Во время недавнего визита Ильхама Алиева в Ашхабад главы Азербайджана и Туркменистана вышли на подписание 20 важнейших документов, многие из которых, как отметил азербайджанский лидер по итогам переговоров, «прямо или косвенно касаются вопросов транспортного сотрудничества, транспортной безопасности». Как известно, Азербайджан и Туркменистан лежат на Великом шелковом пути, который сегодня возрождается, но уже в современном формате.
И действительно, в центре внимания на новом этапе азербайджано-туркменского сотрудничества станут прежде всего транспортно-транзитные проекты, наращивание торгово-экономического сотрудничества.
"Мы подписали транспортное соглашение между Афганистаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией с выходом на Европу. Это получается уже по линии Восток-Запад, или же мы полностью здесь соединяем всю Среднюю Азию с Европой», - отметил глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
А президент Азербайджана охарактеризовал совместный с Туркменистаном проект Восток-Запад как «жизненную артерию», которая «будет питать Туркменистан и Азербайджан новой энергией, укреплять безопасность, сотрудничество». При этом Алиев подчеркнул межконтинентальный характер проекта и его глобальную значимость: «Мы создаем в регионе совершенно новую ситуацию, когда страны и народы, наши соседи будут извлекать большую пользу от регионального сотрудничества, от функционирования этого коридора».
Ильхам Алиев обратил внимание, что «открытие международных торговых портов и в Туркменистане, и в Азербайджане в этом году произошло в одно и то же время, в один и тот же месяц - в мае». Теперь, констатировал президент, можно говорить о полной интеграции этих портов двух стран.
Главная интрига визита Ильхама Алиева в Туркменистан - Транскаспийский газопровод, возможности для реализации которого после подписания в августе Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, казалось бы стали более ощутимыми. При этом, следует напомнить, что ранее президент Алиев обозначил позицию Азербайджана по этому вопросу, отметив, что инициатива прежде всего должна исходить от страны-поставщика газа – то есть Туркменистана.
В итоге заявления об энергетических проектах прозвучали во время визита скорее общие, в которых можно угадать лишь «очертания» будущего Транскаспийского газопровода.
«Туркменистан и Азербайджан, являясь одними из крупнейших мировых производителей углеводородов, выступают за принцип диверсификации поставок энергоносителей как одного из решающих условий обеспечения глобальной энергетической безопасности, - заявил Бердымухамедов. - Работа в этом направлении будет продолжена как в двустороннем формате, так и с международными партнёрами».
Перспективы Транскаспийского газопровода прокомментировали «Москва-Баку» российские и азербайджанские эксперты.
Политолог Расим Мусабеков считает важным тот факт, что между Баку и Ашхабадом ведется диалог как между странами близкими в этническом, религиозном, культурном отношении. «Мы являемся соседями через Каспий, нас очень многое объединяет и такой диалог на высшем уровне очень важен для развития отношений. Визит послужит тому, чтобы уровень партнерства Азербайджана и Туркменистана был поднят на еще более высокий уровень. И Баку, и Ашхабад заинтересованы в том, чтобы это партнерство стало стратегическим.
Мы видим, что вектор дан на интенсификацию сотрудничества, особенно в транспортной сфере. Туркменистан в мае ввел в строй современный порт «Туркменбаши», также как и Баку в это же время сдал в эксплуатацию очень современный порт в поселке Алят.
Азербайджан уже стал международным транспортным хабом. Построена железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Вскоре будет запущен проект Север-Юг. Азербайджан заинтересован в том, чтобы все больше государств присоединились к этому транспортному коридору. Чем больше государств присоединится - тем прочнее будут транспортные пути как для стран, которые являются транзитёрами, так и для тех, кто будет отправлять грузы по этим путям», - отметил эксперт.
Также Мусабеков уверен, что президенты Азербайджана и Туркменистана обсуждали перспективы Транскаспийского газопровода. «Вопрос Транскаспийского газопровода, безусловно, обсуждался. Но однозначно и то, что решения, которые могли бы быть озвучены широкой общественности, пока не созрели. У Азербайджана в любом случае есть принципиальная позиция по этому вопросу – мы готовы пропустить через свою территорию газ, но об этом должен договариваться его собственник - Туркменистан. Пока к Азербайджану никто не обращался с тем, чтобы через нашу зону на Каспии и через нашу территорию прокладывать трубопровод. Если Туркменистан договорится с Евросоюзом – мы рассмотрим вопрос. При этом проект сначала должен будет пройти экологическую экспертизу, все прикаспийские государства должны согласиться, что это экологически безопасно. И только тогда этот проект может начать реализовываться», - заявил эксперт.
Вместе с тем, комментируя возможность Азербайджаном и Туркменистаном решить вопрос поставок газа в Европу не за счет строительства трубопровода, а посредством поставки танкерами сжиженного газа, азербайджанский эксперт посчитал, что такой вариант возможен, но он в меньшей степени вероятен, чем реализация газопровода. «Поставки сжиженного газа танкерами возможны, но это дорогое удовольствие. Думаю, что все-таки речь будет идти о трубе».
При этом Мусабеков считает, что даже если газопровод будет построен, то с Россией он не будет конкурировать. «Дело в том, что Азербайджан свой газ давно распределил. У нас подписаны контракты и с Турцией, и с европейскими потребителями. Нам конкурировать с кем-то не надо. У нас нет никаких дополнительных объемов, которые надо пристраивать и которые могли бы составить конкуренцию для кого-либо. Весь газ, который мы будем отправлять по Южному коридору, законтрактован».
Эксперт обратил также внимание и на перспективы сотрудничества в формате Азербайджан–Туркменистан–Турция. «Для нас сотрудничество в трехстороннем формате важно и в транспортных проектах, и в энергетических. Мы вместе с Турцией были бы рады, если бы Туркменистан подключился к Совету сотрудничества тюркоязычных государств, Парламентской ассамблее тюркоязычных государств, к различным проектам культурного характера. Мы ждем Туркменистан в братской тюркской семье - у него есть очень уважаемое и почетное место в этом братстве».
А вот научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что перспективы для реализации Транскаспийского газопровода маловероятны.
«Предпосылки к осуществлению проекта Транскаспийского газопровода исчезли сами собой где-то лет 8 назад, после того, как Китай активно вошел в ресурсную и инфраструктурную базу Средней Азии, заключив с Туркменистаном множество долгосрочных контрактов на приобретение газа. Это произошло в разгар кризиса в сотрудничестве Туркменистана с «Газпромом». Сейчас ресурсной базы для заполнения Транскаспия попросту нет. Кроме того, что касается перспектив этого проекта для Азербайджана - те трубопроводы, которые уже проложены из Азербайджанской Республики в Турцию, рассчитаны под объемы Шах-Дениз, а также Шах-Дениз–2. И поэтому в отношении реализации Транскаспийского газопровода энтузиазма мы не видим ни с азербайджанской стороны, ни с туркменской. Азербайджану для реализации Транскаспия понадобится вкладываться в строительство новой трубы, а для этого потребуется сбор инвесторов, что в наше время достаточно проблематично. Поэтому идея с Транскаспием повисает в воздухе. Она просто невыгодна», - отметил эксперт.
Эксперт напомнил и о том, что «Газпром» предложил Туркменистану возобновить продажу России газа. «Думаю, что Туркменистан согласится на сделку и «Газпром» будет покупать туркменский газ, чтобы накачивать «Турецкий поток». И в этом вопросе Турции можно было бы скооперироваться с Азербайджаном. Так что азербайджанская сторона в этих процессах также может быть задействована».