Сортировать по
12+
Как азербайджанский альпинист спасал погибающего товарища в горах. Шокирующие подробности в интервью "Москва-Баку" (видео)

Как азербайджанский альпинист спасал погибающего товарища в горах. Шокирующие подробности в интервью "Москва-Баку" (видео)

Татьяна Новикова, Нина Терехова, Евгений Мухитов    Москва-Баку
23.07.2023 11:00

Спасти человека, рискуя своей жизнью. Такой поступок совершил недавно азербайджанский альпинист Исрафил Ашурли в горах Пакистана. Совершая восхождение на девятый по высоте восьмитысячник мира Нанга-Парбат, Исрафил прервал свой подъём, чтобы спасти погибающего на высоте 7,5 тысячи метров пакистанского альпиниста. Об этом подвиге заговорил весь мир. И первое СМИ, которому Исрафил дал откровенное интервью о героическом и опасном спуске по возвращению из Пакистана, стал портал «Москва-Баку».

/upload/iblock/8f4/8f446377bdfa95a690fc33c01724278c.png

Встретились мы с Исрафилом в Москве. На встречу альпинист-герой пришел, можно сказать, с трапа самолета. И не один. Сын Али, которого альпинист сегодня увидел впервые, после долгой разлуки, сопровождал папу на интервью.

/upload/iblock/666/6660eaf5fa08fdc90f2f16ec6a658aca.jpg

В разговоре мы узнали, что подвиг в горах Пакистана - это не единственный случай, когда азербайджанский альпинист проявил решимость и пришел на помощь попавшим в беду. В феврале в Турции после одного из мощнейших в истории страны землетрясений Исрафил Ашурли вместе со спасателями вытаскивал из-под завалов людей. Тогда в Турции Исрафил был на спортивных соревнованиях. И когда произошло землетрясения, не раздумывая, присоединился к турецким спасателям.

«Несколько наших турецких друзей сразу приняли решение выдвигаться в зону бедствия. Я и мои товарищи Ренат Аремханов и российский альпинист Роман Абилдаев моментально приняли решение присоединиться к этому отряду. Прибыли минута в минуту с азербайджанскими спасателями. Они прибыли в Кахраманмараш, а мы в Хатай. Нам удалось 10 человек спасти. Считаю, что это очень хорошо. Но то что я оказался в роли спасателя это было абсолютно спонтанно», - рассказывает Ирафил.

По словам Исрафила, такой же спонтанный случай произошел и на горе Нанга-Парбат, которую альпинисты называют Гора-убийца. Со своими напарниками Исрафил совершал восхождение на её пик. Подходя ближе к вершине, установили палатки, -вспоминает, немного волнуясь альпинист. Там же развернули свои палатки и итальянские альпинисты. И тут пришел сигнал бедствия от спускающихся альпинистов о том, что на высоте 7,5 тысячи метров застряли двое альпинистов.

«Трое альпинистов спустились благополучно. И в какой-то момент они сказали, что там наверху остались еще двое, и у них действительно серьёзные проблемы. Мы приняли решение, что мои товарищи, пока я ставлю палатки, сходят к ним и посмотрят, что там происходит. По дороге они позвали итальянцев, но те отказались идти на помощь к альпинистам. Мои друзья вернулись и привели с собой одного польского альпинистам. Он был в плохом состоянии. Я остался за ним ухаживать. Разместил в нашей палатке. Второй польский альпинист Павел Копец оставался наверху. Мои товарищи поспешили к нему с горячей водой, пытались его откачать. Но к сожалению, он был совсем плох, и минут через 15 он скончался... И мы поняли, что это не последние альпинисты, которым надо будет оказывать помощь. Мы приняли решение отказаться от восхождения и помогать людям», - рассказывает Исрафил.

/upload/iblock/e55/e5521d38b677ad27fa1314531428bf75.jpg

Надо отметить, что для Исрафила и его напарников это была уже вторая попытка подняться на пик Нанга-Парбат. Первая попытка была 10 лет назад.

«Роно 10 лет назад мы старались взойти на эту вершину, но базовый лагерь, в котором находились альпинисты из разных стран, был атакован террористами. Они казнили 11 человек. И нас эвакуировали с горы. Пакистанская армия на вертолетах нас забрала. Мы прервали экспедицию. 10 лет мы не думали её повторять. И вот решили снова попробовать вернуться туда, почтить память наших погибших друзей. И так получилось, что и в этот раз мы остались без вершины. Но в это раз мы подумали: если в тот раз нам не удалось уберечь своих друзей, то сейчас мы должны кого-то спасти», - рассказывает азербайджанский альпинист.

И спасти удалось. Правда, пришлось рискнуть своей жизнью. Второй погибающий в снежной ловушке пакистанский альпинист Асиф Бхатти получил снежную слепоту, был в критическом состоянии и самостоятельно спуститься вниз не мог. Исрафил принял решение спускаться вместе с ним. И начался трехдневный спуск с риском для жизни.

«Сложность спуска была в том, что мне приходилось дополнительно тратить силы на Асифа. В самом начале спуска не было фиксированных перил (веревок). И в какой-то момент он упал и начал катиться по склону. Мне удалось его задержать. Еще немного, и он набрал бы скорость и уже некого было бы спасать. Я понял, что с ним надо быть очень аккуратно. И даже на горизонтальных спусках надо было следить. Потому что у него не было части снаряжения необходимого для спуска. Он поднялся совершенно неподготовленный. У него не было с собой ни газа, ни горелки, ни спального мешка, ничего, кроме пакетика бисквитных батончиков и половины бутылки пластиковой воды. Тот запас, который был при мне он рассчитан на одного человека и на определенное количество дней. И естественно я начал это все расходовать. У нас очень быстро кончился газ. Мы делились всем. Но слава Богу каких-то серьезных обморожений мы не получили. Но тем неимение пришлось и поголодать немножко, и к счастью во втором лагере удалось найти депозит. Там было несколько полупустых баллонов и это нам сильно помогло. Потому что самое главное в горах это горячее питье. Если без еды можно хоть как-то обойтись, то без жидкости нельзя.

В какой-то момент Асиф жаловался. И тогда я ему сказал, что у нас с ним есть только два варианта: либо мы вдвоем выживаем и спускаемся, либо мы вдвоем остаемся здесь уже вечными памятниками. Если с тобой что-то случиться, то я буду с тобой до конца. И я также закончусь, как и ты. Один я не буду спускаться. У тебя трое детей, у меня трое детей. Поэтому давай мы соберем волю в кулак и будем спускаться вниз, чтобы у нас была возможность увидеть своих детей. Вот так мотивируя в нем дух, желание и жажда жизни в нем не угасала. А это очень важно. Мы смогли собраться, и весь последующий день мы спускались во второй лагерь. Благо из базового лагеря подошла помощь. Два сильных пакистанских альпиниста, горных проводника, они перехватили в какой-то момент у меня Асифа и начали последний участок сопровождать его. Так мы спустились в базовый лагерь», - рассказывает Исрафил.

/upload/iblock/c6d/c6d007972b6a1cfe2e839b248afab5a4.jpg

Свою помощь пакистанскому альпинисту со спуском Исрафил не считает подвигом. Говорит, прийти на помощь человеку - это еще закалка советской школы альпинизма, где жизнь человека стоит на первом месте. У итальянских альпинистов, не решившихся помочь погибающему товарищу, видимо, была другая школа.

«Я не буду говорить, что это какой-то подвиг. Это для меня возможность жить в гармонии со своей совестью после этого. Да, 60 человек сходило в это день на вершину. И те же итальянцы, которых мы звали в помощь, сейчас они оправдываются, отвечая на вопросы о том, почему они не пришли на помощь погибающему альпинисту. Они говорят, что очень устали и не могли пошевелиться. Были готовы помочь, но не смогли. Но при этом они вышли и пошли на вершину. Дошли до неё и спустились вниз без кислорода. Силы были. Люди оправдываются, что-то придумывают. Просто в тот момент, когда надо принимать решение, наверно надо было принимать правильное решение. Чтобы потом не было стыдно. Им сейчас я думаю стыдно. Я и мои друзья, ни смотря на то, что мы в этот раз остались без вершины, мы спим спокойно»,- рассказывает альпинист.

Историю подвига своего папы в горах Пакистана маленький Али сегодня услышал впервые. Был удивлен и горд, что у него такой смелый папа.

«Я горжусь своим папой, потому что он делает добрые дела, спасает людей. Когда его нет дома, мне кучно без него. А когда он дома, нам весело. Он крутой!»,- говорит Али.

/upload/iblock/bdc/bdc9e74b96e1c409f210668c9f1895b0.png

То, что папа крутой, уже никто не сомневается. И, видя любопытство мальчишки, мы поинтересовались у Исрафила, есть ли в горах особая энергетика, мистика, и встречают ли альпинисты в горах снежных людей Йети.

«Йети - это скорее альпинисты в конце экспедиции. Мы все тогда похожи на снежных людей. А с точки зрения Шангри-Ла, мифической страны Шамбалы, да есть такие поверья. И горы безусловно это место особой энергетики и силы. Кстати у нацистов гора Нанга-Парбат стояла на особом почетном месте. Они стремились её покорит. И первыми кто взошел, оказались австрийцы. Это экспедиция Герман Буля. Они серьезное внимание уделяли этой горе», рассказывает Исрафил.

У альпинистов есть свои особые приметы и традиции, которые они никогда не нарушают. Например, они не поздравляют друг друга с покорением вершины, стоя на вершине. Поздравляют только тогда, когда осуществили спуск. У Исрафила Ашурли есть своя личная традиция: при каждом успешном покорении вершины водрузить на него флаг своей страны.

«У меня 150 экспедиций из них более 130 успешных. И 99,9 % это с флагом Азербайджана. Этот флаг находится в государственном музее флага. Я его в 2014 году передал туда на хранение. И перед каждой экспедицией я его под расписку беру, а после экспедиции возвращаю. Правда вот сейчас я еще не успел его вернуть, он лежит дома. Сейчас вернусь в Баку и пойду в музей сдавать его обратно», - рассказывает альпинист.

/upload/iblock/f23/f23d6350fd5b4cddee6d8d13dfbfb8cd.jpg

Вернувшись домой, Исрафил начнет готовиться к новым восхождениям. Тренироваться он будет по традиции в родных горах Азербайджана. И надеется, что в одной из предстоящих экспедиций он сможет осуществить свою маленькую мечту.

«Азербайджанский завтрак в горах - это моя мечта. И если мы находимся в азербайджанских горах, то это может быть реальностью, а если говорим про Непал или Пакистан, то это пока мечта. Но я надеюсь, что если в следующем году я приглашу фудблогеров в базовый лагерь в Пакистане, то вполне возможно, что азербайджанский завтрак у меня там будет. Я надеюсь», - улыбаясь говорит Исрафил.

Также Исрафил надеется достичь и своей большой цели – покорить все 14 восьмитысячников. В его списке пока только 6 покоренных.

«Я люблю это. Поэтому я отдал четверть века альпинизму и мне это нравиться. Мне нравится не только заниматься этим, мне очень нравятся люди, которые ходят в горы. Там можно встретить очень цельных, хороших, надежных людей. Большое количество моих друзей в городах я приобрел в горах. Ту или иную экспедирую мы прожили вместе. Это и минуты счастья и минуты неудач, которые мы вместе переживали», говорит Исрафил.

К этому списку друзей добавился теперь и спасенный на восьмитысячнике пакистанский альпинист Асиф Бхатти, с которым азербайджанский альпинист надеется встретиться в следующем году, когда поедет в Пакистан осуществлять третью попытку восхождения на пик Нанга-Парбат.