AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
10 интересных фактов из жизни великого поэта-мыслителя Насими (фото)

10 интересных фактов из жизни великого поэта-мыслителя Насими (фото)

Лейла Мурад    "Москва-Баку"
30.01.2019 12:10
/upload/iblock/39a/39ae6ec7535efe2690d662ada0b2dda0.jpg

2019 год согласно распоряжению президента Ильхама Алиева объявлен в Азербайджане «Годом Насими», в честь основоположника традиции письменной поэзии на азербайджанском языке Сеида Имадэддина Насими. В документе, подписанном главой Азербайджана, подчеркивается, что «богатое наследие поэта-мыслителя Имадеддина Насими, оставившего глубокий след в обладающей многовековыми традициями художественной и философской мысли азербайджанского народа, и сегодня имеет важное значение в духовно-нравственном совершенствовании людей». В распоряжении отмечается также, что творчество Насими, занимающее присущее ему достойное место в сокровищнице культурных богатств народов Востока, на протяжении многих лет находится в центре внимания научно-литературной мысли. Много веков его имя превозносится, как символ мужества, непоколебимой воли, верности своим убеждениям, о нем создают легенды и пишут художественные произведения. В 2019 году исполняется 650 лет со дня рождения Насими. «Москва-Баку» представляет 10 интересных фактов о великом мыслителе Насими.

1. Место рождения Насими - Шемаха

Ученые долгое время спорили о месте и времени рождения Насими. Некоторые утверждали, что поэт родился в селении Насим близ Багдада, другие в турецком Диярбекир, иранском Тебризе и Ширазе, азербайджанской Шемахе и Баку. Брат Насими поэт Шахандан (Шахиде-хандан) предположительно похоронен на кладбище Шахандан в Шемахе. Азербайджанский исследователь Салман Мумтаз отмечал, что кладбище Шахандан в Шемахе связано с именем брата Насими Шахандана. На основе этого Мумтаз приходил к выводу о том, что Насими родился в Шемахе. Немецкий тюрколог Герхард Дёрфер считал, что Насими происходил из Азербайджана, а не Анатолии или Хорасана. На основании этого ученые пришли к выводу, что Насими родился в Шемахе в середине XIV века. Поэтический псевдоним поэта «Насими» предположительно является производным от арабского слова «несим» (легкий ветерок).

2. Из города с богатыми традициями

В те годы Шемаха являлась столицей династии Ширваншахов и славилась на Ближнем Востоке как город с богатейшими культурными традициями. Здесь Насими получил прекрасное образование, изучал математику, астрономию, медицину, логику и философию. Он глубоко проникся восточной и древнегреческой философией, хорошо знал ислам и христианство, литературу разных народов мира. Насими был одним из крупных ученых своего времени, прекрасно разбирался в схоластической премудрости мусульманского Востока и пользовался большой известностью среди своих современников. Поэт блестяще писал как на родном, азербайджанском, так и на арабском, персидском языках.

/upload/iblock/8b0/8b0cdd293ad61b4f012de949bbab00c6.jpg

3. Поэт-лирик

Воспитанный на наследии великих азербайджанских поэтов Низами Гянджеви и Хагани Ширвани, Насими еще в молодости увлекся поэзией, а первые свои произведения подписывал псевдонимом Хусейни и Сеййид. Насими стал первым поэтом в истории азербайджанской литературы, писавшим любовные лирические стихи (газели) на азербайджанском языке. Он создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка, что оказало большое влияние на последующее развитие литературы Азербайджана. Его наследие - один из интереснейших этапов развития общественной мысли средневекового Азербайджана. Именем Насими заканчивается средневековая история поэзия Азербайджана и начинается новый этап азербайджанской культуры, венцом которого явился великий поэт XVI века - Мухаммед Физули.

/upload/iblock/dc8/dc827399bd074b7e6d1362dfa12b063d.png

4. Увлечение хуруфизмом

Поэт носил титул «сеид», который указывал на происхождение его родословной от пророка Мухаммеда. Этот факт, в свою очередь, подтверждал и сам Насими в некоторых своих стихотворениях. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что поэт выступал против ислама, что не совсем верно. Насими порицал деспотизм, невежество, которые проявляли средневековые правители. Ведь жизнь и творчество поэта совпали с нашествием орды Тамерлана в Азербайджан. Тимуриды проповедовали ислам, но в тоже время отличались жестоким отношением к местному населению. Это привело к тому, что народ стал испытывать ненависть к владычеству тимуридов, а идейным выражением протеста масс стало движение «Хуруфи». Его представители смело разоблачали догматы ислама, считая, что священная книга «Коран» - это чудесный образ Аллаха, явленного пророку. Учение Хуруфи признавало тождество человека с божеством, а знаменитая фраза «Аллах - это я!» имела огромное распространение по всему Ближнему Востоку и Азербайджану. Насими, разделяя народную ненависть к господствующей знати, увлекся идеями хуруфитов и стал одним из горячих приверженцев движения.

/upload/iblock/523/5231ed235023288b38178f9c931b77b7.jpg

5. Путешествие в Халеб

После казни своего учителя Наими азербайджанский поэт покидает Шемаху. Из произведений поэта можно заключить, что одно время он жил в Багдаде, побывал в городах Ирака, посетил Турцию, - Токате, Бурсе и другие города, где распространял идеи хуруфизма, за что неоднократно подвергался арестам и был брошен в темницы. Затем он отправился в город Халеб, ныне находящийся на территории Сирии, который являлся тогда крупным торговым центром между Востоком и Европой. Здесь поэт нашел сторонников и начал широко распространять свои взгляды. Он обосновался в Халебе и в течение многих лет жил там со своей семьей. Здесь у него появилось много друзей, распевавших на улицах и базарах города его чудесные стихи о земной радости и человекобоге. Но деятельность его в этом городе не осталась не замеченной султаном Египта Муайадом. Из-за обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорен к смертной казни и должен был принять мученическую смерть.

6. Мученическая смерть поэта

Судьба Имадеддина Насими на Востоке является символом мужества и верности своим убеждениям. История народов Востока знает немало личностей с железной волей, которые шли на казнь за свои убеждения, не изменяя им до последнего дыхания. Однако ни одна из этих казней не была так трагична и мучительна, как казнь Насими. Египетский султан приказал содрать с него кожу и выставить тело на всеобщее обозрение. С живого поэта содрали кожу. Уже обессиленный и умирающий, он продолжал твердить слова своего учителя, основу учения хуруфитов: «Аллах - это я!» Тогда у него спросили: «Если ты Аллах, так почему же бледнеет твое лицо?» Насими, как повествует народное предание, собрал последние силы и ответил палачам: «Я - солнце, взошедшее над горизонтом великой любви. Когда солнце совершает последний путь на запад, оно бледнеет». Так умер великий азербайджанский поэт. Тем не менее, казненный Насими не покинул этот мир - на протяжении столетий он живет в сердцах людей, в своих произведениях, воздвигнув себе памятник в мировой поэзии, литературной и философской мысли.

/upload/iblock/ab1/ab185ae73a3f8ee1c392a98e18869b11.jpg

7. Легенды о Насими

Легенды рассказывают о мужественном и стойком поведении Насими во время казни. Согласно преданию, один из богословов, присутствовавших на казни, заявил, что кровь Насими проклята, и все, на что она попадет, должно быть отрублено мечом и выжжено огнем. Сразу после его слов, капля крови Насими попала на палец самого богослова. Толпа присутствовавших на казни людей потребовала отрубить палец, на что богослов, испугавшись за свой палец, стал отвечать, что он говорил иносказательно. Умирающий поэт успел сочинить по этому поводу ставшее затем пословицей двустишие:

«Если отрубят палец благочестивого - отвернется от истины. А с несчастного влюбленного снимают кожу с ног до головы - не плачет».

/upload/iblock/65f/65f058105a550cf6d725ac8dda7ab4e1.jpg

8. Насими-мыслитель

Философские взгляды Насими были прогрессивными для XIV века. Гимном жизни Насими являлся призыв к духовной свободе, общечеловеческим ценностям, любви к человеку, свободе, миру. Жизнь в понимании Насими - это эволюция, а мир создан в результате развития материи. Он наделял человека богоподобными качествами:

«В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.

Я - суть, я не имею места, и в бытие я не вмещусь.

Всё то, что было, есть и будет - всё воплощается во мне.

Не спрашивай. Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь».

Насими считал, что желающий постичь истину, должен стремиться понять человека, его побуждения и стремления к красоте и добру. Ибо человек для Насими - центр мироздания, его венец:

«О, ты, что сокровищ, искал средь камней и металлов,

Ценней человека сокровищ ещё не бывало»!

9. Память о Насими

В честь великого мыслителя в Азербайджане назван ряд учреждений, станция Бакинского метрополитена, школы и улицы. О поэте снят ряд документальных и художественных фильмов, знаменитым азербайджанским композитором Фикретом Амировым написан балет «Сказание о Насими». В Баку и Шемахе установлены памятники Насими. В мае 2017 года в генеральном штабе ЮНЕСКО в Париже состоялось мероприятие по случаю 600-й годовщины со дня смерти выдающегося поэта и мыслителя. В прошлом году также прошел ряд знаковых мероприятий, связанных с памятью Имадеддина Насими. В сентябре в Азербайджане состоялся «Фестиваль поэзии, искусства, духовности - Насими», а уже в ноябре в российском МГИМО был установлен бюст Насими. Церемония открытия памятника состоялась в рамках одноименного Фестиваля, который проходил в Москве.

10. Место захоронения - Халеб

Поэт был похоронен в Халебе, на общем кладбище, там же были захоронены его потомки. В 1970-х годах могилу Насими посетил Гейдар Алиев. К сожалению, спустя 600 лет после смерти Насими террористы превратили в руины древний центр города Халеб, включенного в cписок материально-культурного наследия ЮНЕСКО. Гробница поэта также подверглась разрушению. Как бы символично не звучало, экстремисты, спустя 600 лет словно вновь казнили Насими. Однако, несмотря на все это, идеи и поэзия Насими, его призывы к толерантности и миру никогда не будут уничтожены.

/upload/iblock/83a/83a0583af73c516f5c5aa71736c4e962.jpg