- Расскажите, об истории праздника Новруз. В чем его суть?
- Новруз байрам - один из самых древних, любимых и веселых праздников, вобравших в себя традиционные ценности азербайджанского народа. По древнему солнечному календарю этот день означает начало весны и нового года. В этом году Новруз наступит 20 марта в 13.01 по бакинскому времени. Именно в это время будет пройдена астрономическая точка весеннего равноденствия. Праздник воспевает возрождение и начало новой жизни. Это своего рода мифологический обряд инициации от смерти к жизни. Зимой природа спит мертвым сном, а весной она оживает и возрождается. Один из древнейших праздников возник задолго до появления ислама. На самом деле его отмечали древние племена ариев, парфян, сербоев и других, исповедовавших в прошлом зороастризм – религию, основанную Заратуштрой на рубеже II-I тысячелетий до н.э. Примерно 3 тысячи лет назад, при Ахеменидах, Новруз стали отмечать официально. С тех пор в ряде государств, в том числе и в Азербайджане, справляют этот праздник.
- Приходу весны предшествуют четыре вторника. Почему именно этот день недели является особенным, священным?
- Если сравнивать с другими религиями, то всем известно, что у каждой из них свой священный день. У христиан – это воскресенье, у мусульман – пятница, иудеи чтят субботу. У зороастрийцев особым днем был вторник.
По народным поверьям, зимний сезон делится на три части: «Беюк чилле» – 40 дней, «Кичик чилле» – 20 дней и «Боз ай» – 30 дней. Так, с 21 декабря по 31 января длится «Беюк чилле», с 31 января по 21 февраля – «Кичик чилле», а с 21 февраля по 21 марта – «Боз ай». В отличие от «Беюк чилле», в период «Кичик чилле» наблюдаются сильные морозы. Само слово «чилле» означает «страдания, трудности». Одна из церемоний, проводимых в период «Кичик чилле», называется «Хыдыр Наби». Это имя в дастанах тюркских народов упоминается как Хызыр, Хыдыр, а в Азербайджане – в различных вариантах имени Хызыр. В первые 10 дней сурового зимнего периода «Кичик чилля» с древних времен люди призывали на помощь Хыдыра Наби и в этих целях исполняли различные обряды. По древним верованиям приход Хыдыра означал последующее плодородие, приход весны, начало посевных работ, спасение народа от холода и голода.
- Новруз Байрамы предшествуют четыре предпраздничных вторника, которые начинаются с воспевания воды, затем огня, воздуха, и заканчивается землей. Почему именно такая очередность?
- Согласно мифологии, жизнь на земле зародилась в воде, да и все живое состоит из воды. Вода также означает обновление через очищение. В горах талые воды стекают в низины и шумным потоком несутся в реки. Жизнь буквально начинает «бить ключом». В этот день принято с самого раннего утра, с первыми лучами солнца идти к воде: к роднику, к ручью, к реке. Кстати, раньше в этот праздник люди не просто шли за водой, свой поход они сопровождали интересными ритуалами. Например, окропляли друг друга водой, перепрыгивали через ручейки. Считалось, что все пустые сосуды, которые есть в доме, должны быть наполнены свежепринесенной водой. В Музее истории Азербайджана имеется несколько интересных экспонатов, связанных с этим обычаем. Красные кувшины, найденные в Губинской зоне, которые когда-то местные девушки наполняли весенней водой с родника и наполняли ею самовары.
Кстати, в «су чершенбеси» было принято высаживать «сямяни» – неотъемлемый символ Новруза, проросшие семена пшеницы. Для этого горсть семян пшеницы сначала замачивали, приговаривая ритуальный заговор: Səməni, saxla məni, ildə göyərdərəm səni, что в переводе означает «Сямяни, меня храни, каждый год буду растить тебя». В этих словах на самом деле сокрыт глубокий смысл – люди этими словами выражали надежду на богатый урожай в новом году. Ведь от того, уродится ли пшеница, зависело очень многое в жизни наших предков – земледельцев. Если будет урожай – не будет голода. Это значит, что люди и скот смогут пережить лютую зиму, и уже в будущем году снова будет посажен «сямяни».
После воды «оживает» солнце или его продолжение – огонь. В «од чершенбеси» принято разжигать костры и перепрыгивать через них. По народному поверью, огонь очищает, облагораживает и устрашает темные силы. Болезни, страдания и грехи «пожираются» огнем, и человек заново рождается. Нужно перепрыгивать через костер три, а лучше семь раз и произносить при этом Ağırlığım – uğurluğum odda yansın («Пусть мои невзгоды сгорят в огне»). Костер никогда не гасят водой. Он должен погаснуть сам. Пепел собирается и выносится подальше от дома – так несчастья и беды всех членов семьи, перепрыгнувших через костер, уйдут вместе с пеплом.
Затем наступает Вторник воздуха, или Йел чершенбеси. Согласно поверьям, в этот день ветер приводит в движение пробудившиеся до него воду и огонь, раскрывает почки деревьев. Солнечные лучи прогревают воздух, а в селах начинается подготовка к весенне-полевым работам. В этот день принято готовить плов на молоке, и конечно, на столе должно быть обилие сухофруктов и разных десертов из зерна, например, «сямяни халвасы» – халва на соке пророщенных зерен пшеницы. В этот день на выросшее уже на пядь сямяни завязывают красную ленту.
В последний предпраздничный Вторник земли, или Илахыр чершенбеси, просыпается сама земля. Весна уже начинает вступать в свои права, а с ней начинается и новый сельскохозяйственный год – впереди начало работ в поле, а на деревьях раскрываются почки. В этот день повсюду звучат поздравления, принято желать друг другу достатка и процветания, те кто в ссоре обязаны примириться. Семьи собираются вместе за праздничным столом. В домах зажигают свечи – по одной на каждого члена семьи. Раньше их роль выполняли факелы на крышах. Считается плохой приметой в такой день давать деньги в долг, уносить из дома хлеб и соль, воду и молоко. В то же время Вторник земли характеризуется гостеприимством, хлебосольством. Главная забава на «илахыр чершенбеси» – всевозможные гадания. Считается, что гадания, совершенные в этот день предсказывают события, которые ждут человека в ближайший год. Очень распространена традиция гулаг фалы – гадание на услышанное: нужно загадать желание, а узнать, сбудется оно или нет, можно подслушав разговор у дома соседей. Если говорят хорошие слова – желание исполнится. Поэтому в этот праздник традиционно стараются говорить больше хороших, добрых, приятных слов.
- В Новруз принято украшать стол праздничными сладостями и ставить на него семь предметов на букву «С». Откуда пришла такая традиция?
- На самом деле, традиция, связанная с буквой «С», пришла к нам от персов, но она не имеет ничего общего с Новрузом. В древности азербайджанцы ставили на столы большой поднос-«хончу» с семью наименованиями сухофруктов и орехов, все то, что они выращивали за год. Такая «хонча» символизировала достаток и плодородие. А число 7 считалось священным на Востоке. Кстати, современная традиция подкидывания шапок под двери, чтобы хозяева наполнили их сладостями, тоже пришла к нам относительно недавно. В древности никто бы не решился бросить свою папаху на землю, потому как папаха считалась символом мужской чести и доблести. Раньше праздничный «пай» собирали в мешочки, шали или широкие пояса.
К Новрузу было принято также шить себе новую одежду. Богачи заказывали наряды из дорогой парчи и шелка, бедняки довольствовались материалом попроще. В праздники двери домов не запирались, ведь в любой момент могли зайти дорогие гости. Угощали сладостями – шекербурой, пахлавой, гогалами, сухофруктами, на стол ставили большое блюдо с пловом. Каждый из испеченных атрибутов символизировал небесные тела, передавая его не только по форме, но и цвету. Шор-гогал – желтый и круглый как солнце, шекербура – луна, она по форме похожа на полумесяц и имеет беловатый цвет, «пахлава» по форме напоминает звезды. Слои же шор-гогала, которые напоминают спираль, символизируют нашу галактику, также имеющую спиральную форму. Семена тмина на выпечке символизируют созвездия.
Тем, кто не мог себе позволить в Новруз вкусную еду, отправляли подносы с угощениями. В разных регионах Азербайджана праздничные блюда готовили по своим рецептам. Например, в Карабахе, откуда я родом, на Новруз подавали рис, окрашенный в красный цвет. Помню, как бабушка учила нас готовить это блюдо. Она отваривала мелкую фасоль, откидывала ее на дуршлаг и в этой воде варила рис, постепенно добавляя в нее немного сахарного песка. Рис приобретал красивый красный оттенок. А еще такой красной водой бабушка окропляла комнату и двор. Говорила, что таким образом она привлекает в дом благоденствие и достаток.
Кстати, в Карабахской зоне были и свои необычные праздничные традиции. В период празднования Новруза люди провозглашали местного агсакала «шахом» и выбирали ему «визиря». Те ходили по домам и выслушивали жалобы сельчан, а после – устраивали импровизированный суд и «наказывали» виновных.