Эксперт Сергей Воронин – в интервью «Москва-Баку» – с какой целью Армения встала на путь последовательных провокаций и почему в конечном итоге это играет на сближение России и Азербайджана.
- Cергей Анатольевич, президент Азербайджана Ильхам Алиев в новогоднем обращении отметил, что в 2022 году были обеспечены все условия для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Примечательно, что на этом фоне армянский премьер в своем новогоднем обращении поднял тему, что дескать союзники республики в 2022 году «оставили нас в одиночестве, предпочтя оставаться в статусе пассивного наблюдателя или предложив в качестве альтернативы статус активного наблюдателя». При этом поблагодарил международные организации, которые пошли на «беспрецедентные решения в поддержку установления безопасности и стабильности в регионе». Имел в виду премьер по всей видимости ОБСЕ. Так почему Баку и Еревану не удалось подписать мирное соглашение в 2022 году?
- Обычно я стараюсь дать сдержанную оценку относительно процессов вокруг армяно-азербайджанской нормализации, но по итогам 2022 года я вижу в качестве абсолютно явной причины неподписания мирного договора между Баку и Ереваном ту позицию, которую в течение года заняла Армения и в последние месяцы только усилила. И вопросе армяно-азербайджанской нормализации есть огромное количество нюансов, огромное количество претензий азербайджанской стороны к армянской и наоборот.
Это были абсолютно провокационные шаги, заявления армянской стороны, которые, как мы видим, переходят и на 2023-й год.
Посмотрим, какие шаги были осуществлены за 2022 год Арменией. Премьер-министр республики Никол Пашинян будучи председателем ОДКБ и хозяином саммита Совета коллективной безопасности ОДКБ, который прошел в Ереване в ноябре, сорвал подписание ключевого документа. И мы знаем, чьи уши торчат за этими действиями.
Нельзя не обратить внимание при этом на совершенно сдержанную и предельно уважительную позицию по отношению к Пашиняну, которую сформировал Владимир Путин. Президент России мягко, но настойчиво пытался донести до армянского коллеги, что такая, занятая Ереваном позиция деструктивна. Объективно, по большому счету, осуществляя такие шаги, Армения выбирает не самый правильный путь. Она идет по пути Украины и Грузии. Правда руководству Грузии в итоге на фоне эскалации отношений между Россией и Западом хватило ума, политического чутья, анализа не открывать второй фронт, не давить на Россию с Кавказа.
Следующие действия со стороны Армении, осуществленные буквально через несколько недель. Это абсолютно деструктивный шаг министра иностранных дел, который отказался ехать в Москву на встречу по армяно-азербайджанской нормализации с российским и азербайджанским коллегами.
Третья провокация. Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян внезапно заявил, что якобы на Армению оказывается некое давление со стороны России о «необходимости» вступления в Союзное государство, а также в вопросе предоставления Арменией через свою территорию коридора Азербайджану в Нахчыван. По поводу тезисов о Союзном государстве – Александр Лукашенко говорил о том, что Союзное государство России и Белоруссии очень конструктивно развивается, сотрудничество идет семимильными шагами и вполне естественно, что оно может и должно расширяться. Никто никого не заставлял и не заставляет никуда вступать. Почему господин Григорян расценил эти тезисы президента Белоруссии с обидой, нужно спросить у господина секретаря Совбеза Армении.
Что мы получили в конечном итоге – провокации, которые концентрированно идут со стороны Армении, это системная работа, причем несамостоятельная. Это работа кураторов, которые за Ереваном стоят.
Мне бы не хотелось, чтобы Армения, которая всегда, как и Азербайджан, была страной дружественно настроенной к РФ, и Россия всегда дружественно относилась и к азербайджанскому, и к армянскому народам, встала бы зыбкий путь конфронтации с Россией. Но если еще недавно Ереван предпринимал попытку усидеть сразу на нескольких стульях – и российском, и западном, то теперь возникает ощущение, что Пашинян просто ногой один из стульев выбивает.
Важно прийти к окончательной нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, подписанию между государствами мирного договора. Но дело в том, что в сегодняшних геополитических условиях данная проблематика является частью проблемы сохранения СНГ в целом. И от того, насколько устойчивым будет институт Содружества, зависит и вопрос разрешения армяно-азербайджанского урегулирования. Очевидно, коллективный Запад работает во всех направлениях, по всем фронтам, постсоветское пространство давно интересует наших партнеров и поэтому зайти на него, выдавить Россию, сохранить конфликтную зону – это основная задача. Выбирают слабых, выбирают управляемых. Алиевым не поуправляешь. Путиным – тоже. Эрдоганом – также нет. Выбирают тех, кого сами привели.
Несколько лет назад я присутствовал на нескольких дискуссиях. На них ряд политологов, общественных деятелей говорили, что да, Никол Пашинян пришел к власти в Армении на американских деньгах, до этого он отличался антироссийскими высказываниями, но позже сменил риторику и, в общем, можно сказать, что Пашинян своими действиями опроверг свою прозападность. Но это была лишь видимость. Как я и сказал, 2022 год и в особенности, последние месяцы года показали, что это был отвлекающий маневр со стороны премьера Армении. И сейчас он уже отрабатывает свой приход к власти в 2018-м году. Отрабатывает американскую повестку реализации нанесения удара по СНГ. А это еще раз дает сигнал всем нам в СНГ - надо быть бдительными, не надо расслабляться. Я слышал от многих коллег по цеху, такую фразу, что армянский народ – дружественный. Это действительно так. Что у многих армян в России бизнес, что их не оторвать от РФ. Я бы в этом вопросе был очень аккуратен и сдержан. Ровно все то же самое говорили про Украину. После распада СССР у украинцев спрашивали, может ли быть так, что отношения с Россией изменятся в худшую сторону. Нет отвечали, не может быть. Но системная работа сделала свое – вода камень точит – привела к тому результату, который мы сегодня видим. Поэтому в отношении Армении у меня очень много опасений.
Очень бы хотелось, чтобы руководство Армении занимало взвешенную позицию, соблюдало договоры и договоренности. И чтобы политика коллективного Запада по отрыву Армении от России закончилось полным провалом.
- Мы видели в течение года последовательные провокации со стороны Франции в отношении Азербайджана, и в последние месяцы они развернулись в полную мощь. В декабре, как известно, лидеры ведущих французских политических партий обратились к Макрону с тем, чтобы «сделать Францию великой» ввести в отношении Азербайджана санкции, разместить французских наблюдателей в Карабахе и прочее. 31 декабря Россия и ряд других стран предотвратили проталкивание Францией в Совбезе ООН также несбалансированной резолюции по ситуации в Лачинском коридоре… Это тоже игра Запада против России, часть игры? Политические амбиции Макрона, но через призму общей ситуации конфликта РФ и Запада?
- Безусловно, это часть игры Запад против России, ее союзников, по раскачиванию Южного Кавказа, СНГ. Здесь «работают» и личные амбиции Макрона, которые опирается в том числе и на факт наличия во Франции крупнейшей армянской диаспоры. Правда президент Франции, который одновременно на разных направлениях пытается играть – и по Украине посредничать, и по снабжению Европы газом – везде свои цели проваливает. В Америку ездил с протянутой рукой, терпел, как поощрительно Байден его похлопывает по плечу. Макрону хочется где-то достичь успеха. Но не получается. Результат в основном негативный.
Как известно, фразу «Запад нам поможет» произносили более ста лет назад, во время гражданской войны в России. Но как помогает Запад, мы видели. Повешен Саддам Хусейн, зверски растерзан Муаммар Каддафи. Вот, собственно, такая «помощь» Запада. Убивают, а потом как Хиллари Клинтон говорят: «Уау!» Поэтому попытка решить вопрос с помощью какого-либо западного посредника, в том числе на Южном Кавказе абсолютно деструктивна. И любая отправка каких-либо иностранных войск в Карабах – это очень опасный фактор, который может привести к серьезной эскалации далеко не только между Арменией и Азербайджаном. В этой зоне находятся российские миротворцы, находятся абсолютно легитимно, по согласию сторон. Известно, что у конкретных стран есть сферы влияния. Условно говоря, Соединенные Штаты никогда не потерпят, чтобы в их подбрюшье какая-то другая страна задавала тон. И в рамках национальных интересов это понятная уважаемая позиция. Также и в рамках СНГ. России и другим региональным государствам внерегиональное влияние не нужно. Это ни к чему хорошему не приведет. На Южном Кавказе нечего делать ни французам, ни кому-либо из представителей иных западных государств. Поэтому принадлежность роли главного посредника между Азербайджаном и Арменией логична для России.
- Наверное, можно говорить о том, что Россия и Азербайджан смотрят в одном направлении в вопросе окончательной нормализации на Южном Кавказе. В той ситуации, которая сложилась в конце года и обострилась, какие шаги могут быть предприняты в наступившем году со стороны России, Азербайджана, как нужно действовать? Какие прогнозы?
- Сложно сказать. Мы с вами видим, когда проходят двусторонние телефонные переговоры лидеров России и Азербайджана, лидеров России и Армении, когда «на полях» мероприятий за закрытыми дверями проходят трехсторонние встречи, как правило официальная информация по итогам ограничивается общими словами, формулировки крайне сдержанны, что вот встретились, обсудили и на этом точка. При этом за всей этой официальной краткой информацией – обсуждение на регулярной основе, порой нон-стоп самых разных сложных моментов. Они обсуждаются в закрытом формате. В данном случае прогнозировать, какие нужно осуществлять шаги, я не готов. Но я скажу о другом. Есть русская пословица «Все, что ни делается – к лучшему». Мне кажется, деструктивная и провокационная позиция, которую заняла Армения, она в очередной раз помогла России и Азербайджану. Потому что, я уверен, то, что звучало на переговорах на разных уровнях между Азербайджаном и Арменией в кулуарах, в том числе проблематика невыполнения Ереваном достигнутых договоренностей, теперь начало озвучиваться российской стороной в публичном поле. То есть позиция Пашиняна еще больше сблизила Россию и Азербайджан. Мне кажется, это движение в очень правильном направлении. Потому что если говорить о будущем СНГ, мне кажется, позиция, которую заняла Армения, может привести к переформатированию в управлении этой структурой, когда реальные рычаги управления в рамках Содружества (естественно, при учете интересов, мнений, позиций всех стран), должны принадлежать тем лидерам, которые являются независимыми и суверенными, иначе ничего мы не добьемся положительного результата. А в рамках СНГ я знаю только трех таких лидеров – это Путин, Лукашенко, Алиев.