AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Восторг маршала Жукова и флаг над Бранденбургскими воротами. Как воевала легендарная 416 Таганрогская Азербайджанская дивизия (видео)

Восторг маршала Жукова и флаг над Бранденбургскими воротами. Как воевала легендарная 416 Таганрогская Азербайджанская дивизия (видео)

Инесса Рассказова    "Москва-Баку"
09.05.2019 14:05
Мемориал Славы на Самбекских высотах. Фото: rostovgazeta
Мемориал Славы на Самбекских высотах. Фото: rostovgazeta

Знаменитую 416 дивизию называют и Азербайджанской и Таганрогской. Азербайджанской, потому что в ней воевало свыше десяти тысяч азербайджанских солдат и офицеров, Таганрогской – поскольку ей принадлежит честь освобождения Таганрога.

Разумеется, не только Таганрога. Сначала была не менее выдающаяся Моздокская операция, когда дивизия перекрыла немецкой армии путь на Баку. После освобождения Таганрога, бои за который продолжались целых полгода (!) в Москве прогремел праздничный залп из 124 орудий!

Этой дивизией, ее отвагой и дерзостью восхищался маршал Жуков. При взятии Одессы были взяты в плен около двух тысяч фашистов, а в победном сорок пятом 416 дивизия стала одной из шести дивизий, начавших штурм Берлина. Бойцы Азербайджанской Таганрогской дивизии вывесили над Бранденбургскими воротами знамя победы. «Последний выстрел в историческом сражении за Берлин прозвучал здесь, у Бранденбургских ворот и этот выстрел сделали сыны азербайджанского народа», - говорил в мае сорок пятого года, во время митинга у Бранденбургских ворот генерал Зюванов.

Об этой дивизии сняты фильмы, написаны книги, и вот уже 47 лет в 26-й школе Таганрога существует музей, кроме того, в Таганроге, на Самбекских высотах стоит красивейший мемориальный комплекс, Мемориал Славы, на открытие которого в 1980 году приезжал Гейдар Алиев.

Бакинский скульптор Эльджан Шамилов расположил подразделения 416 и 130 дивизий в виде гранитного, сужающегося кинжального лезвия, между шеренгами бойцов горит вечный огонь. Здесь всегда чувствуется очень сильный ветер, что создает впечатление отдельного, вневременного пространства и война словно становится ближе, реальнее…

«Мемориальный комплекс воздвигнут в 1980 году по личной инициативе Первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Алиева Гейдара Алиевича и отреставрирован в 2011 году на средства Азербайджанской республики», - такую надпись можно прочесть на мраморе воинского Мемориала на Самбекских высотах.

/upload/iblock/3cb/3cbff64d68d59880e12f7c92d2ab48e6.jpg

Документальная хроника, 1980 год. Гейдар Алиев на открытии Мемориала Славы на Самбекских высотах:

«Место для Мемориала было выбрано неслучайно, - рассказывает «Москва-Баку» директор музея в Таганроге Галина Котилевская. – Здесь, на этих высотах, шли ожесточенные бои, которые сыграли большую роль в освобождении Таганрога, находившегося в оккупации почти два года. А сейчас там идет строительство целого музейного города. У нас часто показывают по телевизору, как идут строительные работы на Самбекских высотах. Это будет что-то необыкновенное, и пока нам трудно представить, как будет выглядеть этот «музейный город», нам его покажут, скорее всего, уже в следующем году.

Галина Котилевская
Галина Котилевская

- Часто ли к вам приезжают из Азербайджана?

- Ветераны дивизии в последние годы уже не приезжают, все-таки тем, кто еще жив уже около 95 лет, а от Баку до Таганрога около трех суток пути… Приезжают съемочные группы бакинского телевидения, потомки тех, кто воевал в 416 дивизии. Недавно у нас побывал сын телефониста Керимова, он литератор и привез нам очень сильное, пронзительное «Слово об отце», фотографии из семейного архива, приезжал с женой, с ребенком а мы, в свою очередь, были так растроганы его благодарностью за то, что мы храним память о его отце, он даже поклонился нам всем, и взрослым, и детям…

Дети, внуки, правнуки бойцов – они приезжают из разных городов и даже стран, потому что в этой дивизии воевали ведь не только азербайджанцы, а воины двадцати национальностей. Она была сформирована под Баку, участвовала в Моздокской операции, потом был Таганрог, после чего дивизии было присвоено звание Таганрогской и в Москве, во второй раз с момента начала войны прозвучал салют. Очень трудно было дивизии было прорвать оборонительную линию немцев, которая называлась Миус-фронт. (Неприступность этого оборонительного рубежа можно сравнить с линиями Маннергейма и Мажино, Гитлер назвал Миус-фронт новой государственной границей Германии, по своей значимости и количеству потерь прорыв Миус-фронта сопоставим с битвой на Курской дуге – прим. ред).

Фото: Соцсети
Фото: Соцсети

А поисковые работы продолжаются, и по-прежнему остаются неизвестные, неустановленные судьбы. Поисками занимается отряд школьников. Ребята по-прежнему находят медальоны, по которым удается опознать людей, десятилетиями считавшихся пропавшими без вести. Чувства, которые испытывают семьи фронтовиков, когда им вдруг удается вот так узнать о своем близком человеке спустя семьдесят лет, в течение которых отец, а для кого-то дедушка, или прадедушка считался пропавшим без вести, не передать словами! Люди приезжают к нам издалека, увозят домой горсть земли, в которой он остался лежать навсегда…

Многие экспонаты нашего музея были найдены во время раскопок. Например, триплекс от танка, это прибор наблюдения танкиста, благодаря которому он видит то, что происходит снаружи.

/upload/iblock/53c/53c7343054b3bcaf888dac509f7a1d84.jpeg

- Что представляют собой экспонаты музея?

- У нас две с половиной тысячи экспонатов основного фонда. Это личные вещи ветеранов, их воспоминания, рассказы о пройденном боевом пути, письма, и даже, например, шинель и китель командира дивизии Дмитрия Михайловича Сызранова, после войны он жил в Ленинграде, его именем названа одна из улиц в Таганроге. Шинель и китель нам передала его жена, которая тоже воевала в рядах 416 дивизии и была военным врачом, хирургом, делала раненым тяжелые, сложные операции. Китель и шинель командира, кобура его пистолета и командирский ремень хранятся у нас в специальном шкафу, как особенная реликвия нашего музея. У нас есть карта штурма Берлина, тоже уникальная вещь. Мы собрали большое количество оружия: винтовка Мосина, два штыка к ней, пулемет Дегтярева, разумеется, это не действующее оружие, оно проверено военкоматом.

Но особенная ценность – это, на мой взгляд та информация, которую нам удалось собрать в шести Книгах Памяти. О каждом человеке, который в них упоминается и который воевал в этой легендарной дивизии можно написать отдельную книгу, роман, снять художественный фильм…

P.S. Из воспоминаний ветерана отдельной зенитно-пулеметной роты 416 Таганрогской стрелковой (азербайджанской национальной) дивизии Виктора Кутасевича:

«До самой Победы наша рота сбила около десяти вражеских самолетов. Правда, какой именно расчет сбивал – непонятно. Ведь все же стреляли, как потом разберешься? Однажды на Одере сбили даже не самолет, а летающую бомбу. Под конец войны немцы использовали такие против нас. Начиненный взрывчаткой корпус бомбардировщика цепляли к истребителю, пилот которого направлял его на цель. И вот однажды один такой летел на нас, мы, конечно, открыли по нему огонь, и он как шарахнул… Никто не погиб, но нас разбросало в разные стороны, а я так прямо кувырком летел… В нас полетели поршни, винты, всего что угодно, и мы потом думали, что же это за техника у немцев появилась…

… Вообще наша 416 дивизия считалась азербайджанской, потому что сформировалась в 1942 году в Азербайджане, и изначально большинство в ней было азербайджанцев. Но мы на национальности не смотрели, все были равные, потому что воевали за нашу общую Родину».

/upload/iblock/826/826de6071b345842fe8168084b463640.jpg

Фото: bestoftaganrog
Фото: bestoftaganrog