Шамахинский район уникален тем, что на его территории расположено более 100 исторических памятников, находящихся под охраной государства. Обнаруженное здесь первое поселение датируется V веком до нашей эры, о Шамахе писал живший во II веке древнегреческий мыслитель Птолемей, ее воспевал в своих стихах Александр Пушкин. Примечательно, что в Шамахе всегда царило оживление, ведь она являлась важным пунктом на Великом Шелковом пути и одним из крупных торгово-ремесленных центров Ближнего Востока. А еще этот древний город стал центром суфизма - аскетически-мистического направления в исламе, направленного на борьбу человека с сокрытыми душевными пороками и духовное воспитание личности. Шамаха манила суфиев из разных стран мира и здесь, в удаленных от суеты местах, они создали свои обители, что отразилось на архитектурном облике края - одна за другой появлялись мечети, ханеги, мавзолеи.
Одним из мистических мест, которое оставили после себя суфии, является селение Кяляхана, где были возведены девять уникальных мавзолеев. Впервые мир узнал об этом месте после того, как в Шамахе побывал голландский художник и путешественник Корнелис де Брюйн, поделившийся собственной зарисовкой Кяляхана в своей книге «Путешествие через Московию в Персию и Индию» (1711). Такие восьмигранные каменные мавзолеи с пирамидальными куполами-шатрами возводились в XIV-XIX веках и хоронили в них, в основном, шейхов. В Кяляхана лишь на одной из усыпальниц уцелела надпись, в которой приводятся сведения об истории строительства памятника и личности усопшего - «Это могила… шейха Ибрагима, сына Амир Ахмеда, являющегося потомком шейха Исрафила из Чилкейских шейхов. Сернар Абдул-Азим, сын Амир Али… Год 1072 хиджры (1663-1664 годы)». Таким образом известно только об одном захороненном в мавзолее суфии, кому принадлежат другие усыпальницы до сих пор не известно. Примечательно, что именно такой же формы усыпальницу можно встретить и в Баку – это мавзолей сеида Яхья Бакуви в комплексе Дворца Ширваншахов, построенный во второй половине XVII века.
В Кяляхана из девяти усыпальниц до наших дней сохранились всего семь. Хотя все гробницы построены из известняка и одинаковы по своей структуре, разное архитектурное решение выемок у входа придает облику каждой из них особый колорит. На холме между мавзолеями также находятся десятки могильных плит, на которые арабскими буквами нанесены надписи. Долгие годы таинственные усыпальницы Кяляхана оставались труднодоступными из-за отсутствия дорог, со временем памятники подверглись эрозии. Но в 2022 году ситуация изменилась – в селение была проложена дорога, проведены археологические исследования, подтвердившие, что история памятников восходит к XII веку. В настоящее время при поддержке Фонда Гейдара Алиева проводятся реставрационные и консервационные работы в мавзолеях Кяляханы, которые, в скором времени, удивят своей загадочной атмосферой туристов, посещающих древнюю столицу Азербайджана.