасла ее необычная ситуация, связанная с убийством Сергея Кирова. Скульптору потребовалось большое пространство для создания памятника Кирову, и он попросил для этого помещение церкви», - рассказывает Вера Нестерова.
Одна из тех, кто каждое воскресение приходит в Церковь Спасителя - Тамара Алиева. Женщина родилась в Саратове в немецкой семье. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего пять лет. В 1941 году ее семью, как и остальных немцев, выслали в далекий Томск. «Помню, как нас погрузили в поезд и отправили в холодную Сибирь. Мы не знали, что нас там ждет. Было страшно и обидно, но там, в чужом городе, моей семье пришлось начать жизнь заново. Потом встретила в Саратове своего будущего мужа - азербайджанца, который проходил в области военную службу, и приехала вместе с ним в Баку», - рассказывает Тамара Алиева. В Церковь Спасителя женщина пришла 17 лет назад. Ей нравится собираться в этом храме вместе с остальными прихожанами, общаться с ними, отмечать праздники. «Люди, пришедшие в храм и обратившиеся ко Всевышнему, меняют свою жизнь к лучшему. Они и сами становятся лучше и чище. И не зависит, куда ты приходишь - в церковь, мечеть или синагогу. Самое главное - ты идешь к Богу, и он всегда тебя услышит», - уверена прихожанка.
Евгения Губенкова родилась в Баку. Когда-то в начале XIX века ее прадеда по материнской линии, немца по-национальности, пригласил из Поволжья в Баку сам Нобель. Прадед был первоклассным электриком и долгое время работал в компании знаменитого нефтепромышленника. Так и остался в Баку, женился и обзавелся детьми. В этом городе родилась мама Евгении Николаевны, которая потом вышла замуж за русского. «Так бы и жили все вместе в этом прекрасном городе, если бы не война. В 1937 году отца объявили «врагом народа» и расстреляли. Он был уважаемым инженером-автомехаником. А в 1941 году нас выселили в Казахстан. Спустя десятилетия в конце 50-х мне удалось вернуться в родной Баку. Долгое время отказывали в прописке, пока не устроилась на работу в трамвайное депо», - рассказывает Евгения Николаевна. Каждое воскресение, сколько себя помнит, женщина приходит в кирху на богослужение. Когда-то, более ста с лишним лет назад, под сводами этой церкви принимала крещение ее мать-лютеранка. «Я очень рада, что вернулась в Баку. Это моя родина. Здесь мой дом и моя семья. Уже подрастают четверо правнуков. Надеюсь погулять на их свадьбах», - улыбается бакинская немка.