Сортировать по
12+
Армения штурмует Евросоюз. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Постановление правительства премьер-министра Армении Никола Пашиняна о начале  процесса европейской интеграции страны анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

В преддверие инаугурации Дональда Трампа, заставляющей европейских союзников США ежиться от одной только мысли о том, какие напасти может принести им смена американского лидера, в объединенной Европе неожиданно узнали, чего ей не хватает для полного счастья.

Как выяснилось, в эти суровые времена не уверенному в собственном будущем Евросоюзу не хватает догадайтесь чего.

Не хватает Евросоюзу… вступившей в его ряды Армении!

В первые дни нового года громкую информационную петарду в Ереване с разноцветными пропагандистскими конфетти взорвало правительство Никола Пашиняна, 9 января одобрившее законопроект под громким названием «О начале процесса вступления Армении в Европейский союз». Как  следует из официального обоснования этого документа,  «принятие проекта позволит сделать ожидания граждан Республики Армения относительно того, что она станет полноправным членом Европейского союза, более реалистичными». Так и написано - «ожидания граждан станут более реалистичными»!

Что касается ожиданий граждан Армении, то их пока никто не спрашивал. При этом на чем строится еврооптимизм авторов этой формулировки - это загадка. Хочу обратить внимание на то, что по состоянию на сегодняшний день нет никаких встречных сигналов из Брюсселя, указывающих на то, что Евросоюз в самом деле готов будет когда-то принять в свои ряды постучавшую в его дверь Армению. Для этого в ЕС существует четкая процедура.

А именно, приглашение к членству в Евросоюзе должно исходить именно из Брюсселя, такие решения принимаются на саммитах ЕС и утверждаются консенсусом его членов.

На сегодняшний день единственная формальная зацепка для Еревана - принятая в марте прошлого года резолюция заседающего в Страсбурге Европарламента, допускающая возможность предоставления Армении статуса страны-кандидата.

Однако отметим, что резолюции Европарламента носят исключительно рекомендательный характер и решения, как я уже сказал, остаются за лидерами стран ЕС. На сегодняшний день статус кандидатов имеют Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция, Украина, Черногория и Албания. То есть, в предбаннике Евросоюза толкучка, яблоку негде упасть и все ждут и надеются.

Но, как видим, в Ереване решили не ждать у моря погоды и посчитали, что в случае с Арменией, учитывая ее большую значимость и ценность для Евросоюза, можно не обращать внимание на процедуру и выступить с инициативой самим. Следующими шагами должны стать рассмотрение одобренного правительством законопроекта армянским парламентом и обсуждение с руководством ЕС дорожной карты евроинтеграции.

После прохождения всех этих этапов, временные рамки которых определить невозможно, от референдума все равно уйти не удастся. Армения сможет стать членом Европейского союза только в том случае, если в ходе референдума, как того требует конституция страны, необходимое число участников проголосует «за» большую европейскую семью.

Все это означает,  что процесс евроинтеграции может растянуться на годы, десятилетия и вообще стать вечным.

Тем не менее, в правительстве Пашиняна уже сегодня полны решимости поскорее шагнуть из постсоветского сегодня в европейское завтра. Выступивший на заседании правительства один из главных евроинтеграторов и проводников идей армянской диаспоры глава МИД Армении Арарат Мирзоян сообщил о том, что одобренный законопроект, якобы, является результатом гражданской инициативы. В связи с этим он напомнил, что перед внесением законопроекта в парламент за евроинтеграцию было собрано 52 351 подпись граждан (при необходимых 50 тыс.).

Надо сказать, что вся эта история разворачивается на фоне затеянной властями шумной пиар-кампании, смысл которой состоит в том, чтобы показать, что отношения с ЕС у Армении  складываются «интенсивные и динамичные». В отличие от  все более проблемных отношений с Россией и другими членами Евразийского экономического сообщества -- ЕАЭС.

Не случайно, всячески нахваливая Евросоюз, на заседании правительства Арарат Мирзоян заявил о том, что «ЕС выражает сильную политическую поддержку армянской демократии по различным поводам и фактически был вовлечен в обеспечение безопасной среды вокруг Республики Армения».

В качестве примера он привел размещение миссии наблюдателей Евросоюза на армяно-азербайджанской границе.

В общем, «Армения дает понять, что она готова быть настолько близкой к ЕС, насколько ЕС считает это возможным».

Однако в то время как дивиденды от воображаемой евроинтеграции пока не просматриваются, издержки для Армении могут быть серьезными и о них нужно сказать особо.

Так, запланированное сближение с ЕС еще больше осложнит решение вопроса о подписании мирного договора с Азербайджаном, перспективы которого и без того становятся все более туманными. Один из двух несогласованных пунктов проекта мирного договора предполагает обязательство о неразмещении внешних сил на армяно-азербайджанской границе. В Баку неоднократно обращали внимание на то, что под видом так называемых европейских наблюдателей на армяно-азербайджанской границе создана инфраструктура НАТО.

Однако в Ереване упорно называют миссию ЕС гражданской и буквально на этой неделе Арарат Мирзоян, словно дразня Баку, заявил о том, что в Ереване ждут ее продления как минимум до завершения демаркации границы.

При этом неизмеримо большие издержки для Еревана в связи с анонсированной евроинтеграцией окажутся неизбежными в отношениях с Россией и партнерами по ЕАЗЭС.

Как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, одновременное участие страны и в ЕС, и в ЕАЭС, «гипотетически рассуждая, просто невозможно».

«А мы знаем точно, что членство в ЕАЭС выгодно для Армении», - добавил Дмитрий Песков.

Более подробно ситуацию разобрал вице-премьер Алексей Оверчук, сделавший особый акцент на том, что вступление Армении в Евросоюз поставило бы страну перед выбором между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, членом которого она является с 2015 года.

По словам Алексея Оверчука, ЕАЭС и ЕС несовместимы. Оба объединения предполагают отсутствие таможенных границ и свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Представить, что эти два союза в какой-то точке сойдутся, невозможно. При этом Евросоюз переживает социальный и экономический кризис, в отличие от ЕАЭС, который напоминает тонущий корабль "Титаник".

В практическом плане в случае выхода Армении из ЕАЭС экспорт армянских товаров сократится на 70–80%. Кроме того, это приведет к росту цен на энергию и продовольствие, что пагубно скажется на рядовых гражданах. Обычные люди потеряют доходы, работу и станут платить больше за самое необходимое. Взамен они, скорее всего, получат безвизовый режим с Евросоюзом, а Армения - депопуляцию, потому что все кто смогут, уедут.

Впрочем, на этом тревожном фоне, заставляющем задуматься о стратегическом будущем Армении, Москва стремится к миру и безопасности на Кавказе и будет развивать отношения как с Баку, так и с Ереваном, о чем в первые дни нового года заявил Дмитрий Песков. По его словам, Южный Кавказ - близкий для России регион и мы хотим, чтобы на Кавказе были мир, стабильность, предсказуемость, атмосфера взаимного доверия и безопасность. «Мы имеем свои добрые отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, и мы дорожим этими отношениями. И мы намерены делать все, что от нас зависит, для того чтобы и дальше эти отношения развивать», - отметил он.

Особенно важно эти слова прозвучали в момент расследования Кроме того, по его словам, Россия заинтересована в абсолютно объективном и беспристрастном расследовании катастрофы с самолетом компании AZAL, произошедшей 25 декабря, даны необходимые поручения следственных органам для выяснения причин трагедии. В связи с этим Дмитрий Песков напомнил, что с момента катастрофы Владимир Путин дважды говорили по телефону с Ильхамом Алиевым, приносил свои извинения и высказал слова сожаления.

В целом же, события первых дней нового, 2025 года, показали, что Южный Кавказ остается в орбите стратегических интересов Москвы. Россия готова гасить возникающие кризисы, пресекать попытки вытеснить ее из региона и открывать новые возможности сотрудничества для тех, кто в нем заинтересован, а не строит  воздушные замки, вроде воображаемого европейского дома Еревана.