AZN = 52.84 RUB
USD = 89.82 RUB
EUR = 99.72 RUB
Новости дня

A
Жительница молоканского села в Карабахе Елена Тимофеева: Мы вернемся и все возродим, все заново построим

Жительница молоканского села в Карабахе Елена Тимофеева: Мы вернемся и все возродим, все заново построим

Лейла Мурад    "Москва-Баку"
11.02.2021 13:55
/upload/iblock/5f9/5f9108d91ebb6bdbf33327ee278545b0.jpg

Оккупация Арменией Нагорного Карабаха в конце 90-х годов прошлого столетия оставила без крова не только азербайджанцев, но представителей других народов, проживающих в Азербайджане. В числе тех, кто был лишен крова в местах исторического проживания, были молокане из небольшого селения в Карабахе, которые более 150 лет жили в мире и согласии с соседями-азербайджанцами. В 1993 году русские староверы, лишившись всего, были изгнаны армянами из родных домов. Они никогда не скрывали того, что при первой же возможности вернуться домой, где восстановят свой совхоз, разобьют виноградники. Елена Тимофеева - одна из жителей карабахского селения, которая осталась жить в Азербайджане. В интервью «Москва-Баку» она рассказала о своей мечте вновь увидеть родные земли.

- Как появилось молоканское село в Карабахе?

- Село называется Геярх, оно относится к Тертерскому району Азербайджана. А прежде это было село Левонарх Мардакертского района Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Молокане переселились туда после Туркменчайского договора 1830 года, когда Россия решила заселить земли Закавказья. Первыми претендентами были староверы, молокане. Часть из них основала в Азербайджане село Русские Борисы, которое находится высоко в горах. Из-за сурового климата, постепенно, часть молокан стала переселяться в предгорье, где и основали село Геярх. В Азербайджане молокане занимались, в основном, сельским хозяйством. В нашем селе действовала ферма крупнорогатого скота, виноградники, у жителей было также свое хозяйство, где держали скот, птицу. Все жили в достатке.

/upload/iblock/faa/faa08e305525be1df80a3a6b37f17ff2.jpg


- Чем запомнились последние годы перед войной?

- С родным селом связано все мое счастливое детство и юность. У нас была очень дружная община, которой руководил старейшина. До 70-х годов там жили только молокане. А потом в нашу общину была принята семья азербайджанцев Исмайловых, которые работали в нашем совхозе. Это были прекрасные, уважаемые люди. У них было много детей, мы все время ходили к ним домой играть. Их мать никогда не разделяла нас от своих детей, всегда тепло принимала, кормила, угощала. Сын Исмайловых был моим одноклассником, мы до сих пор общаемся, ходим друг к другу в гости.

В селе все жили дружно, не знали воровства или чтобы замок на дверь повесить. У нас все было открыто, никто никому вреда не приносил. Наше детство прошло в городе Шуша, куда нас отправляли в пионерлагерь. Это такой красивый город, с невероятными лесами, родниками, просто рай. Там мы, молокане, азербайджанские и армянские дети, все вместе отдыхали, сидели у пионерского костра. Никто тогда и не думал, что такая беда придет. Что людей выгонят со своих родных земель.

/upload/iblock/d3f/d3f436e804a0b1e079b83b1258932473.jpg


Когда я стала старше, то принялась помогать маме на винограднике. Во время созревания винограда у нас было свободное время, и тогда мы ехали отдыхать к горе Муровдаг, в Агдеринский район. Там было место, которое называли Пятый участок, где мы разбивали лагерь, ставили палатки. Оттуда часто ездили отдыхать к Суговушанскому водохранилищу. А еще в этой местности находился прекрасный албанский храм, куда мы любили заглядывать. Его двери всегда были открыты. До сих пор помню красивые чаши, расписные картины в этом храме. В чашах всегда были деньги, разные монеты, но никому и в голову не приходило взять оттуда копейку. Ведь это было святое место. Сейчас армяне утверждают, что это их храм. Но как так? Ведь мы ездили туда и все помним, что это албанский храм!

/upload/iblock/d8d/d8d3f222dca63e960d1ccbe61fa897b8.jpg


- С армянами была тогда вражда?

- Была. Например, они с нами «делили» реку Тертер. Половина как-бы была у армян, другая часть у нас. Уже тогда они враждовали, не пускали нас на свою сторону.

- Как покидали село?

- Войну я не увидела, мы накануне уехали, как только разговоры пошли. В 1985 году военных событий еще не было, но наши люди потихоньку уходили из Геярха. Старики-молокане говорили, что война скоро придет из-за гор, и мы тогда здесь жить не будем, нас изгонят с этих земель. И вот так люди постепенно стали уезжать. Я вышла замуж и приехала в Баку. А мама, сестра и другие родственники отправились в Краснодарский край России. В 1992 году армяне захватили Геярх, но затем Азербайджану удалось освободить его. К сожалению, через год село было вновь оккупировано. Молокан от смерти тогда спасла азербайджанская армия, которая вывезла оставшихся 52 человека в Тертерский район.

/upload/iblock/be2/be27ae87357cc641b70b62dbc5f99161.jpg


- Куда они направились?

- После Тертера по обоюдному решению молокане поехали вначале в Минеральные Воды, а откуда они разошлись по всей России. Знаете, в Азербайджане тогда были трудные времена, продолжались военные действия, и заново строить жизнь молоканам было сложно. Но, тем не менее, наши сельчане не потеряли связей. Мы постоянно общаемся, каждый год собираемся вместе в поселке Гирей Ставропольского края. Как были, так и остаемся дружной семьей.

/upload/iblock/d89/d8982c27eb72c71b989e494bf8fca722.jpg


Когда началась вторая карабахская война, то все сельчане мне звонили, спрашивали, - ну когда Геярх освободят? И вот 6 ноября, наконец, показали наше освобожденное родное село. Я столько плакала... Понимала, что при его освобождении погибли солдаты… И я перед каждой матерью шехида голову преклоняла, писала в социальных сетях, «сыночек, милый, ты погиб освобождая мое село, нашу землю». Сейчас наше село находится на территории, на которой расположились российские миротворческие силы. Я мечтаю вновь увидеть родные земли. Я общалась по этому поводу с руководством Русской общины Азербайджана и мне сказали, что при первой же возможности будут обращаться в Министерство обороны страны и к российским миротворцам. И тогда у меня появится возможность увидеть родное село.

/upload/iblock/7c7/7c70fd7525b81d94f8e2c54395e24651.jpg


- Куда пойдете первым делом?

- Село полностью разрушено, сохранились только руины школы. Хочу пойти на кладбище, хотя знаю, что его тоже разрушили. А ведь там похоронены все наши предки-молокане. Я пообещала моим односельчанам первым делом поехать на кладбище и поставить венок в память о наших предках. Очень хочу поехать на родную землю, хоть там ничего не осталось. А когда-то там были разбиты такие роскошные сады, виноградники. Но ничего, мы все возродим, все заново построим. Возвращения в родное село в Карабахе с нетерпением жду не только я, но и другие наши молокане. А это 27 семей, которые из России хотят вернуться вновь в Азербайджан, в село в Карабахе, в надежде, что больше не будет войны и никто не изгонят их с родной земли.

/upload/iblock/eb9/eb9dc35d9d0b1e7e980352a66812d54d.jpg

/upload/iblock/2c3/2c36a6322f0593aabdca72152cacf02b.jpg