Лагич находится примерно в 3-х часах езды от Баку, в живописном каньоне на пути к Шемахе. Село расположено на высоте около 1200 метров над уровнем моря в предгорьях Большого Кавказа. Его окружают густые леса, реки и скалистые утесы, что делает Лагич идеальным местом для любителей природы. Дорога в Лагич проходит через впечатляющий каньон, добавляя впечатлений от поездки.
Нас встречает директор Государственного историко-культурного заповедника «Лагич» Назар Алиев, который знает о родном селе практически все. Он любит рассказывать о культуре, истории и традициях лагичцев, которые славятся своим гостеприимством и радушием: «Согласно данным переписи населения, до Второй мировой войны в Лагиче проживало 18 тысяч человек, а сегодня - около 2 тысяч. Здесь существовало более 30 видов искусств, а сейчас - лишь 9. Самое известное - медная чеканка. Местные мастера испокон веков снабжали своими изделиями не только Лагич, но и весь Кавказ, Иран, Турцию, даже Среднюю Азию. И это - без собственных месторождений меди: сырье сюда завозили отовсюду».
Лагич был важным пунктом на Великом Шелковом пути, где торговцы обменивались товарами из Азии в Европу. Первые упоминания о поселении датируются V веком, хотя археологические находки указывают на более раннее обитание. В средние века Лагич процветал благодаря ремесленникам, особенно кузнецам и медникам. В XIX веке деревня пережила землетрясение, но была восстановлена, сохранив свою аутентичную архитектуру.
Машин в Лагиче почти не видно, а общественного транспорта нет вообще. Многие жители ездят, как и в старину, на лошадях - и в горы за дровами, и на равнину за продуктами. Так же, на лошадях, в течение сотен лет расходилась из Лагича по всем соседним странам, вместе с коврами, медными кувшинами и богато украшенным оружием, слава местных мастеров. А еще в Лагиче до сих пор действует система водопровода и канализации, которой без малого более полутора тысяч лет! Никто из жителей не знает, где канализация начинается и где заканчивается, и по какому принципу работает, что не мешает коллектору функционировать много веков.
Лагич славится своими традиционными ремеслами, особенно обработкой меди. Местные мастера создают изысканные изделия: посуду, украшения, сувениры и даже музыкальные инструменты. Главная улица - Большая или Базарная - усыпана мастерскими, где можно наблюдать за процессом ковки меди вживую. Это ремесло передается из поколения в поколение, и многие семьи продолжают традиции предков. В XIX веке в Лагиче работали 52 медные лавки и сегодня традиции продолжаются: чеканка остается ведущим ремеслом, а вторым по значимости - кожевенное дело. В 2015 году «Искусство медного ремесла Лагича» было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО - признано, что именно здесь находится его историческая родина.
Здесь, на оживленных улочках, где воздух пропитан запахом металла и огня, расположена медная мастерская Кеблеми Алиева - опытного мастера, посвятившего свою жизнь созданию уникальных медных изделий. Кеблеми - потомственный кузнец, начал свой путь в ремесле еще в юности, обучаясь у отца Нагы Алиева. «У нас была большая семья - 6 сыновей и 4 дочки. После школы мы с братьями бежали в отцовскую мастерскую, учились у него премудростям профессии, - рассказывает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» мастер Кеблеми. - Теперь уже мои дети и внуки проводят в мастерской все свободное время и я передаю им накопленные годами знания».
Стены мастерской увешаны инструментами: молотками разных форм, наковальнями, паяльными лампами и полировальными машинами. В центре - большой верстак, а рядом - печь для отжига металла. Каждый день Кеблеми Алиев превращает простые медные листы в произведения искусства, сохраняя древние секреты ремесла. Сегодня в его мастерской многолюдно. Туристы из Китая с интересом наблюдают как работает медных дел мастер. «Создание медного изделия - многоэтапный процесс, требующий точности и терпения. Все начинается с выбора качественного медного листа. Медь - мягкий и пластичный металл, но для работы он должен быть чистым и без дефектов. Толщина листа варьируется в зависимости от изделия: для тонких украшений - до 1 мм, для посуды - до 2-3 мм, - рассказывает Кеблеми Алиев. - На медном листе нужно нанести контуры будущего изделия с помощью шаблона, затем следует вырезание с помощью тяжелых ножниц по металлу. Каждый разрез - как первый мазок художника на холсте». Теперь начинается основная магия - формовка. Мастер выбивает металл молотком на деревянной или металлической подложке. Чтобы материал не трескался, применяется отжиг: лист нагревается в печи до красного цвета, а затем охлаждается в воде или на воздухе. Это делает медь мягкой и податливой. «Процесс ковки может повторяться несколько раз, чередуясь с отжигом, чтобы добиться желаемой формы, - уточняет Кеблеми, - Если изделие состоит из нескольких частей, например, ручка для кувшина, они соединяются пайкой». Швы тщательно зачищаются, чтобы они были незаметными. В этот момент добавляются декоративные элементы: гравировка, чеканка или инкрустация другими металлами. Завершающий этап - полировка. Изделие шлифуется абразивными материалами, а затем полируется до зеркального блеска с помощью специальных паст и тканей. Иногда наносится защитный лак, чтобы предотвратить окисление. Готовое изделие проверяется на качество: оно должно быть прочным, эстетичным и функциональным.
Кеблеми Алиев гордится тем, что каждое его творение уникально. По словам мастера, медь - живой металл, она реагирует на тепло рук и силу удара. «Несколько лет назад мне поступил необычный заказ из Баку: нужно было изготовить самовар высотой более 2 метров. На это у меня ушло около 200 кг меди и 5 месяцев работы. Я украсил самовар национальными узорами и «добавил» к нему медный заварочный чайник. Вместимость самовара была 250 литров, а емкость чайника - 8 литров. Для того, чтобы вода в самоваре полностью закипела, требовался час времени. Заказчики были в восторге от моей работы», - рассказывает Кеблеми Алиев.
Возвращаемся на узкие мощеные улочки Лагича. К концу этого года здесь откроется новое административное здание Центра управления заповедниками, в котором разместятся офис, административная часть музея, зал для совещаний и кафе. Рядом создается благоустроенная парковка с пандусами и тротуарами, чтобы туристы могли легко добраться от машины к заповеднику. Одновременно реализуется масштабный проект благоустройства: восстанавливаются покрытия улиц, канализационные линии и дренажные системы. В рамках обновлений планируется также обустроить централизованную систему освещения всех улиц и дворов. Также создается новое помещение для Музея истории и этнографии.
Лагич - живое свидетельство богатой истории и культуры Азербайджана. Здесь время словно остановилось, позволяя посетителям прикоснуться к древним традициям и насладиться красотой природы. Лагич обязательно стоит посетить. Эта деревня не только сохраняет прошлое, но и вдохновляет на будущее, показывая, как традиции могут гармонично сосуществовать с современностью.