- Что удалось выяснить в ходе изучения экспонатов декоративно-прикладного искусства - керамических печей и каминов Баку?
- В Баку мы прибыли по приглашению Национального музея искусств Азербайджана и посетили несколько особняков и домов, в которых сохранились уникальные образцы изразцового керамического искусства конца XIX-начала XX века. Это особняк де Бура, где сегодня располагается Национальный музей искусств Азербайджана, бывший дворец Зейналабдина Тагиева (Азербайджанский музей истории), бывший особняк Агабалы Кулиев (Союз архитекторов Азербайджана), квартира-музей Наримана Нариманова, а также особняк Алекпера Мешадибекова (Центр Максуда Ибрагимбекова). Как выяснилось, все печи и камины Дворца де Бура были созданы еще во времена Российской империи. Их изучение может пролить свет и на общие страницы азербайджано-российской истории. Дворец де Бура был построен в XIX веке по заказу одного из нефтяных магнатов Баку, управляющего компанией барона Ротшильда - Льва де Бура.
С помощью бакинских коллег было проведено исследование старинных изразцовых печей и уже можно поделиться первыми результатами. В большинстве своем печи и камины, которые нам удалось увидеть в столице, выполнены по немецким формам в стиле историзма и модерна. В процессе изучения материалов в фонде музея мы нашли изразцы печей, на которых было обнаружено клеймо одной из немецких фабрик города Фельтен. В прошлом Фельтен был центром по производству печных изразцов. Дизайн других печей также разработан немецкими архитекторами, такими как Пауль Обст и Эрнст Спут, но их изразцы произведены не в самой Германии, а на предприятиях бывшей Российской империи. Дело в том, что в конце XIX века немецкие формы изразцов были довольно популярны и их закупали практически все заводы изразцовых облицовок для печей и каминов в Риге, Витебске, Великом княжестве Финляндском и других городах.
- Сколько керамических печей и каминов, установленных в особняках и домах Баку, вы успели изучить?
- Несколько десятков. Причем практически все печи дошли до наших дней в довольно неплохом состоянии. В Национальном музее искусств Азербайджана нам показали двустороннюю печь. Это когда камин затапливается в одном помещении, а его задняя стена выходит в другое. Таким образом тепло сохраняется во всем доме. В бывшем особняке Алекпера Мешадибекова на одной из печей было обнаружено клеймо витебского завода Б.Я.Лисовского. Клеймо этого же завода мы нашли и на одной печи Дворца де Бура. Мы обнаружили также печь с клеймом производителя одного из заводов Риги.
- Как считаете, «Миссия Добро» удалась?
- Однозначно, да. Ведь основная задача нашей миссии заключалась, прежде всего, в помощи в атрибуции керамических печей и каминов бывшего Дворца де Бура. Результатом нашей работы станет выпуск буклета, посвященного изразцовым печам и каминам Дворца де Бура, а также разработка методических рекомендаций по проведению экскурсий. В процессе исследования мы поняли, что не стоит ограничиваться одним лишь этим пространством. Нужно смотреть шире: Баку богат на экспонаты декоративно-прикладного искусства и наша задача - познакомить с ними бакинцев и гостей города. Для многих печи, которые они видят в музейных залах - незатейливые предметы старины, которые когда-то хозяева особняков и домов использовали по назначению. Но все не так просто, как кажется. Это такие же исторические экспонаты, как и те, что заняли свои местах на музейных стеллажах. Настоящие произведения искусства! Поэтому, думаю, информационным музейным буклетом мы не ограничимся. У нас получится набрать богатый материал на целый альбом, посвященный изразцовым печам и каминам Баку. И в этом нам обещал помочь бакинский архитектор Эльчин Алиев. Надеемся, что сотрудничество с азербайджанскими коллегами продолжится, и мы готовы вновь вернуться в Баку, но уже с презентациями, мастер-классами и лекциями о печном искусстве. В свою очередь мы приглашаем всех желающих в Санкт-Петербург, где они смогут ознакомиться с масштабной коллекцией первого в России Музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх».
- Андрей Иванович, а в чем же ценность старинных керамических печей и каминов, которые давно отслужили свой век?
- Прежде всего, это уникальные памятники художественной промышленности и искусства, но одновременно и богатый исторический источник информации о культуре жителей Баку конца XIX-начала XX веков. Поэтому те немногие сохранившиеся изразцовые печи и камины необходимо сохранять, привлекать к ним внимание широкой общественности.
- Любовь к искусствоведению у вас с детства?
- Искусствоведением я увлекся в раннем возрасте. Будучи школьником, участвовал в работе искусствоведческого кружка Государственного Эрмитажа, где мы изучали историю искусства Западной Европы, Востока, Древней Руси, России периода Петра I. Вы спросите, почему же после окончания школы я не поступил на факультет искусствоведения, если так любил эту профессию? Дело в том, для поступления нужно было сдавать экзамен по английскому языку, который у меня «хромал». Я не хотел рисковать и поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. Долгое время преподавал в вузах и работал в органах государственного управления. В 2001 году в звании подполковника таможенной службы вышел на пенсию по выслуге лет и увлекся изучением архитектурной керамики. Так увлекся, что теперь это стало смыслом жизни. И сегодня я занимаюсь именно тем, о чем, собственно, мечтал в детстве.
- Вы впервые в Баку?
- Нет. Это мой второй визит в азербайджанскую столицу. В первый раз приехал сюда в 2018 году в качестве туриста. Просто захотелось увидеть город, о котором так много слышал. Тогда я обошел основные бакинские музеи, познакомился с их экспозицией. Помню, на тот момент в Национальном музее искусств Азербайджана шел ремонт и мне удалось увидеть лишь две-три керамические печи, которыми я так интересовался. И вот, спустя шесть лет, мне выдалась прекрасная возможность вновь приехать в Азербайджан и исследовать практически все исторические печи и камины, расположенные там, а также в других особняках и домах Баку.
Безусловно, Баку произвел на меня большое впечатление. Красивый, ухоженный город, со своим колоритом, в котором сочетаются и Восток и Запад.
- Интересно, откуда у вас такая тяга в Востоку?
- Наверное, от деда по материнской линии Абдулгалима Айдарова. Он родился в 1883 году в Оренбурге. Закончил медресе «Хусаиния» - образовательное учреждение Духовного управления мусульман Оренбургской области. Абдулгалим Айдаров знал несколько тюркских языков, а также арабский и персидский. В начале 1920-х годов возглавлял тюркский отдел наркомата просвещения РСФСР. Был сотрудником народного комитета по делам национальностей РСФСР, членом мусульманской секции национальных меньшинств ЦК РКП, преподавал. Дед - автор научных трудов по башкирскому фольклору, орфографии башкирского языка, а также более десяти учебников и учебно-методических пособий для рабфаков и техникумов. По подозрению в шпионаже был репрессирован в 1937 году, а позже - реабилитирован. Когда его расстреляли, моей маме едва исполнилось 10 лет. Когда я был в Оренбурге, мне предоставили возможность ознакомиться с допросными документами деда. Планирую снова отправиться на родину деда, чтобы узнать о нем всю информацию.